ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
Исторические народные песни выражают чувства безымянных авторов в связи с какими-то историческими событиями, будь то война, поход, народное восстание, а также случаями из жизни царей, государственных деятелей, предводителей бунтов и восстаний.
В таких песнях изображена жизнь народа как носителя истории, ее творца. В них отражено стремление народа к свободе и независимости.
* * *
Из-за леса, леса темного
Не бела заря занимается,
Не красно солнце выкаталося,
Выезжал туто добрый молодец,
Добрый молодец
Емельян-козак, сын Иванович.
Под ним добрый конь – сив-бур-шахматный,
Сива гривушка до сырой земли,
Он идет – спотыкается.
Вострой сабелькой подпирается,
Горючими слезами заливается:
“Что ты, мой добрый конь, рано спотыкаешься,
Али чаешь над собой невзгодушку,
Невзгодушку, кроволитьице?”
Мы билися троя суточки,
Не пиваючи, не едаючи,
Со добра коня не слезаючи.
* * *
Как у нас было на Волге: не черным-то зачернелось,
Не черным-то зачернелось, не белым-то забелелось,
Не белым-то забелелось, не красным-то закраснелось,
Не красным-то
Зачернелось на Волге Стеньки Разина собранье,
Забелелись на Волге Стеньки Разина вольны парусочки,
Закраснелись на Волге Стеньки вольного стружочки.
То не гром на Волге грянул, Стенька Разин слово молвил,
Стенька Разин слово молвил: вы, ребята, не робейте.
Вы гребите, не робейте, своей силы не жалейте.
Астрахань город пройдет в полуночи,
А черный (Казань) город на белой зорьке.
Увидали, усмотрели астраханские часовые,
Астраханские часовые со своей высокой башни,
Со своей высокой башни, воеводе доложили.
Астраханский воевода велел в колокол звонити,
Велел в колокол звонити да из пушек палити.
Что возговорит Стенька Разин: “Ой ты гой еси воевода,
Пушкарей ты не турбачь же, свово пороху не трать же,
Меня пушечка не возьмет, меня ядрышко не убьет”.
- Исторические песни как жанр устного народного творчества (1) Всем известна покоряющая сила русских народных песен. Они обладают свойством не только проникать глубоко в душу, но и вызывать сопереживание. Этот чудесный жанр фольклора стал неотъемлемой частью нашей жизни, он подтвердил свое право на существование, пройдя Длительное испытание временем. Исторические народные песни ценны тем, что в них нашли отражение реальные события прошлых лет. Передаваясь из […]...
- Исторические песни как жанр устного народного творчества (2) С давних пор люди слагают песни о своей жизни, о важных событиях. Со временем эти события отходят в прошлое, умирают их участники. Давними становятся и сами песни, однако они не забываются – люди продолжают их петь. Песни, в которых изображены важные события и выдающиеся личности прошлого, называются историческими. В старинных исторических песнях рассказывается о героической […]...
- Исторические песни и былины. Сходства и различия Черты сходства: – изображают события, которые сохранились в памяти народа; – почти отсутствует рифма, то есть и былина, и народная песня исполняются речитативом; -общие художественные средства (повторения, сравнения, постоянные эпитеты). Различия: Былины: -сказочный сюжет (это связано с тем, что события, изображенные в былине, почти стерлись в памяти людей); -достаточно большой объем; – герои – лирические […]...
- На тему “Героические песни и баллады в мировой литературе” Илья Муромец – патриот своей земли. Сколько чужестранцев старалось подчинить русский народ, воспользоваться богатством его земель, ноне покорился народ. Сломать злую, гадкую силу, освободить свой народ выходили богатыри. Среди них – народный любимец Илья Муромец, “добрый молодец”. Вот он на картине выдающегося русского художника В. М. Васнецова, а рядом с ним – его товарищи, сильные, […]...
- ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ *** Лирические песни, по определению В. Г. Белинского, – это простодушное излияние “горя или радости сердца в тесном и ограниченном кругу общественных и семейных отношений. Это или жалоба женщины, разлученной с милым сердца и насильно выданной за немилого и постылого, тоска по родине, заключающейся в родном доме и родном селе, ропот на чужбину, […]...
- Летописный источник “Песни о Вещем Олеге” А. С. Пушкина Летописный источник “Песни о Вещем Олеге” А. С. Пушкина Летописный источник “Песни о Вещем Олеге” А. С. Пушкина 1. Знаменитый памятник древнерусской литературы. 2. Основа баллады А. С. Пушкина. 3. История героя и страны. “Повесть временных лет” – знаменитый памятник древнерусской литературы. Она представляет собой летописный свод, рассказывающий об истории страны, обо всем, что происходило […]...
- Идейно-художественное своеобразие “Песни о Буревестнике” и “Песни о Соколе” Идейно-художественное своеобразие “Песни о Буревестнике” и “Песни о Соколе” Жанр произведений определен как песня. Это указывает на их лиро-эпический характер. Однако обе песни обладают другими жанровыми признаками – в них присутствуют черты притчи. Большое распространение получили в революционную эпоху, явились своего рода “гимнами революции”. Романтизм: А) Концепция главного героя: противопоставление сильной личности и общества (Буревестник […]...
- Лотреамон (1846-1870) – Песни Мальдорора – Отрывок из песни IV На мне короста грязи. Меня заели вши. Свиньи блюют при взгляде на Меня. Кожа моя поражена проказою и покрыта струпьями; она лопается и гноится. Не касается ее влага речная, не орошает ее влага небесная. На темени моем, словно на навозной куче, вырос огромный поганый гриб. Четыре столетия восседаю я в полной неподвижности на давно утратившем […]...
- Есть ли у вас любимые песни? Это песни Якушевой Принято считать, что движение авторской песни – это наше отечественное явление, которое возникло в 50-е годы, когда на фоне тотального вранья и лицемерия, возведенного в государственную политику, появилась настоятельная необходимость в глотке свежего воздуха, свободы, правды. Но авторская песня – явление общемировое и возникло тысячи лет тому назад. Необходимость в подобных уточнениях в том, чтобы […]...
- Роль песни “Не шуми, мати зеленая дубрава..” в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” “Капитанская дочка” – глубоко народное произведение. Пушкин провел огромную работу по поиску материала для написания повести: читал архивные материалы, общался с очевидцами пугачевского восстания, собирал народные песни, пословицы, поговорки. Поэтому повесть можно назвать исторической и близкой к простым русским людям. Почти все эпиграфы к главам взяты из народного творчества. Особое место в произведении занимает “заунывная […]...
- Лирические песни Верхней Волги Истоки русской лирической песни уходят в древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли “песнелюбцами”. Историки музыки утверждают, что уже на ранних этапах своего развития славянские песни оказывали влияние на музыку соседних народов и становились фактором мировой музыкальной культуры. При […]...
- Исторические романы Михаила Загоскина Михаил Николаевич Загоскин (1789-1852). Загоскин на литературное поприще вступил еще в 1815 г. как автор комедий и в течение ряда лет написал значительное количество пьес, пользовавшихся немалым успехом (“Богданов, или Провинциал в столице”, “Вечеринка ученых”, “Благородный театр” и др.). Но широкую известность ему принес его первый исторический роман “Юрий Милославский, или Русские в 1612 году”. […]...
- Сочинение на тему: ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ В “ПЕСНИ О РОЛАНДЕ” В поэме “Песнь о Роланде” используются образные средства, характерные для произведений народного творчества, – это постоянные эпитеты (так, например, французы называют Францию милой, свободной, короля Карла – могучим, славным, седобородым), повторения (просьба Оливьера к Роланду протрубить в рог повторяется несколько раз), олицетворения, параллелизмы, причитания и плачи, сочувственное отношение природы, обилие военных эпизодов, вещие сны и […]...
- Сопоставительный анализ “Песни о Вещем Олеге” А. С. Пушкина и эпизода “Смерть Олега” в “Повести временных лет” Сопоставительный анализ “Песни о Вещем Олеге” А С Пушкина и эпизода Повести временных лет “Смерти Олега”. Оба произведения построены на одинаковом сюжете: предсказание жреца, расставание Олега с конем, встреча на могиле через 4 года, смерть Олега. Однако описаны они по-разному, и читателем воспринимаются как две противоположности. В Повести временных лет (далее ПВЛ) – перечисление фактов, […]...
- Какую роль в романе А. С. Пушкина “Капитанская дочка” играют исторические персонажи? (ЕГЭ по русскому) В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин изображает крестьянское восстание 70-х годов XVIII столетия под предводительством Пугачева. В вымышленном повествовании он показывает реальных для эпохи героев, которых выводит на первый план. Основным историческим персонажем произведения стал Емельян Пугачев. Беглый донской казак выдает себя за почившего государя Петра III. Пушкин неоднозначно относится к личности предводителя бунтарей, раскрывая […]...
- Летописная основа “Песни о вещем Олеге” Пушкина 1 вариант Не раз Александр Сергеевич Пушкин обращается в своем творчестве к исторической тематике. Поэта интересует прошлое России, его связь с настоящим. Обращается он и к летописным источникам и пишет произведение “Песнь о вещем Олеге”. Сказание А. С. Пушкина – поэтическое переложение сохранившейся в летописях легенды о смерти киевского князя Олега от собственного коня, предсказанная […]...
- Художественные особенности “Песни о вещем Олеге” Пушкина 1 вариант А. С. Пушкин в 1822 году пишет “Песнь о вещем Олеге”, в основе которой лежит историческое событие. Сам Пушкин назвал свое произведение “Песнью…”, подчеркнув связь с устным народным творчеством и указав на важную черту произведения – стремление воспеть “дела давно минувших лет, преданья старины глубокой”. Позиция писателя раскрывается через использование в песни различных […]...
- “Не небесам чужой отчизны – Я песни Родине слагал!” Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой… Н. А. Некрасов В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова слово “родина” объясняется следующим образом: “Родина – отечество, родная страна, место рождения…” Можно согласиться с этим определением. Но только ли такой смысл слова “родина” встречаем мы в […]...
- Основной конфликт “Песни про купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” была написана М. Ю. Лермонтовым в 1837 году. Разочаровавшись в своей современности, писатель обращается “ко временам далеким”. В “Песне” Лермонтов описывает события, происходящие во времена Ивана Грозного. По мнению поэта, в то время еще существовали честные и порядочные люди, действовали представления о долге, чести, […]...
- Исторические взгляды Л. Толстого В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой предстает перед читателем не только как самобытный гениальный писатель, стилист и художник. Важное место в сюжете занимают его оригинальные исторические взгляды и идеи. Писатель, который в России всегда больше чем писатель, создает собственную философию истории: цельную систему взглядов на пути, причины и цепи общественного развития. Изложению их […]...
- Исторические романы и их значение в русской литературе Общественная значимость и актуальность нравственно-философского урока, извлекаемого автором из событий трехсотлетней давности, становится все более очевидной на исходе XX столетия. Позиция автора романа “Я пришел дать вам волю” прочитывается в русле поисков свободы личности, свободы народа, которые вели лучшие писатели 1950 – 1970-х годов – Б. Пастернак, В. Гроссман, Ю. Домбровский. Пафос свободы как естественного […]...
- Исторические события в романе “Война и мир” Философскому, историческому роману-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” присущи также и черты романа психологического. Страница за страницей раскрываются перед читателем характеры героев Толстого в их похожести и разнообразии, статичности или изменяемости. Одним из ценнейших свойств человека Толстой считал способность к внутреннему изменению, стремление к совершенствованию, к нравственному поиску. Любимые герои Толстого меняются, нелюбимые статичны. […]...
- Зарубежные исторические романы на русском языке М. Горький еще в 1899 году горячо приветствовал появление на русском языке исторического романа “На рассвете” (1889) – из эпохи освободительной борьбы болгарского народа против турецкого ига. Автор этого романа – польский писатель-демократ Теодор Томаш Еж (псевдоним Зыгмунта Милковского, 1824-1915) – “всю свою долгую жизнь посвятил на борьбу за права людей; был гарибальдийцем, пытался освободить […]...
- Социально-исторические корни драмы Чацкого В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека… А. С. Грибоедов В комедии “Горе от ума” отражен основной социально-исторический конфликт – борьба двух мировоззрений, двух идеологий, двух поколений. Это борьба нового – зарождающегося и развивающегося со старым – отживающим и тормозящим движение вперед. Это острее всего выражается в столкновении между молодыми представителями новой жизни […]...
- Исторические памятники культуры (по тексту Д. Лихачева) Предложенный для анализа текс Дмитрия Лихачева посвящен проблеме отношению нашей молодежи к историческим памятникам культуры. Как и большинство из нас, автор считает, что мы не достаточно бережно, а порой и с непростительной халатностью относимся к наследию наших предков. Д Лихачев вспоминает те позорные события в истории России: памятник на могиле Багратиона, который был взорван в […]...
- Исторические события, отображенные в романе “Война и мир” Толстой Характеризует здесь принципы художественной типизации, которыми пользовался уже в кавказских рассказах, шире – в Севастопольских рассказах и будет пользоваться еще шире – в “Войне и мире”. Более того, эти принципы типизации, открытые Толстым при изображении русского человека на войне, были перенесены художником и в другие сферы. Если внимательно прочитать пятнадцать вариантов начала “Войны и […]...
- Магия колыбельной песни Самой природой предусмотренная незримая связь между матерью и ребенком. Когда новорожденный грудной ребенок заплачет ночью, мать ощущает это и просыпается даже из глубокого сна. Когда волнуется мать, начинает плакать ребенок в колыбели. Приход нового человека в мир – большое событие для каждой семьи. Поэтому веками составлялись представления о том, как защитить ребенка от отрицательных влияний, […]...
- Лермонтов и песни гребенских казаков Поэту приходилось бывать в среде гребенцов, слышать их песни; возможно даже, что в его произведениях есть отзвуки этих песен, разнообразных по своим мотивам и высокохудожественных; они навсегда могли запасть в душу великого поэта, так глубоко понимавшего красоту русской народной поэзии. Некоторые детали стихотворений “Дары Терека” и “Казачья колыбельная песня” навеяны, быть может, казачьими песнями. Поэт […]...
- Исторические деятели эпохи в оценке Толстого: Кутузов и Наполеон Исторические события люди часто пытаются оценить с помощью критерия нравственности: добра и зла, корыстности и бескорыстия. Кутузов и Наполеон по мысли Толстого являются выразителями разных исторических тенденций времени. Кутузов был носителем живой связи со своим народом, что сообщило ему нравственную свободу, появившуюся в прозрении “высших законов”. Острое нравственное чутье руководило Кутузовым и внушало ему отвращение […]...
- Волх Всеславьевич: исторические предания и вымысел в былине Жизнь и мифы древних славян Когда и почему возникли песни о Волхе. Деяния князей-родоначальников надолго остались в памяти русского народа. Шли века. Киевская Русь, правители которой славились силой, удалью и богатством среди окрестных народов, распалась на множество княжеств. Страшное монгольское нашествие разорило Киев и другие города, возродило в народе вспоминания о борьбе богатырей со злыми […]...
- Межпредметный семинар “Исторические и литературные утопии и антиутопии” Межпредметные семинары являются частью синхронизированного курса “История-Литература-МХК”. Подготовку к семинару ученики начинают за 1-1,5 месяца до его проведения с самостоятельного чтения литературы и систематизации материала. Готовясь к семинару, ученики не знают ни вопросов, ни заданий, а получают лишь общие указания: найти, выделить информацию, оформить ее, сделать записи. Их задача – изучить предложенную литературу. Учитель контролирует […]...
- Исторические данные для характеристики образа Генриха IV в хрониках Шекспира В обеих частях “Генриха IV”, так же, как и в пьесах о Генрихе VI, король, именем которого названы хроники, не является главным героем. Но если в ранней трилогии вообще трудно отдать значительное предпочтение кому-либо из персонажей, то в “Генрихе IV” король как бы заслонен остальными главными персонажами: на это обстоятельство в весьма категоричной форме ука-зывает […]...
- Исторические источники и их использование в драме “Мария Стюарт” “Марию Стюарт” Шиллер писал около года. Он приступил к работе над драмой в апреле 1799 года и закончил ее в мае 1800 года. Самый сюжет не был для него новым. Еще в 1782 году в Бауэрбахе он намеревался написать трагедию о шотландской королеве Марии Стюарт и усердно изучал исторические сочинения, в частности труд английского историка […]...
- Исторические судьбы России в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник” (1) А. С. Пушкин, как и многие писатели, неоднократно в своем творчестве обращался к историческому прошлому России с тем, чтобы в минувших событиях найти ответы на вопросы современности. Раздумья автора над историческими судьбами России отражены в поэме “Медный всадник”, написанной в 1833 году. Это творение относится к циклу произведений о Петре I, о его преобразовательской деятельности […]...
- Исторические судьбы России в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник” (2) Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. Одно из его многочисленных произведений – поэма “Медный всадник”, в котором автор говорит о проблемах, волновавших его во время создания произведения, в 1833 году, например, о взаимоотношениях государства, власти и личности, о несовместимости подчас их интересов. Но “Медный всадник” – поэма не только социально-философская, но и историческая. Ведь […]...
- Земли родной минувшая судьба” (исторические произведения А. Пушкина) Тема исторического прошлого родины всегда волновала Пушкина как поэта и как прозаика. Им были созданы такие произведения, как “Песнь о вещем Олеге”, “Бородинская годовщина”, “Полтава”, “Медный всадник”, “Борис Годунов”, “История Пугачева” и, конечно же, “Капитанская дочка”. Все эти произведения описывают разные исторические события, разные исторические эпохи: начиная с полулегендарных событий, изложенных в древнерусском памятнике “Повесть […]...
- Шуточные песни на свадьбе фольклор (Детские народные сказки) Сюжет шутливых песен о женитьбе комара на мухе широко известен в фольклоре – он по-своему повлиял на известную сказку К. И. Чуковского о Мухе-Цокотухе. Шуточные песни – выражение веселого нрава народа, его ясного взгляда на жизнь. Настоящая ирония – всегда признак ума: в песнях много здравого смысла. От лирических песен отличаются песни, особо предназначенные для […]...
- Искусство в жизни человека (по рассказу “Степан Разин” ) О-о-эх, воля, моя воля! Воля вольная моя. Воля – сокол в поднебесье. Воля – милые края… Песня Самобытный художник и человек, Василий Макарович Шукшин видел и ценил в людях индивидуальность, оригинальный взгляд на мир. В своих любимых героях он как раз и отмечал эту “чудинку”. Не всегда это добропорядочные и “сплошь положительные” герои. Скорее наоборот, […]...
- Исторические проблемы в современной литературе (по роману А. Рыбакова “Тридцать пятый и другие годы”) Вижу колонны замерших внуков, гроб на лафете, лошади круп. Ветер сюда не доносит мне звуков русских военных плачущих труб… И. Бродский. Исторические проблемы всегда будут волновать писателей, потому что человеческий род в целом и каждый отдельный человек, лишенный исторической памяти, забывший или старающийся забыть собственное прошлое и прошлое своего народа, лишается своих корней, превращается в […]...
- Казачьи песни Одной из героических страниц славянских народов является борьба украинских казаков против турецко-татарского нашествия и польской шляхты за свободу и независимость. Зарождение казачества связанно и усилением взыскивания налогов у крестьян землевладельцами в XV веке. Не выдерживая непосильных налогов и гнета, народ сделал сопротивление, убегая на незаселенные земли, куда не достает рука землевладельцев. К опасной вольности до […]...