ИСПЫТАНИЕ ЛЮБОВЬЮ В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА “ОБЛОМОВ”

ИСПЫТАНИЕ ЛЮБОВЬЮ В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА “ОБЛОМОВ”

В романе “Обломов” И. А. Гончаров пытается найти ответы на те вечные вопросы, которые хоть раз в жизни задает себе каждый человек. И одним из тех многогранных миров, исследованию и осмыслению которых писатель посвятил свое произведение, является мир гармонии, любви, счастья. Любовь пронизывает весь роман Гончарова, наполняя его новыми красками, раскрывая самые неожиданные черты героев, пробуждая в них жажду действия и познания.

И это неудивительно, потому что автор пишет: “Ив самой жизни это чувство занимает так много места, что служит то мотивом, то содержанием, то целью почти всякого стремления, всякой деятельности”. В своем романе Гончаров открывает самые различные грани любви и связанных с ней понятий семьи, брака.

Любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах героев, без которых впечатление о них было бы неполным и ошибочным, например характер Ильи Ильича Обломова. Чем были бы слова Штольца о “кристальной, чистой и светлой” душе Обломова, если бы автор показал лишь ленивый и спокойный образ жизни его в Петербурге? Не будь прекрасных страниц о его искренней и всеобъемлющей любви, пробужденной Ольгой, даже воспоминания детства не скрасили бы этот образ. Штольц и Обломов связаны между собой нитью взаимоотношений с Ольгой.

Как непохоже их поведение, когда они влюбляются в нее, и насколько больше, чем любое другое, сравнение оно дает.

Любовь Обломова и Ольги пробуждает все самое лучшее в душе, их любовь – цветущая ветка сирени, символизирующая “цвет жизни”, яркая летняя природа, вызывающая самые радужные грезы. Но с наступлением осени сирень отцвела и любовь, похожая на прекрасную сказку, прошла. Ольга и Обломов жили в каком-то воображаемом, мифическом мире, наполненном будущими идеалами.

Но, столкнувшись с жестокой реальностью, этот мир разбился и разлетелся на тысячи осколков, а с ним и любовь. Возможно, прав был Штольц, говоря, что для Ольги это была не любовь, а лишь подготовка к будущей любви, и это верно и для Обломова, который верит не в живого человека, а, скорее, в придуманный образ. Ведь если бы Обломов до конца понял натуру Ольги, ему бы не пришло в голову поместить ее в свой будущий воображаемый семейный мир. Обломов так видит свой идеальный брак: “А подле гордо-стыдливой, покойной подруги спит беззаботный человек.

Он засыпает с уверенностью, проснувшись, встретить тот же кроткий, симпатичный взгляд. И через двадцать, тридцать лет…” Герой, выросший в Обломовке, не знает и не верит в существование другого счастья: “Да не это ли – тайная цель всякого и всякой: найти в своем друге неизменную физиономию покоя, вечное и ровное течение чувства? Ведь это норма любви, и чуть что отступает от нее, изменяется, охлаждается – мы страдаем: стало быть, мой идеал – общий идеал?” Может быть, Обломов по-своему прав.

Для Ольги любовь – это прежде всего долг, и сама героиня не отрицает этого. В ее взаимоотношениях с Обломовым ей нравилась “роль путеводной звезды, светлого луча”, который направлял Илью Ильича Обломова. В образе Ольги – христианское начало. Даже сам Обломов видит в ней ангела, пришедшего спасти его и вывести к свету.

Не случайно Ольга исполняет для Обломова обращение молодой девушки к богине Артемиде – одной из трех непорочных божественных дев мифологии. Эта богиня – прообраз Святой Девы. Ольга, подобно святой, пытается спасти душу Обломова из той тьмы, на которую он ее обрек. Вся любовь Ольги подчинена чувству долга, но ее надеждам не суждено сбыться: Ольга, по мнению Штольца, любила не самого Обломова, а тот образ, который она создала в своем воображении.

Это верно: как могла Ольга преклоняться перед таким Обломовым, каким он был на самом деле? Когда Ольга поняла, что не сможет его переделать, они расстались.

Но героиня Гончарова все-таки находит героя, достойного преклонения, этим человеком становится для нее Штольц. Штольц, как и Обломов, видит в любви спокойное долгое чувство, однако не пущенное на самотек, а постоянно контролируемое: не должно быть упущено ни одного вопроса, ни одного недопонимания, все должно быть разложено по полочкам, чтобы эти противоречия не накапливались и не угрожали в будущем. На первый взгляд, очень правильные и логичные рассуждения, но что-то в них смущает Ольгу. Она, конечно, счастлива со Штольцем, но откуда-то появляются странные сомнения и внезапная грусть.

Наверное, это тоска по тому безумному искреннему счастью, которое она испытала, живя в своем идеальном мире с Обломовым, тоска по своим ушедшим мечтам, по безумной, всеобъемлющей страсти, которую не может дать ей Штольц.

Но и Андрей Штольц не настолько уверен в своей правоте, как это кажется сначала. Еще до свадьбы с Ольгой он “много мыслительной заботы посвятил сердцу и его мудреным законам”, к этому периоду относится его рассуждение о видах любви: “Любовь, с силой Архимедова рычага, движет миром…” – вот назначение любви, по мнению Гончарова.

Штольц пытается разобраться в сущности любви и приводит примеры различных семейных отношений: “…одни мужья в своих отношениях с женами всегда напоминают сфинкса с его загадкой, все будто что-то непонятное, недосказанное… другие нетерпеливо сбывают с плеч весну жизни; многие даже косятся потом весь век на жен своих… третьих любовь не покидает долго, иногда до старости, но их никогда не покидает и улыбка сатира…” И наконец, “большая часть вступает в брак, как берут имение, наслаждаются их существенными выгодами…” Но ничего из этого не подходит самому Штольцу, он выбрал свой собственный метод.

Гончаров симпатизирует Штольцу и задумал его как новый идеализированный образ прогрессивного человека нового поколения. Универсальность и совершенство Штольца отразились и на его семье. Семья Штольца – идеал семьи для Гончарова, брак Ольги и Штольца – это брак двух культур, символизирующий единство людей на земле.

И живут они в Крыму, в центре объединения народов, синтеза природных начал. Этот брак – идеал по своей сущности, все в нем продумано до мелочей, это брак “идеального” мужчины и “идеальной” женщины.

Жизнь Агафьи Пшеницыной и Ильи Ильича Обломова представляет собой идиллическую петербургскую Обломовку, она устраивает и делает счастливыми их обоих. Илье Ильичу не нужна горячая жизнь сердца, он не хочет, чтобы у него действовало воображение – все это нехорошо для него уже одним тем, что тогда “он спит непокойно”.

Главный критерий ценности существования у Обломова остается непоколебимым: спокойно спать. Агафья Пшеницына умеет безвозмездно, без сожаления все отдавать любимому человеку, для нее любовь – это возможность отдавать, она была бы счастлива отдать жизнь за Обломова и сделала бы это, не задумываясь. Обломов принес в жизнь Агафьи чистоту, зеркальность своей души.

Брак Агафьи и Обломова не идеален, но любовь у этой пары чувствуется, как ни у какой другой.

Для самой Агафьи Матвеевны с той поры, как Обломов окончательно обосновался в ее доме, жизнь обрела полноту и стала истинным счастьем: “Все ее хозяйство, толченье, глаженье, просеванье и т. п. – все это получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича. Прежде она видела в этом обязанность, теперь это стало ее наслаждением”. Это не мог не чувствовать Обломов, и его жизнь стала отражением безмятежного довольства и безоблачной радости в старом доме на Выборгской стороне.

И он решил, что ему больше некуда идти, что “идеал его жизни осуществился”.

Каждый из героев понимает любовь по-своему: для Обломова – это идиллия безграничной нежности и спокойствия, для Ольги – долг, для Штольца – рациональное, спокойное и долгое чувство, для Пшеницыной – возможность самоотдачи ради любимого человека. Сам Гончаров писал: “…меня всюду поражал процесс разнообразного проявления страстей, то есть любви, которая, что бы ни говорили, имеет громадное влияние на людей…”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

ИСПЫТАНИЕ ЛЮБОВЬЮ В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА “ОБЛОМОВ”