Исповедальность, лиричность, философичность поэзии “Для Вас, историки будущие…”
Цель: выучить творческую биографию Е. Плужника, проанализировать поэзию “Для Вас, историки будущие…”; развивать умение воспринимать явления, события в сопоставлении, сравнивать их; воспитывать любовь к Родине.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: словарь литературоведческих терминов, эпиграф.
Это снилось? …На тихом рассвете Штыки, и я возле стенки… Впервые и вовек последние Мои полминутки! Е. Плужник.
Ход урока.
І. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока.
II. Восприятие и
5. Работа со словарем литературоведческих терминов.
Повторение определений.
Медитация (лат. meditatio – раздумье) – жанр лирической поэзии, в котором автор размышляет над проблемами онтологического, экзистенциального направления, большей частью склоняясь к философским обобщениям. Ей наиболее присуща такая форма выявления авторского сознания, как субъективированный лирический герой. Основные оппозиции медитативной лирики: “человек – общество”, “человек – человек”, “человек – личность”, коллизии морального характера.
Она часто
Лирический герой – второе лирическое “Я” поэта; условное литературоведческое понятие, которым обозначается круг лирических произведений определенного автора, форма воплощения его озарений, мыслей, переживаний. Вместе с тем лирический герой не отождествляется с поэтом, с его душевным состоянием, он живет своей жизнью в новой художественной действительности. Между ними существует эстетичное единство, определенный эстетичный идеал, выраженный в тексте стихотворных произведений.
Лирический герой вместе с тем концентрирует в себе эстетичный опыт определенного поколения, нации, человечества.
6. Выразительное чтение учителем поэзии “Для вас, историки будущие…”.
7. Самостоятельное чтение учениками (молча).
8. Беседа по смыслу прочитанного.
– Докажите, что поэзия “Для вас, историки будущие…” действительно принадлежит к жанру медитации. (Это стих философского содержания, в котором автор передает свои глубокие раздумья о важных проблемах, отмечается внутренней конфликтностью, несогласием лирического героя с поверхностными взглядами на роль поэта в обществе, его место в истории и духовном бытии народа). Как видит эти незабываемые события лирический герой? (Эти незабываемые события для него – “не строки холодных слов”, а пережитая и пропущенная сквозь сердце трагедия, свидетельство пролитой крови за волю: “О, золотые далекие будни Среди плодородных свободных нив!”).
– С чем не соглашается лирический герой поэзии? (Лирический герой поэзии “Для вас, историки будущие” не соглашается с оценкой грядущего историка, который примитивно будет рассматривать творчество художников 20-х годов XX ст. как иллюстрацию к событиям: “Какой-то старичок скучный напишет, – Война и рабочее движение… О, тише! – Боль не стихла!”).
– С какой целью введено автором эпитет “золотые”? (Так как тогда добывалась свобода Украины, и эти дни для него “золотые”).
– В произведении какого поэта мы тоже можем встретить этот эпитет? (Такой эпитет встречаем и в поэме П. Тычины “Золотой гул”).
9. Идейно-художественный анализ поэзии по плану.
1. Предыстория создания стиха.
2. Тема произведения, его жанровые особенности.
3. Идея стиха.
4. Основные поэтические образы, картины, воспроизведенные в стихе, приемы их изображения.
5. Какие мысли и чувства лирического героя воплощены в поэзии? Какие художественные средства помогают их раскрыть?
6. Особенности стихосложения (рифма, рифмование, стихотворный размер).
7. Особенности строфического строения.
8. Общее впечатление от поэзии.
10. Комментарий учителя.
Человеческая жизнь для истории – это только миг. А для человека – пот работы и кровь борьбы, это радость и страдания. О них едва ли напишут будущие историки. Возможно, обобщат словами “война”, “рабочее движение”.
Для лирического же героя поэзии – это живая боль, живая рана, и не надо ее растравлять пустыми фразами. Наверное, только писателю по силам передать человеческие ощущения, историю “подрезанной” человеческой души.
III. Подведение итогов урока.
Ознакомившись с поэзией “Для вас, историки будущие…” я: ощутил(ла)… вспомнил(ла)… пофантазировал(ла)… Выбрать один из вариантов и закончить мысль.
IV. Домашняя задача.
1. Повторить сведения о жизненном и творческом пути Евгения Плужника, подать определение течений модернизма.
2. Подготовить сообщение о руслах модерных стилевых течений, в которых развивался талант поэта или рассказ об интересном факте из жизни писателя.