Историческая основа и образы-персонажей поэмы Т. Шевченко “Еретик”
Историческая основа поэмы “Еретик”. Поэма “Еретик” имеет еще и другое название – “Иван (Ян) Гус”. Именно так называл ее сам поэт в письмах к Пантелеймону Кулишу. События, описанные в произведении, происходят в XIV – XV столетии, в Чехии, когда чешские крестьяне и ремесленники восстали против немецкого дворянства и императора, которого поддерживал Ватикан.
Ян Гус – один из первых руководителей восстания. Ян Гус был идеологом чешской реформации – социально-политического движения против католицизма и власти феодалов.
Кругом неправда и неволя, Народ замученный молчит. И на апостольском престоле Монах отъевшийся сидит. Человеческой кровью шинкует И рай в батрачество отдает.
Коллективный образ служителей католической церкви. В создании этого образа четко ощутимая антипатия поэта к католическому
Шевченко называет их саранчой, воронами, сравнивает с котами, которые грызутся за мышонка, бугаями. Эти “разбойники”, “людоеды”, “тучные и красные” проповедуют
Свои догматы, кровь, пожары, Все злая на миру, войны, распри, Адских мучений бескрайний ряд…
Сила Гуса – в его тесной связи с народом, который верит своему проповеднику. По всей Праге слышатся глухой гул чехов, которые ругаются “и цесаря, и Вячеслава, и тот собор тысячеглавый”. Людям не убрать монахов, которые вызывают Гуса в Констанц, не хотят отпускать его.
Но когда проповедник решительно заявил, что не боится смерти, народ провожает его, “будто дети отца”. Смерть Гуса не сломала героического духа чешского народа:
Маленькой семьей собрались чехи взять земли из под костра и с ней Пошли в Прагу.
Значение поэмы “Еретик”. В поэме “Еретик” поэт показал картины жизни чехов XIV-XV столетии, за которыми четко прослеживалось бесправное положение народа. Начальные слова Яна Гуса к римскому папе были про всех угнетенных людей. После выхода поэмы эти слова с небольшими изменениями зазвучали песней, которая была направленная против царя:
Поэт часто использует измельчавшие слова (мамочка и т. п.), неполные рифмы (горы – голые, степь – серп и т. п.), что тоже является характерным для народной песни.
- Образы двух важнейших персонажей поэмы Кочубея и Мазепы Несравненно менее содержательными, чем источники, послужившие для исторической сюжетной линии поэмы, были материалы, которыми располагал Пушкин для построения ее “новеллистической”, или любовной, сюжетной линии – для изображения любовной связи между гетманом и дочерью Кочубея, ставшей первопричиной Кочубеева доноса, его гибели и гибели героини. В построении поэмы эта любовная линия играет чрезвычайно важную и необходимую роль: […]...
- Историческая основа и романтический миф поэмы Байрона “Мазепа” В творческом заделе Байрона не только поэзии. Он известный миру и как автор поэм “Шильонский узник”, “Гяур”, “Корсар”, “Лара”, драматических произведений “Манфред”, “Каин”, романа в стихах “Дон Жуан” и др. Мировое признание молодому автору принесла его поэма “Паломничество Чайльда Гарольда”, герой которой, разочаровавшись в сладких мечтах юности, убегает от общества в далекие экзотические края, где […]...
- Историческая тематика в творчестве Т. Шевченко Специфика произведений на историческую тематику в творчестве Т. Шевченко. Произведения, посвященные исторической тематике, имеют большое значение для литературы. Эти произведения отличаются художественным совершенством, историческим достоверностью, большой художественной ценностью. Они объединяются изложением фактов и захватывающим сюжетом. Такого эффекта автор достигает через объединение художественного вымысла с историческим материалом. Произведения Тараса Шевченко на историческую тематику. “Гамалия”. В поэме […]...
- Историческая основа “Слово о полку Игореве” В основе сюжета “Слова о полку Игореве” легли реальные Исторические факты, подтверждающиеся известными летописям. Вторая половина XII в. – время обостренного соперничества русских князей. С наступлением смуты – раздробленности русских земель, удельные правители стали использовать в междоусобной борьбе половцев – кочевые тюркские племена, появившиеся на юго-восточных границах Руси в начале ХІ в. Главный герой ” […]...
- В. Барка “Желтый князь”: Историческая основа романа Историческая основа романа, как автор ее раскрывает и объясняет? Сталинские события голодомора в Украине оставили глубокий след в душе В. Барки, который сам его тяжело пережил, а потом наблюдал на Кубани в 1933-1934 годах. В его руки попала и тетрадь записей о трагедии семьи Катранников, что обеспечило достоверность страшных картин искусственного голодомора в Украине, автор […]...
- Историческая основа “Слова о полку Игореве” “Слово…” рассказывает о походе на половцев в 1185 году храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославовича. События этого похода происходили следующим образом. Не сговорившись с киевским князем Святославом, Игорь, очертя голову, отправился в дальний поход на половцев, замыслив дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси далекие земли у Керченского пролива, когда-то принадлежавшие Черниговскому княжеству. […]...
- Историческая основа и значение “Слова о полку Игореве” “Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу…” А. С. Пушкин В 1812 году это событие в буре войны и разорения прошло незамеченным, но впоследствии вызвало немало споров. Речь идет о том, что сгорел оригинал “Слова о полку Игореве”, который нашел в конце XVIII века А. М. Мусин-Пушкин. С тех пор идут споры о подлинности […]...
- Образы предводителей гайдамацкого движения в поэме Т. Г. Шевченко “Гайдамаки” Вот это было горе, По всей Украине! Хуже ада… А за что… За что люди гибнут? Тот же отец, такие же дети, Жить и дружить. Не умели, не хотели. Каждая эпоха создавала свой образ Т. Г. Шевченко. И хотела его словам говорить от имени народа о себе. Феномен Шевченко отражает нашу национальную природу, наше мировосприятие, […]...
- Историческая основа повести Ивана Франко “Захар Беркут” Иван Франко в своей исторической повести “Захар Беркут” обратился к событиям древности. Он приоткрыл завесу над далеким прошлым, оживил его, наполнил оптимистичным звучанием. О событиях, описанных И. Франко, сохранилось мало документальных данных. Известно, что во время похода 1241 года орда проходила через местности, описанные в произведении, но в летописях. нет ни одного упоминания о гибели […]...
- Историческая основа повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” (1) В изображении народного движения в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” отразилось верное понимание духа исторической эпохи, глубина и зрелость исторического мышления писателя. Пушкина давно привлекал замысел произведения о пугачевском бунте. Он, верный исторической точности, штудировал печатные источники о Пугачеве, знакомился с документами о подавлении крестьянского восстания. А в 1833 году он даже предпринял поездку […]...
- Историческая основа повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” (2) А. С. Пушкин известен не только своими стихотворениями, но и прозаическими произведениями. Одним из них является повесть “Капитанская дочка”, написанная на исторической основе. Прежде чем взяться за перо, Пушкин не только тщательно изучил архивы, собирая интересующие его сведения, но и посетил Казанскую и Оренбургскую губернии, места, в которых начиналось восстание Емельяна Пугачева, переросшее в крестьянскую […]...
- Франко. “Захар Беркут”. Историческая основа произведения Редакция журнала “Заря” в 1882 году объявила большой конкурс на лучшее историческое произведение. И. Франко решил принять участие, а в 1883 г. повесть “Захар Беркут” была уже опубликована в журнале. Повесть была написана в 1882 году после второго ареста И. Франко – заключения в коломыйской тюрьме. На протяжении шести недель в родном селе Нагуевичах Иван […]...
- Кобзарь Стихотворения и поэмы (Шевченко Тарас) “Кобзарь” – так называется главная книга поэта, которая является голосом всей его многострадальной жизни. Страшно подумать, что какая-нибудь случайность могла бы лишить народ наш, лишить Украину этой заветной книги, ставшей мудрой наставницей для многих и многих поколений, учившей их совести и добру, верности сыновнему долгу. Поэзия “Кобзаря” сказалась на духовном формировании и нравственном облике всего […]...
- Художественная основа поэмы “Рамаяна” ГЕроическая поэма ” Рамаяна “, ей более двух тысяч лет. Сказание о царевиче Раме, прямом потомке бога солнца, настолько известно, что нет в Индии человека, который бы не знал его досконально. “Рамаяна” оказала влияние на все искусство Индии, мотивы “Рамаяны” встречаются в литературе, в изобразительном искусстве, в музыке, существует ежегодный праздник, посвященный Раме,- Рамалила, во […]...
- Ерема – народный герой из поэмы Т. Шевченко “Гайдамаки” Нашу историю невозможно забыть, так как запеклась она кровью в памяти народной. Особенно страшным был год 1768, когда происходило восстание, известное под названием “Колиевщина”. Наш славный Кобзарь не смог обойти молчанием такой исторический эпизод и написал замечательную поэму – “Гайдамаки”. Это не просто поэма, это целая эпопея героизма и любви к родной земле, перед которой […]...
- Сочинение – Фольклорная основа поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Фольклорная основа поэмы Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Поэма Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” – это подлинная энциклопедия крестьянской жизни. В ней отразились думы и чаяния народа, его идеалы, его представления о счастье. Сам сюжет произведения – поиски “непоротой губернии, непотрошеной волости, избыткова села” – отвечает характерной особенности русского человека: его […]...
- Фольклорная основа поэмы Н. Л. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Открывается книга. Повествование начинается замысловатым зачином, былинной присказкой. Некоторые нарочито упрощенные, приближенные к народным слова неожиданно складываются в замысловатый узор. В ткань поэмы вплетаются совершенно разнородные элементы: сказки и плачи, фантастика и реальность, радость и горе. Но дисгаромонии нет, нет пестроты и чрезмерности. Не зря Некрасова уважали поэты Серебряного века: только талантливый мастер с хорошим […]...
- Когда прочитана последняя страница поэмы Тараса Шевченко “Служанка” Вот и прочитана последняя страница поэмы Т. Г. Шевченко “Служанка”. Почему же тогда звучат и звучат в сердце слова: Прости меня, мой сынок, Некрещеный сын. Не я тебя буду крестить, В лихой час Чужие люди будут крестить… По моему мнению, эта поэма самая прекрасная и самая светлая из всех, посвященных трагической судьбе украинской женщины. В […]...
- Фабульная основа поэмы Котляревского “Энеида” Иван Петрович Котляревский жил и творил в эпоху больших общественно-исторических превращений, главным содержанием которых были вызревание острого кризиса феодального общества и переход к новой, капиталистической формации. Идеологическое выражение острого кризиса феодально-абсолютистского строя выразилось в могучем идейном движении XVIII в. Просветительском движении, которое охватило все европейские страны. С расписанием феодального общества связан был и распад “универсализма” […]...
- Фольклорная основа поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” создавалась на протяжении 16 лет (с 1863 по 1877 гг.). Н. А. Некрасов, так же как и Н. В. Гоголь, хотел “объять всю Русь”, показать все социальные слои послереформенной России – от крестьянина до царя. Но грандиозный замысел поэта был осуществлен лишь частично, была создана “эпопея […]...
- Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов центральный образ поэмы В поэме изображено несколько типов людей, способных к состраданию и защите обездоленных. Но идеал Некрасова – человек, способный к самопожертвованию ради других. Проблемный вопрос урока: Почему только Гриша Добросклонов признан Некрасовым настоящим народным заступником и человеком счастливым? В начале урока можно прослушать сообщения учащихся о выполнении индивидуальных домашних заданий. Задание 1. Охарактеризуйте образ Павлуши Веретенникова. […]...
- Библейские образы в стихотворениях Шевченко После прочтения произведений Т. Шевченко было бы ошибочным считать, что писатель ограничивался лишь близкими ему темами, а также сюжетами из жизнь родного ему крестьянства. Автор хорошо знал достояние мировой культуры, и это давало ему возможность обращаться к любой из исторических эпох, делать свои (кстати, смелые) выводы. Когда он говорит о кровавой борьбе повстанцев, то припоминает […]...
- Основные мотивы и образы поэмы “Облако в штанах” Безусловно, стихи Маяковского носят отпечаток неординарности и многим непонятны и до сегодняшнего дня. Одно из таких произведений поэта – поэма “Облако в штанах”. Прежде всего читателя удивляет ее название. По какой причине она названа именно таким образом? Поэт задумывал дать поэме название “Тринадцатый апостол”, но в условиях строжайшей критики Маяковскому пришлось изменить его. Никакие попытки […]...
- Мои впечатления от поэмы Т. Шевченко “Садок вишневый вокруг дома” Тарас Шевченко длительное время находился в каземате Петропавловской крепости. Длинные, одинокие дни и ночи в камере. Много пережил, передумал поэт за это время. Если бы не поэзия, мы об этом никогда бы не узнали. Поэту повезло достать лист бумаги и записать на нем тринадцать стихов. Настоящим шедевром среди них является поэма “Садик вишневый круг дома”. […]...
- Общественно-политические предпосылки написания Т. Шевченко стиха “Завещание” Литературное рождение стиха “Завещание”. В ноябре 1845 г. Шевченко собирался в путешествие по заданию Археографической комиссии. Но вскоре заболей. Больным лежал в Переяславе у своего знакомого врача А. О. Козачковского. Здесь 25 декабря Т. Шевченко написал знаменитое “Завещание”. Стихотворение начинается обращением поэта к народу. В нем высказывается пылкая любовь к трудящимся, к родной земле, вера […]...
- Место и роль Бога в творчестве Тараса Шевченко О чем бы ни рассказывал, что бы ни описывал, к какой бы теме не обращался поэт, он не оставляет Бога, идет рядом с ним, но самое главное – имеет Бога в душе и сердце. Бог Тараса Шевченко – это большая и ценная духовная сила. Без нее нельзя ни жить, ни творить, ни бороться. Сколько, например, […]...
- Образы основных персонажей в “Слове о полку Игореве” “Слово о полку Игореве” – один из самых значительных в художественном отношении памятников литературы Киевской Руси. Уже больше двухсот лет оно привлекает к себе пристальное внимание литературоведов и историков. Научные исследования, посвященные “Слову”, исчисляются тысячами, однако до сих пор оно остается одним из самых загадочных произведений мировой литературы. Стиль “Слова” очень символичен. На мой взгляд, […]...
- Художественное своеобразие и вечные образы поэмы А. Блока “Двенадцать” 1919 год. Литературный вечер в холодном большевистском Петрограде. “Прочтите “Двенадцать”! – голос из зала. “Я не умею читать “Двенадцать”, – сухо отвечает Александр Блок. Эта поэма появилась в год, когда Россия испытывала невиданные до сих пор потрясения, в сравнении с которыми и Смутное время казалось эпохой идеального благополучия. Содрогаясь в РОДОВЫХ муках, страна произвела на […]...
- Историческая драматургия Михаила Старицкого “Отцом украинского театра” назвал Михаила Петровича Старицкого Иван Франко, отметив его выдающуюся роль в становлении и развитии отечественной драматургии. В историю литературы он вошел как поэт, прозаик, издатель, переводчик произведений русских и западноевропейских классиков, но ярчайший его талант проявился в украинском театре, где М. Старицкий выступал и драматургом, и автором, и режиссером, и организатором театральных […]...
- Как написать сочинение по поэме Т. Шевченко “Гайдамаки” Представьте себе далекие времена – XVII и XVIII века, когда украинские повстанцы и гайдамаки воевали против польской шляхты, которая поработила украинские земли. Высшим проявлением гайдамацкого движения было восстание 1768 года, известное под названием “Колиивщина”, события которого легли в основу поэмы “Гайдамаки”. Гайдаматчина была ответом на нечеловеческие жестокости конфедератов (конфедерация – военно-политическое объединение, которое ставило перед […]...
- Сатирическое изображение царской империи в поэмах Тараса Шевченко “Сон” и “Кавказ” Тарас Шевченко принадлежит к величайшим народным поэтам всемирной истории литературы. Его поэзия национальная и интернациональная. Он поднял не только тему украинского народа, который стонал под гнетом царизма, но и других порабощенных наций. В своих произведениях великий поэт страстно становился на защиту угнетаемых, разоблачая и осуждая тех, кто издевался над народами, унижал их. Поэмы “Сон” и […]...
- Сюжет, проблемы, образы поэмы М. Лермонтова “Мцыри” В обнимку с бурей …Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, – И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога… М. Лермонтов, “Когда волнуется желтеющая нива…” Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем обречены на вечную жизнь и незаурядный, одаренный скептик Печорин, и озлобленный, опустошенный ненавистью Демон, презирающий ничтожество земли, […]...
- Биография Шевченко Тарас Григорьевич (1814 – 1861) Шевченко Тарас Григорьевич (1814 – 1861), украинский поэт. Родился в селе Моринцы Киевской губернии в семье крепостного кресть янина. Детские годы прошли в родном селе, затем в селе Кириловка. Рано осиротев, познал бесправную долю крепостного. Грамоте его учил сельский дьячок. В 1828 попал в услужение в дом помещика П. Энгельгардта в селе […]...
- Конформизм украинской элиты в произведениях Т. Шевченко Жанр послания был одним из любимых в творчестве Шевченко. “Дружеское послание” землякам было написано в июне 1845 года. Путешествия Кобзаря по Украине в течение трех лет дали ему возможность познакомиться с украинскими интеллигентами, патриотами, прогрессивно настроенными людьми дворянского происхождения. Преимущественно это были потомки казацкой старшины, люди, от природы наделенные незаурядным умом, стремлением к знаниям, высшему […]...
- Тарас Шевченко и Кирилло-Мефодиевское братство Украина XIX столетия. 40-вые года. Именно в настоящее время формируется здесь новая, демократическая интеллигенция, которая отделяется от буржуазно-либеральной и начинает активно участвовать в политической борьбе. В Киеве в 1846 году создается тайная политическая организация, которая приобретает антикрепостнический характер. Так появляется Кирилло-Мефодиевское общество. В это братство входили Т. Шевченко, М. Гулак, А. Навроцький и прочие. Они […]...
- Ирония и сарказм в поэме Т. Шевченко “Кавказ” Тарас Шевченко никогда не был на Кавказ, но, за свидетельствами современников, интересовался жизнью и судьбой кавказских народов, которые боролись против царского правительства за свою независимость. Поэт сочувствовал всем, кто не мирился с гнетом и добывал в борьбе себя свободу. Поводом к написанию поэмы была гибель в стычке с горцами близкого друга Шевченко Якова де Бальмена, […]...
- Изображение величия и красоты казацкой победы в творчестве Т. Г. Шевченко Тарас Шевченко как истинный патриот своего народа гордился принадлежностью к “стране казаков” и вдохновенно воспел знаменитейшее украинское казачество. Героические события и характеры возникают в исторической поэме Тараса Шевченко “Тарасова ночь” – рассказа о победе казаков во главе с Тарасом Федоровичем Трясилом над войском Конецпольского. Чаще всего в “Кобзаре” мы встречаем обобщенный образ казака, который большей […]...
- Описание персонажей в романе “Собор Парижской Богоматери” Творческая активность Виктора Гюго не угасала до последних лет его долгой жизни. Он оставался активным общественным деятелем, страстным публицистом, неутомимо боролся против политической реакции, общественного зла и несправедливости. В последний период творчества Гюго один за одним появляются его поэмы и поэтические сборники: “Искусство быть дедушкой” (1877), сатирические поэмы: “Папа” (1878), “Осел” (1880), “Все струны лиры” […]...
- Национальный колорит в художественном мире Шевченко Как и все романтики, он использовал для усиления лирической темы стереотипы архаического эпоса: за теми стереотипами золотой век всегда лежит позади, в священном прошлом, уже будто бы лишенном противоречий. Чисто романтическое по стилистике противопоставление “достойных предков” и “недостойных потомков” (вспомним однотипное “Богатыри, не вы!” в стихотворении М. Лермонтова “Бородино”). Эти лирические отступления, характерны для байронической […]...
- Основа сюжета и образ Буратино в одноименной сказке А. Н. Толстого Писатель снова обращается к “памяти детства”, на этот раз припомнив свое увлечение книгой С. Коллоди “Пиноккио, или Похождения деревянной куклы”. С. Коллоди (Карло Лоранци-ни, 1826-1890) написал в 1883 году моралистическую книжку о деревянном мальчике. В ней после долгих приключений и злоключений озорной и ленивый Пиноккио исправляется под влиянием феи с голубыми волосами. А. Н. Толстой […]...