“Исповедь” Аврелия Августина. Жанровые и композиционные особенности
Самый близкий к “Исповеди” жанр – автобиография. Их сходство, во-первых, в используемом материале (событиях жизни автора), во-вторых, в сохранении хронологической последовательности (в описании движения времени по возрастам). Но разница существеннее: автор собственного жизнеописания стремится зафиксировать личную историю, чтобы вновь ее пережить; автор “Исповеди” обращается не к себе, а к Богу, и его жизненная история важна ему только в контексте этих отношений.
Эти различия проявляются, в том числе, и в композиции “Исповеди”.
Сохраняя
В детских воспоминаниях он выделяет конфликт с учителями и эпизод с налетом на грушевый сад соседа.
Осмысляя в 40-летнем возрасте накануне крещения пройденный им жизненный
Демонстрации этой идеи подчинен отбор эпизодов в “Исповеди”. Греховность человека так глубока, что он не может своими силами ее преодолеть, он может лишь осознать ее и ужаснуться. Спасти его может только Бог – и не потому что человек этого заслуживает, а по необъяснимой милости, как говорит Августин, “по благодати”. Развитая Августином в “Исповеди” концепция благодати – незаслуженной милости Бога к порочному существу – предполагает две радикально различных шкалы оценок человеческих поступков: земным разумом и божественным разумом.
Поэтому описанный в “Исповеди” путь нравственного умирания оказывается по сути путем спасения. С этой иррациональной двойственностью, противоречащей логике, нам не раз придется сталкиваться при анализе памятников средневековой литературы.
- Жанровые особенности “Судьбы человека” Жанровые особенности. Структура “Судьбы человека”;, по мнению Б. Ларина, восходит к “русскому изводу жанра новеллы”;. “Монументальный рассказ”; – так определяют жанр “Судьбы человека”; современные исследователи. Писатель обратился к форме “рассказа в рассказе”;. Повествование обрамлено авторским зачином и краткой концовкой. Авторский зачин носит черты эпического повествования, концовка представляет собой лирическое отступление, в котором автор подчеркивает свою […]...
- Жанровые особенности романов Достоевского Понимание Достоевским сущности искусства было причиной создания особых форм реалистического творчества. Произведения Достоевского – свидетельство того, что он объединял в себе как писатель силу гениального психолога, интеллектуальную глубину мыслителя и страстность публициста. В произведениях писателя реалистические сцены страданий объединяются с философской символикой, публицистические газетные факты – с фантастикой, логические абстрагированные категории – с интуитивными элементами. […]...
- Биография Августина Бетанкура Дата рождения: 1 февраля 1758 года Место рождения: Канарские острова, Испания Дата смерти: 26 июля 1824 года Место смерти: Санкт-Петербург, Российская империя Августин де Бетанкур (Бетанкур Августин Августинович) – испанский и русский государственный деятель, архитектор. Августин де Бетанкур был рожден 1 февраля 1758 года на Тенерифе. По происхождению был дворянином, предком мореплавателя, который объявил себя […]...
- Проблематика и жанровые особенности повести Э. Хемингуэя “Старик и море” Эрнеста Хемингуэя (1899-1961) можно назвать одним из наиболее популярных и влиятельных американских писателей 20 в., снискавший известность в первую очередь своими романами и рассказами. Мир был взбудоражен великолепной повестью “Старик и море”, замысел которой вынашивался писателем еще с тридцатых годов. “Старик и море” – это последний творческий взлет писателя. Повести присуждена престижная премия. Повесть “Старик […]...
- Сочинение на тему: Композиционные особенности романа Тургенева “Отцы и дети” Композиционные особенности романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” Композиция – это построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения. Это важнейший структурный принцип организации произведения как художественного целого. Попробуем рассмотреть композиционные особенности романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”. В центре системы персонажей романа один главный герой – Базаров. В основе композиции “Отцов и детей” […]...
- Сюжетно-композиционные особенности “Слова о полку Игореве” Композиция “Слова” четкая и продуманная, она отступает от последовательного рассказа о походе Игоря, но нацелена на раскрытие основной идеи произведения. Автор стремится выразить свое отношение к изображаемым событиям, донести свою политическую оценку их значения для всей Русской земли, а потому повествование часто прерывается разнообразными авторскими отступлениями, на фоне которых стремительно, как в кинематографе, мелькают полные […]...
- Сюжетно-композиционные особенности рассказа К. Паустовского “Телеграмма” В рассказе “Телеграмма” К. Паустовский поднимает тему человеческого равнодушия и одиночества. Сюжетную основу составляет простая история о том, как пожилая мать, забытая дочерью, занятой своей работой в городе, умирает в одиночестве. Композиционно рассказ разбивается на три части: в первой рассказывается о жизни Катерины Петровны в селе Заборье. Вторая посвящена дочери Насте. В третьей части происходит […]...
- Сюжетно-композиционные особенности поэмы “Мертвые души” Гоголя Н. В Сюжет и композиция “Мертвых душ” обусловлены предметом изображения – стремлением Гоголя постичь русскую жизнь, характер русского человека, судьбу России. Речь идет о принципиальном изменении предмета изображения по сравнению с литературой 20-30-х гг.: внимание художника переносится с изображения отдельной личности на портрет общества. Иными словами, романический аспект жанрового содержания (изображение частной жизни личности) сменяется нравоописательным (портрет […]...
- Сюжетно-композиционные особенности поэмы “Василий Теркин” Твардовского А. Т Тему поэмы “Василий Теркин” сформулировал сам автор в подзаголовке: “Книга про бойца”, то есть произведение рассказывает о войне и человеке на войне. Герой поэмы – рядовой боец-пехотинец, что чрезвычайно важно, так как, по убеждению Твардовского, именно простой солдат является главным героем и победителем в Отечественной войне. Эту мысль продолжит спустя десять лет М. А. Шолохов, […]...
- Сюжетно-композиционные особенности повести А. И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” Биография А. Солженицына типична для человека его поколения и, в то же время, представляет собой исключение из правил. Ее отличают крутые повороты судьбы и события, поражающие особым высоким смыслом. Обыкновенный советский школьник, студент, комсомолец. Участник Великой Отечественной войны, отмеченный за боевые заслуги правительственными наградами. Узник ГУЛАГа. Учитель математики в средней школе. Человек, вышедший победителем в […]...
- Сюжетно композиционные особенности прозы П. Кулиша Предисловие произведения – мировоззренческого содержания, отступление-размышление о поэтах построено как обращение с элементами разъяснения образованного мужчины простому. Собственно, построение произведению может восприниматься амбивалентно: как вставная новелла о воре или же обрамлении о путешествии (мотив пути, распространенный в мировой литературе). Притчевость произведения раскрывается в последнем риторическом вопросе, своеобразном философском пуанте, – что сделали бы с вором […]...
- Жанрово-композиционные особенности Романа “Мастер и Маргарита” Жанрово-композиционные особенности. Булгаков создал необыкновенный роман, тайна которого не разгадана до сих пор. Писатель, по наблюдению Е. А. Яблокова, сумел слить в нем воедино поэтику романтизма, реализма и модернизма. Необычность булгаковского творения во многом связана также с его сюжетножанровым своеобразием. Сам писатель жанр своего произведения определил как роман. Литературоведы называют его романом – мифом, философским […]...
- Сюжетно-композиционные особенности горе от ума Грибоедова Сюжетно-композиционные особенности. Своеобразие идейнотематического содержания комедии определяет особенности ее построения. Очень точно об этом сказал в своем критическом этюде “Мильон терзаний”; Гончаров: “Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является […]...
- Сюжетно-композиционные особенности романа “Евгений Онегин” Пушкина А. С Одной из замечательных особенностей пушкинского гения является гармоничность его произведений с точки зрения их сюжетно-композиционного построения. Четкость, определенность, стройность и соразмерность – основные композиционные свойства пушкинских творений. Белинский отмечал, что в произведениях Пушкина “конец гармонирует с началом”. Действительно, одним из излюбленных приемов поэта была кольцевая композиция, когда действие в финале возвращается в то место, откуда […]...
- Сюжетно-композиционные особенности “Отцы и дети” Сюжетно-композиционные особенности. В соответствии с проблематикой и идейно-тематическим своеобразием романа организованы его сюжет и композиция. В центре его находится образ Базарова, который объединяет все художественное полотно произведения. Значимость его очевидна: из 28 глав романа он не появляется лишь в двух. Сюжет, ограниченный достаточно узкими временными рамками, развивается четко и динамично. С приездом Аркадия и его […]...
- Сюжетно-композиционные особенности рассказа А. Грина “Зеленая лампа” Рассказ А. Грина “Зеленая лампа” повествует о двух судьбах, жизненных путях двух героев произведения – богача-аристократа Стильтона и бедняка Джона Ива. Ив приехал в Лондон в поисках заработка, а в итоге мы находим его нищим, старым и больным. Рассказ делится на две части, которые противопоставлены друг другу в сюжетном плане. В первой Стильтон и его […]...
- Жанровые особенности “На дне” Жанровые особенности. Проблема жанра пьесы М. Горького “На дне”; мало исследована. Критики начала XX века связывали пьесу Горького с жанровой разновидностью философской драмы. “У Горького нет ни одного героя, который бы ни философствовал, – писал К. Чуковский. – Каждый чуть появится на его страницах, так и начинает высказывать свою философию. Каждый говорит афоризмами; никто не […]...
- Сюжет, композиция, жанровые особенности романа < p>”Преступление и наказание” – Роман о преступлении, тем не менее никак не подходящий по определение детективного жара: повествование развивается не вокруг поиска виновных – убийца известен с самого начала – но вокруг психологического состояния Раскольникова, вокруг его решений и поступков, вокруг его метаний. Другие персонажи романа большей частью служат раскрытию драмы, происходящей в душе […]...
- Жанровые особенности “Матренин двор” Жанровые особенности. Вторая половина 1950-х годов ознаменовалась формированием оригинального жанра “монументального рассказа”;. Примером этого жанра может служить рассказ М. Шолохова “Судьба человека”;. В 1960-е годы жанровые черты “монументального рассказа”; узнаются в “Матренином дворе”; А. Солженицына, “Матери человеческой”; В. Закруткина, “При свете дня”; Э. Казакевича. Главным отличием этого жанра является изображение простого человека, который является хранителем […]...
- Жанровые особенности Тихий дон Жанровые особенности. Жанр романа-эпопеи характеризуется стремлением автора дать не только объективную картину самых трагических периодов истории, но и вскрыть их коренные причины, показать зависимость исторического процесса как от воли отдельных крупных личностей, так и от общего духа народных масс. Роман – эпопея охватывает обычно большие временные рамки, отражает разных представителей из народа, имеет широкую географию […]...
- Сюжетно-композиционные особенности романа “Отцы и дети” И. С. Тургенева В соответствии с проблематикой и идейно-тематическим своеобразием романа организованы его сюжет и композиция. В центре его находится образ Базарова, который объединяет все художественное полотно произведения. Значимость его очевидна: из 28 глав романа он не появляется лишь в двух. Сюжет, ограниченный достаточно узкими временными рамками, развивается четко и динамично. С приездом Аркадия и его друга в […]...
- Жанровые особенности рождественской повести Чарльз Диккенс много ездил по Англии и другими странами Европы, и по ту сторону Атлантики, в Соединенных Штатах Америки, был желанным гостем. И везде писателя сопровождало большое количество поклонников. А они хотели знать все: как возник замысел того или иного произведения, как сложилась дальнейшая судьба любимых персонажей, над чем сейчас работает писатель, какие его книжки […]...
- Жанровые особенности Романтических произведений Горького Жанровые особенности. Для романтического художественного мира характерно противопоставление героя и действительности. С этой особенностью романтизма как художественного метода связано жанровое своеобразие произведений Горького начального периода. “Рассказы в рассказе”; с использованием легенд, преданий, былей, сказочных элементов – таков жанр “Макара Чудры”; и “Старухи Изергиль”;. В этих рассказах Горький обращается к жанру литературной легенды, потому что он […]...
- Жанровые особенности романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” является одним из наиболее значительных творений мировой литературы XX в. В этом произведении писатель расширил жанровые границы литературного романа, сумев первым среди многочисленных писателей двадцатого столетия достичь органического соединения исторического, философского и сатирического начал. Другой немаловажной особенностью романа является проведение параллели между двумя мирами – миром Ершалаима и […]...
- Жанровые особенности “Вишневого сада” Жанровые особенности. Споры о жанре “Вишневого сада”; не утихают до сих пор, но начало им было положено руководителями МХТа и самим автором. Станиславский и Немирович-Данченко видели в пьесе “тяжелую драму русской жизни”;, а Чехов утверждал: “Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс”;. Он настаивал на том, чтобы в спектакле не было “плачущего […]...
- Жанровые особенности рассказа “Матренин двор” А. И. Солженицына Вторая половина 1950-х годов ознаменовалась формированием оригинального жанра “монументального рассказа”. Примером этого жанра может служить рассказ М. Шолохова “Судьба человека”. В 1960-е годы жанровые черты “монументального рассказа” узнаются в “Матренином дворе” А. Солженицына, “Матери человеческой” В. Закруткина, “При свете дня” Э. Казакевича. Главным отличием этого жанра является изображение простого человека, который является хранителем общечеловеческих ценностей. […]...
- Жанровые особенности Гранатовый браслет Жанровые особенности. Куприн был признанным мастером короткого жанра. Первая его публикация относится к 1889 г. Оставив военную службу, Куприн полностью посвятил себя творчеству. Вначале это были очерки, заметки, фельетоны, затем первый сборник рассказов “Миниатюры”;, который он сам оценил, как “первые ребяческие шаги на литературной дороге”;. Вокруг “Гранатового браслета”; по сей день идут споры о его […]...
- Жанровые особенности пьесы “На дне” М. Горького Проблема жанра пьесы М. Горького “На дне” мало исследована. Критики начала XX века связывали пьесу Горького с жанровой разновидностью философской драмы. “У Горького нет ни одного героя, который бы ни философствовал, – писал К. Чуковский. – Каждый чуть появится на его страницах, так и начинает высказывать свою философию. Каждый говорит афоризмами; никто не живет самостоятельно, […]...
- Жанровые особенности романа Г. Белля “Бильярд в половине десятого” Роман Г. Белля “Бильярд в половине десятого” полемизирует с традицией семейной хроники. В центре внимания судьба одной семьи, органично вписанная в историю государства. Основатель семьи, архитектор Генрих Фемель, мечтал создать патриархальный клан. Я буду любить ее, и она родит мне детей – пятерых, шестерых, семерых; они вырастут и подарят мне внуков – пятью семь, шестью […]...
- Жанровые особенности романа “Тихий дон” М. А. Шолохова Жанр романа-эпопеи характеризуется стремлением автора дать не только объективную картину самых трагических периодов истории, но и вскрыть их коренные причины, показать зависимость исторического процесса как от воли отдельных крупных личностей, так и от общего духа народных масс. Роман – эпопея охватывает обычно большие временные рамки, отражает разных представителей из народа, имеет широкую географию событий. Шолохов […]...
- Жанровые особенности пьесы “Вишневый сад” А. П. Чехова Споры о жанре “Вишневого сада” не утихают до сих пор, но начало им было положено руководителями МХТа и самим автором. Станиславский и Немирович-Данченко видели в пьесе “тяжелую драму русской жизни”, а Чехов утверждал: “Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс”. Он настаивал на том, чтобы в спектакле не было “плачущего тона”. Действительно, […]...
- Жанровые особенности повестей в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” 1. Особенности композиции романа. 2. Черты различных жанров. 3. Цель совмещения жанров. Композиция романа “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова достаточно сложна: события подаются не в хронологической последовательности, а по мере того, как автор узнает что-то новое о жизни своего героя. Источники этих сведений различны: это и рассказ Максима Максимыча, и личные наблюдения автора и, […]...
- Жанровые особенности “ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА” Жанровые особенности. Появление “Одного дня Ивана Денисовича”; вызвало настоящее потрясение: все газеты и журналы откликнулись на публикацию произведения Солженицына. Критика и большинство читателей восприняли повесть как удар по соцреализму, господствующему в советской литературе. Сам Солженицын расценивал принципы метода социалистического реализма в советской литературе как способ ухода от того, что писатель называет “главной правдой”;, имея в […]...
- Каковы жанровые особенности поэмы Твардовского “Василий Теркин”? Каковы жанровые особенности поэмы А.Т. Твардовского “Василий Теркин”? Поэт так обозначил жанр своего произведения: “книга про бойца”. Как он разъяснял своим читателям, “жанровое обозначение… не было результатом стремления просто избежать обозначения “поэма”, “повесть” и т.п. Это совпадало с решением писать не поэму, не повесть или роман в стихах, то есть не то, что имеет свои […]...
- Жанровые особенности повести “Один день Ивана Денисовича” А. И. Солженицына Появление “Одного дня Ивана Денисовича” вызвало настоящее потрясение: все газеты и журналы откликнулись на публикацию произведения Солженицына. Критика и большинство читателей восприняли повесть как удар по соцреализму, господствующему в советской литературе. Сам Солженицын расценивал принципы метода социалистического реализма в советской литературе как способ ухода от того, что писатель называет “главной правдой”, имея в виду правду […]...
- Лирический монолог. Жанровые особенности стихотворения “Смерть поэта” М. Ю. Лермонтова Стихотворение Лермонтова – лирический монолог, состоящий из меняющихся по содержанию, эмоциональному настрою и, соответственно, ритмике отрывков. Мысль Лермонтова движется от мысли о трагической гибели – поэта к вопросу о причинах гибели Пушкина и затем о причинах трагического мироощущения поэтов вообще. Для наиболее точного выражения своих мыслей и чувств Лермонтов обращается к наработанному поэтическому арсеналу и […]...
- Жанровые особенности в произведении Слово о полку Игореве (Литература XI-XII веков) Вопрос о жанровой специфике “Слова…” до сих пор является дискуссионным. Структура “Слова…”, его направленность к “братии” позволяет установить связь “Слова…” с ораторскими жанрами и отнести данное произведение к жанрам ораторского красноречия. В работах, посвященных жанровым особенностям “Слова…”, “Слово…” называли и песней, его относили и к поэмам, акцентируя внимание на образности произведения, связывали “Слово…” и с […]...
- Жанровые особенности романа “История одного города”. Краткое изложение текста М. Е. Салтыков-Щедрин занимает в русской литературе особое место. Искусство сатиры требует смелого, бескомпромиссного подвига писателя, решившего посвятить свою жизнь беспощадному развенчанию зла. М. С. Ольминский был уверен: “В наше время уже не может быть сомнений в том, что Щедрину принадлежит одно из первых мест в истории русской литературы”. Смелый взгляд писателя позволял иначе смотреть […]...
- ЛИРИЧЕСКАЯ ИСПОВЕДЬ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В РОМАНЕ СЭЛИНДЖЕРА “НАД ПРОПАСТЬЮ ВО РЖИ” – КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ 11 класс ЛИРИЧЕСКАЯ ИСПОВЕДЬ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В РОМАНЕ СЭЛИНДЖЕРА “НАД ПРОПАСТЬЮ ВО РЖИ” Роман Дж. Сэлинджера “Над пропастью во ржи” – одно из самых интересных произведений американской литературы XX века. Это – лирическая исповедь шестнадцатилетнего героя. Он рассказывает о событиях, которые произошли с ним год тому назад: его исключили из привилегированной школы (уже в третий раз!), и […]...
- Поэзия М. Цветаевой – напряженный монолог – исповедь (1) Исповедальность свойственна произведениям многих поэтов серебряного века. Из всех стихов мы часто узнаем о конкретных чертах их облика, об обстоятельствах жизни. Ахматовская челка и шаль, есенинские белокурые волосы и голубые глаза, высокий рост В. Маяковского – все это органично вплелось в их произведения. Ведь поэт – конкретная личность со своей единственной и неповторимой судьбой. В […]...