Исповедальность, лиричность, философичность поэзии “Для Вас, историки будущие…”



Цель: выучить творческую биографию Е. Плужника, проанализировать поэзию “Для Вас, историки будущие…”; развивать умение воспринимать явления, события в сопоставлении, сравнивать их; воспитывать любовь к Родине.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: словарь литературоведческих терминов, эпиграф.

Это снилось? …На тихом рассвете Штыки, и я возле стенки… Впервые и вовек последние Мои полминутки! Е. Плужник.

Ход урока.

І. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока.

II. Восприятие и

усвоение учениками учебного материала.

5. Работа со словарем литературоведческих терминов.

Повторение определений.

Медитация (лат. meditatio – раздумье) – жанр лирической поэзии, в котором автор размышляет над проблемами онтологического, экзистенциального направления, большей частью склоняясь к философским обобщениям. Ей наиболее присуща такая форма выявления авторского сознания, как субъективированный лирический герой. Основные оппозиции медитативной лирики: “человек – общество”, “человек – человек”, “человек – личность”, коллизии морального характера.

Она часто

выступает как “контекст судьбы поэта”. Художественной установкой медитации возникает анализ души, внутреннего мира человека в соотношении с окружающей средой. Отсюда в медитативных стихах – интонации-раздумья.

Лирический герой – второе лирическое “Я” поэта; условное литературоведческое понятие, которым обозначается круг лирических произведений определенного автора, форма воплощения его озарений, мыслей, переживаний. Вместе с тем лирический герой не отождествляется с поэтом, с его душевным состоянием, он живет своей жизнью в новой художественной действительности. Между ними существует эстетичное единство, определенный эстетичный идеал, выраженный в тексте стихотворных произведений.

Лирический герой вместе с тем концентрирует в себе эстетичный опыт определенного поколения, нации, человечества.

6. Выразительное чтение учителем поэзии “Для вас, историки будущие…”.

7. Самостоятельное чтение учениками (молча).

8. Беседа по смыслу прочитанного.

– Докажите, что поэзия “Для вас, историки будущие…” действительно принадлежит к жанру медитации. (Это стих философского содержания, в котором автор передает свои глубокие раздумья о важных проблемах, отмечается внутренней конфликтностью, несогласием лирического героя с поверхностными взглядами на роль поэта в обществе, его место в истории и духовном бытии народа). Как видит эти незабываемые события лирический герой? (Эти незабываемые события для него – “не строки холодных слов”, а пережитая и пропущенная сквозь сердце трагедия, свидетельство пролитой крови за волю: “О, золотые далекие будни Среди плодородных свободных нив!”).

– С чем не соглашается лирический герой поэзии? (Лирический герой поэзии “Для вас, историки будущие” не соглашается с оценкой грядущего историка, который примитивно будет рассматривать творчество художников 20-х годов XX ст. как иллюстрацию к событиям: “Какой-то старичок скучный напишет, – Война и рабочее движение… О, тише! – Боль не стихла!”).

– С какой целью введено автором эпитет “золотые”? (Так как тогда добывалась свобода Украины, и эти дни для него “золотые”).

– В произведении какого поэта мы тоже можем встретить этот эпитет? (Такой эпитет встречаем и в поэме П. Тычины “Золотой гул”).

9. Идейно-художественный анализ поэзии по плану.

1. Предыстория создания стиха.

2. Тема произведения, его жанровые особенности.

3. Идея стиха.

4. Основные поэтические образы, картины, воспроизведенные в стихе, приемы их изображения.

5. Какие мысли и чувства лирического героя воплощены в поэзии? Какие художественные средства помогают их раскрыть?

6. Особенности стихосложения (рифма, рифмование, стихотворный размер).

7. Особенности строфического строения.

8. Общее впечатление от поэзии.

10. Комментарий учителя.

Человеческая жизнь для истории – это только миг. А для человека – пот работы и кровь борьбы, это радость и страдания. О них едва ли напишут будущие историки. Возможно, обобщат словами “война”, “рабочее движение”.

Для лирического же героя поэзии – это живая боль, живая рана, и не надо ее растравлять пустыми фразами. Наверное, только писателю по силам передать человеческие ощущения, историю “подрезанной” человеческой души.

III. Подведение итогов урока.

Ознакомившись с поэзией “Для вас, историки будущие…” я: ощутил(ла)… вспомнил(ла)… пофантазировал(ла)… Выбрать один из вариантов и закончить мысль.

IV. Домашняя задача.

1. Повторить сведения о жизненном и творческом пути Евгения Плужника, подать определение течений модернизма.

2. Подготовить сообщение о руслах модерных стилевых течений, в которых развивался талант поэта или рассказ об интересном факте из жизни писателя.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Исповедальность, лиричность, философичность поэзии “Для Вас, историки будущие…”