Истинные и мнимые ценности в изображении И. А. Бунина
Хотя мы и смертны, но должны
не подчиняться тленным вещам,
но, насколько возможно, подниматься
до бессмертия и жить согласно
с тем, что в нас есть лучшего.
Аристотель
Уже не одно тысячелетие человечество пытается ответить на вопрос: какие же ценности относить к вечным, истинным, а какие к мнимым и сиюминутным? Над этим размышляли и древние мыслители, такие как Платон, Аристотель, Сократ, и философы более позднего времени – Вольтер, Ж..-Ж..Руссо, Р. Декарт. Не осталась в стороне и русская литература.
В своих произведениях
Это доброта, мудрость, истина, красота, любовь к людям и природе. В то же время существуют мнимые ценности, те, которых сейчас может быть очень много, а через минуту от них не останется и следа. Это деньги, власть, плотские чувства.
А в рассказе “Господин из Сан-Франциско” писатель открыто обличает мнимые ценности, показывая нам несостоятельность искусственной регламентации жизни и невозможность заменить живую стихию какими-то условными рамками, заставить ее подчиняться силе денег.
В разгар революционного движения в России Бунин уезжает за границу. Но, находясь в эмиграции, мыслями он остается со своей родной землей. Постепенно воспоминания о природе России становятся той целительной силой, которая дает писателю все: радость, ощущение красоты, чувство единения со своей нацией, со своим народом.
Самым лирическим произведением И. А. Бунина, прославляющим родную природу, является рассказ “Антоновские яблоки”. Здесь Россия предстает в прелести прохладных дней, покое полей, необозримых далей и широких просторов. “Местность ровная, видно далеко. Небо легкое и такое просторное и глубокое…
Вокруг раскидываются широкими косяками свежие, пышо-зеленые озими… А в ясную даль убегают четко видные телеграфные столбы, и проволоки их, как серебряные струны, скользят по склону ясного неба”. Русский пейзаж с его скромной застенчивой красотой нашел своего певца.
На страницах рассказа автор также показывает нам идиллическую дворянскую и крестьянскую культуру. Все произведение проникнуто тоской по уходящему прошлому. Вот предстают перед нашим взором крестьяне: “бойкие девки-однодворки”, “мальчишки в белых замашных рубашках”, старики, “высокие, большие и белые, как лунь”, разорившиеся помещики. Время этих людей проходит.
Бунин с нежной ностальгией вспоминает тетушку Анну Герасимовну и ее усадьбу. Запах яблок и липового цвета воскрешает в его памяти дом и сад, “последних могикан дворового сословия” – бывших крепостных. Дом славился своим гостеприимством. “И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде под бирюзовым небом!” Томительно текут серые, однообразные будни бессвязной и бессмысленной жизни, которые суждено влачить обитателю разоряющегося “дворянского гнезда”.
Но, несмотря на то, что такое существование несет признаки упадка и вырождения, Бунин находит в нем особенную поэзию. “Но хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!” – говорит он.
Несмотря на элегичность и спокойствие повествования, в строках рассказа чувствуется боль за начинающееся одичание и вырождение, за крестьянскую и помещичью Россию, которая переживает период падения, материального и нравственного.
Определенным итогом тяжелых раздумий писателя о судьбе России стала повесть “Деревня”. В отличие от “Антоновских яблок”, здесь все по-другому: природа уже лишена очарования, земля стала предметом купли и продажи. В “Деревне” Бунин показывает жизнь крестьянства накануне первой русской революции, приближение которой проявилось в мужицких сходках, горящих помещичьих усадьбах, разгуле бедноты.
Все это полностью разрушает привычный ход деревенской жизни. Тихона Красова поражает, что в плодородном черноземном крае может быть голод, разорение и нищета. Причину этого он видит в бесхозяйственности мужиков. “Хозяина бы сюда, хозяина!” – думает Тихон. А его брат Кузьма винит в этом не только невежественных и задавленных тяжелой жизнью крестьян, но и правительственных “пустоболтов”, которые “затоптали, забили народ”.
Но неспокойные события начала века обостряют не только социальные проблемы деревни, но и разрушают нормальные человеческие отношения, заводят героев повести в тупик.
Таким образом, Бунин своими произведениями заставил общество задуматься над проблемами крестьянства в России. Как великий писатель и мудрый философ, он одним из первых понял, что любая революция способна отбросить Россию на много лет назад, а проблемы крестьянства так и не будут решены. Свое отрицательное отношение к революции автор четко выразил в произведении “Окаянные дни”. [?]
Помимо любви к Родине в произведениях И. А. Бунина одной из главных человеческих ценностей представляется любовь к близкому человеку. Через все творчество писателя проходит тема чистого и прекрасного чувства. “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”, – пишет И. А. Бунин в одном из своих рассказов. Героям бунинских произведений присущи необычайная сила и искренность чувства.
Любовь захватывает человека, все его помыслы и силы. Но чтобы она не исчерпала себя, по мнению И. А. Бунина, необходимо расстаться навсегда. И если этого не сделают сами герои, то в их жизнь обязательно вмешается рок, судьба: кто-то из любящих погибает.
Любовь в понимании И. А. Бунина – озарение, вспышка, ей противопоказаны будни, всякая длительность, лишь в разлуке она остается в сердце на всю жизнь. Поэтому в бунинских рассказах, какой бы сильной ни была любовь, финал всегда печален. [?]
Но случается так, что настоящая, искренняя любовь заменяется подделкой. Доказательством этого является пара, специально нанятая за деньги для того, чтобы изображать влюбленных в рассказе “Господин из Сан-Франциско”. В этом случае любовь из вечной ценности превращается в скверную игру, олицетворяющую фальшивую жизнь богатого общества.
В творчестве Бунина многообразное освещение получила и тема смерти. Это как гибель России, так и смерть отдельного человека. Иногда смерть разрешает все противоречия, является источником очищающей силы, а иногда, как в рассказе “Господин из Сан-Франциско”, позволяет увидеть жизнь человека в ее истинном свете. В этом произведении И. А. Бунин обличает власть денег, еще одной мнимой ценности, утверждая, что никто не в силах победить законы природы.
Ведь главный герой умирает в самое “неподходящее” для него время. Теперь уже никакие деньги не могут оплатить уважительного отношения к бездыханному телу. Богатые пассажиры парохода веселятся на палубе, а “глубоко под ними, на дне темного трюма”, стоит гроб господина, который некогда планировал развлекаться целых два года.
Гроб в трюме – своеобразный приговор бездумно веселящемуся обществу, напоминание о том, что богатые люди отнюдь не всесильны и не могут за деньги купить свою судьбу. Богатство далеко не залог счастья. Оно определяется не мнимыми, сиюминутными, а вечными, истинными ценностями.
Таким образом, И. А. Бунин своими произведениями побуждает читателей задуматься о жизни, о ее ценностях, истинных и мнимых, предупреждает о неумолимости быстротекущего времени. Человеку не дано знать собственную судьбу, поэтому надо ценить каждый миг, не размениваясь на сиюминутные удовольствия. Разоблачая силу денег, писатель утверждает, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в том, чтобы стремиться к доброте, духовности, житейской мудрости, красоте.