“Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его” (на материале произведений А. И. Куприна)

Любовь, похожая на сумасшествие; любовь-сумасшествие; любовь, доводящая до сумасшествия… Пожалуй, ярче всего эту метафору воплотили в своих произведениях русские писатели рубежа 19 – 20 веков – Бунин и Куприн.
Творчество А. И. Куприна пронизано темой искренней, чистой, светлой любви – Любви с большой буквы. Однако это чувство, утверждает автор, не может существовать с современном ему мире, где царят цинизм, безверие, равнодушие, эгоизм. Именно поэтому практически во всех произведениях Куприна любовь оказывается повергнутой, растоптанной,

преданной.
Такова участь чувства Олеси – героини одноименной повести. Девушка, выросшая в лесу и привыкшая открыто выражать свои чувства, не бояться мнения окружающих, полюбила человека “цивилизованного мира”. А тот, из трусости и эгоизма, предал Олесю и ее любовь, подверг жизнь девушки опасности.

В итоге “паничу”, лишившемуся большой любви, остается лишь вспоминать свою “дикарку” и сожалеть о том чувстве, что он навсегда потерял.
В поиске настоящей любви Куприн обращается в прошлое – в библейские времена. Тогда, утверждает писатель, жили люди, которые были способны на

большое чувство. В качестве примера автор рассказывает о любви царя Соломона и простой девушки Суламифь, которая стала образцом подлинной любви и верности.
Счастье Соломона и его возлюбленной было настолько огромным, что вызывало зависть у окружающих, не способных испытать подобное. Злоба и коварство сделали свое дело – Суламифь погибла от рук заговорщиков. Но и перед лицом смерти она твердила имя своего любимого, не уставала благодарить его за то, что он подарил ей величайшее счастье на свете: “Благодарю тебя, мой царь, мой возлюбленный, мой прекрасный.

Вспоминай изредка о твоей рабе, о твоей обожженной солнцем Суламифи”.
Однако и в современности Куприн все же видит отголоски той, древней, истинной, великой любви. Рассказ “Гранатовый браслет” является тому подтверждением.
В произведении сталкиваются две философии любви. Одна принадлежит княгине Вере Николаевне Шеиной и ее окружению. Куприн показывает, что современная ему аристократия разучилась любить по-настоящему.

Искренняя любовь для нее заменилась привычкой, дружеской симпатией, просто необходимостью. Именно такую подмену мы наблюдаем в отношениях Веры Николаевны и ее мужа.
Но есть в “Гранатовом браслете” и другой взгляд на любовь. Его воплощает невзрачный, на первый взгляд, герой, из разряда “маленьких людей”. Господин “Г.

С. Ж” – мелкий служащий на почте. Как сам он признавался, в жизни его ничего особенно не интересовало – “ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей…”
Но внезапно эта “серая” жизнь озарилась божественным светом – Любовью к княгине Шеиной. Желтков прекрасно понимает, что никогда не сможет даже приблизиться к своей возлюбленной – настолько велика разница между ними. Но мы видим, что этого герою и не нужно.

Он несказанно счастлив тем чувством, что поселилось в его сердце. Благодаря ему жизнь “маленького человека” Желткова наполнилась смыслом, связью со всем миром и Богом: “Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете… я в восторге говорю: “Да святится имя Твое”.
Для Желткова его чувство стало божьим даром, он испытывал огромную благодарность за него и к создателю, и к Вере Николаевне. Именно поэтому герой решился, в порыве чувств, подарить княгине самое дорогое – гранатовый браслет. Это, в сущности, не очень красивое украшение – семейная реликвия Желткова: “Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни”.
В конце концов, Желтков принимает решение уйти из жизни. На прощание герой оставляет княгине свое благословение – в виде сонаты Бетховена, которая наполнена любовью и светом: “И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: “Да святится имя Твое”.
Таким образом, тема любви – одна из ведущих тем всего творчества А. И. Куприна. Писатель считал, что любовь – то истинное чувство, ради которого стоит рождаться и жить на этой земле. Только “истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его”. Однако современные ему люди, по наблюдениям Куприна, все меньше и меньше были способны любить, посвящать свою жизнь другому человеку, чем-то жертвовать ради него.

И от этого любовь становилось еще более редким и драгоценным явлением в этом бездушном и эгоистичном мире. Уметь заметить ее, не пропустить, наградить себя и других любовью – вот к чему призывает в своих произведениях А. И. Куприн.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его” (на материале произведений А. И. Куприна)