Использование библейских образов в Солнце мертвых
Использование библейских образов для философского осмысления времени, судьбы России стало характерным явлением литературы о революции и гражданской войне. Мы можем увидеть это и на примере повести И.С. Шмелева «Солнце мертвых» (1923), которую сам автор назвал эпопеей.
В этом произведении, как отметила критик О. Сорокина, «кажется, вылилось все накопившее- ся страдание, горе и горечь человека, потерявшего все, что любил, — единственного сына, расстрелянного в Крыму, свою родину, свой народ». Простой, бесхитростный рассказ героя-повествователя
Трагедия приобретает не только личные, общероссийские, но и вселенские масштабы. Истории нет, время остановилось, даже словно бы обернулось вспять, ведь для героев
Надежды на будущее нет. «Спутались все концы, все начала». «Было ли Рождество? Не может быть Рождества. Кто может теперь родиться?!
И дни никому не нужны». Вот почему восходит над прекрасной землей и движется по замкнутому кругу холодное «солнце мертвых» — символ трагедии человека, России, мироздания. Истоки этого образа — в фольклоре, к традициям которого обратился не только И. Шмелев, но и М. Шолохов (образ черного неба и черного солнца в финале «Тихого Дона»).
Изображение бытия человека в тесной связи с родной землей, ее историей, природой, культурой, народно-поэтическим мышлением (использованы образы сказок, зло террора представлено в образе Бабы Яги, метущей Крым железной метлой); обращение к западной цивилизации, наблюдающей из своего сытого мирка за историческим экспериментом в России; включение происходящего на русской земле во вселенскую историю — все это придает произведению И. Шмелева черты эпопеи — жанра, по природе своей обращенного к коренным проблемам бытия.
Итак, мы увидели, что апокалиптические мотивы пронизывают литературу о революции и гражданской войне. Мы подробно остановились на произведениях литературы русской эмиграции, лишь недавно ставших доступными широкому читателю. Но если вспомнить классику советской литературы, становится ясно, что и в тех случаях, когда писатели признавали историческую справедливость возмездия старому миру, воспринимали новый мир как свой, они не могли не отразить трагизм происходящего на глазах современников разлома истории.
- Сочинение на тему: о чем роман И. Шмелева «Солнце мертвых» Антибольшевистская книга — роман И. Шмелева «Солнце мертвых» — была рождена личным горем писателя (расстрел большевиками Бела Куна сына Сергея — офицера Белой гвардии). Революция, ее деятели предстают в ней как слепая сила. С позиций нравственно-христианских они не имеют никакого оправдания. Эти «краснозвездные» «обновители жизни» способны только убивать. Эпопея народной судьбы складывается не из них, […]...
- Анализ рассказа «Солнце мертвых» Шмелева И. С Поддавшись безмерному горю утраты, Шмелев переносит чувства осиротевшего отца на свои общественные взгляды и создает пронизанные трагическим пафосом обреченности рассказы-памфлеты и памфлеты-повести — «Каменный век» (1924), «На пеньках» (1925), «Про одну старуху» (1925). В этом ряду, кажется, и «Солнце мертвых», произведение, которое сам автор назвал эпопеей. Но уже эта повесть по праву может быть названа […]...
- Роман Шмелева «Солнце мертвых» Он работал над «Солнцем мертвых», живя у Бунина в Трасе, преследуемый навязчивыми воспоминаниями. Из Траса Шмелев писал 19/6 сентября 1923 года в Париж Куприну: «Думаете, весело я живу? Я не могу теперь весело! И пишу я — разве уж так весело? На миг забудешься… Сейчас какой-то мистраль дует, и во мне дрожь внутри, и тоска, […]...
- «Жить — значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В. Г. Белинский). По повести И. С. Шмелева «Солнце мертвых» 1. Рассказ-воспоминание. 2. Точка зрения рассказчика и героев. 3. Судьба людей в условиях красного террора. Свое сочинение мне хотелось бы посвятить повести Ивана Сергеевича Шмелева «Солнце мертвых». Творчество Шмелева само по себе долгое время было неизвестным в России, поскольку в произведениях этого автора было много нелестного для Советской власти. К счастью, ситуация изменилась. И сегодня […]...
- Мотив «кровавого пира» в «Слове о полку Игореве» и «Солнце мертвых» И. С. Шмелева «И Раздрася вся земля Руская». Эти строки из «Повести временных лет» напрямую отражают основную тему древнерусского памятника — «Слова о полку Игореве». Но они еще более уместными оказались бы в качестве эпиграфа к эпическому повествованию, написанному спустя многие столетия Иваном Сергеевичем Шмелевым, — «Солнцу мертвых». Два совершенно разных произведения, созданные в отдаленнейшие друг от друга […]...
- Сочинение на тему: МОРОЗ И СОЛНЦЕ, ДЕНЬ ЧУДЕСНЫЙ МОРОЗ И СОЛНЦЕ, ДЕНЬ ЧУДЕСНЫЙ (сочинение-миниатюра по началу ) Зимнее утро! Как хочется понежиться в постели. Зима. Какого чуда мне ожидать в этот холодный день? Нехотя подхожу к окну. О, чудо!.. Снег мягкий и пушистый, толстым ковром застелил вчера еще голую землю. Кое-где уже видны глубокие следы — кто-то ушел на работу засветло, и совсем […]...
- Значение для русской литературы «Мертвых душ» Н. В. Гоголя В 1842 г. после долгого перерыва в печати с новой книгой выступил Н. В. Гоголь. Это были «Мертвые души», завершившие собой большой период истории русской литературы, начавшийся первыми реалистическими произведениями А. С. Пушкина. В. Г. Белинский отнес поэму Гоголя к числу великих произведений, которые составляют эпоху в литературе. По справедливому заключению критика, «Мертвые души» окончательно […]...
- Образ Родины в «Мертвых душах» Тема России волновала многих русских поэтов и писателей. Так, Пушкин в своем творчестве воспевал русские народные традиции, призывал людей помнить о родине, ее богатом духовном наследии, отраженном в фольклоре, противопоставляя исконно русское космополитическому — Лермонтов же, «любя Россию странною любовью», с одной стороны, восхищался ее историческим прошлым, красотой русского духа, силой русского народа, но в […]...
- Сочинение на тему: СОЛНЦЕ С БЕЛЫМИ ЛУЧАМИ Сочинение на тему: СОЛНЦЕ С БЕЛЫМИ ЛУЧАМИ СОЛНЦЕ С БЕЛЫМИ ЛУЧАМИ Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своем открытии: — Мама, мы нашли странный цветок! — Он растет за домом, около клена с красными листьями. — Мы не знаем его названия. Белое колесико с желтой серединкой. Он похож на маленькое солнце […]...
- Общий замысел «Мертвых душ» Замысел «Мертвых душ» не сразу явился перед Гоголем во всей полноте, но претерпевал различные изменения. В 1836 году, находясь в Швейцарии, он перестраивает общий план произведения: «Все начатое переделал я вновь, обдумал весь план и теперь веду его спокойно как летопись», — сообщал Гоголь в письме В. А. Жуковскому. Гоголь задумал поэму из трех томов, […]...
- Худ. средства в изображении образа. Коробочка — одна из «мертвых душ» Поэма «Мертвые души» принадлежит к числу тех вечных книг, которые вошли в сокровищницу русской мировой литературы. С самого начала поэма была задумана в русском национальном масштабе. Около 17 лет работал Н. В. Гоголь над этим произведением. Он хотел «показать хотя с одного боку всю Русь», «все, что ни есть и хорошего и дурного в русском […]...
- Дорога и путь — это одна из главных тем «Мертвых душ» Гоголь давно мечтал написать произведение, в «котором бы явилась вся Русь». Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма «Мертвые души», написанная в 1842 . Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте, изобразить путь Чичикова сначала в «аду» — I том, затем «в чистилище» — II […]...
- План сочинения — Мастерство художественной детали в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя Мастерство художественной детали в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя I. Вступление Художественная деталь — это минимальная выразительная изобразительная подробность. Из деталей складываются образы людей, природы, жизненного уклада и т.п. (Подробнее см. Словарик.) II. Главная часть 1. Основная функция художественных деталей — создавать образ человека и одновременно показывать авторское отношение к тому или иному характеру: а) детали […]...
- Гомеровские и Дантовские мотивы в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя Сюжет «Мертвых душ» Н. В. Гоголю подсказал А. С. Пушкин, отметив основным достоинством его то, что «можно вместе с героем изъездить всю Русь». Именно это и оценил Н. В. Гоголь и построил свою поэму как бесконечное путешествие Чичикова. Если читать поэму не вдумываясь, то может создаться ощущение, что это абсолютно ни на что не похожее […]...
- Сочинение на тему: Солнце Сочинение на тему «Солнце» (Научно-популярный стиль) Рано утром первым лучики солнца касаются земли. Оно пробуждает к Жизни людей и мир природы. Выглядывают из окон люди, запевают птицы, суетятся букашки. С земной поверхности солнышко кажется таким маленьким, что хочется подпрыгнуть и взять его в руки. Но жители Земли обязаны ему своим существованием. Солнце — это не […]...
- Мир «мертвых душ» и обобщенный образ народной России Особую направленность русскому литературному реализму придало творчество Н. В. Гоголя, оно способствовало дальнейшему развитию реализма, приданию ему критического, сатирического характера. Если уже в сборниках «Миргород» и «Арабески» Гоголь выступал против пошлости как «главного своего врага», то к середине 30-х годов усилилось его критическое осуждение окружающей жизни, растущее возмущение произволом, социальной несправедливостью. По словам Анненкова, «в […]...
- Сюжет, композиция и жанр «Мертвых душ» < p>»…Какой огромный, какой оригинальный сюжет… Вся Русь явится в нем!» — писал о «Мертвых душах» Гоголь Жуковскому. В основе сюжета, как известно, подаренного Гоголю Пушкиным, лежит авантюра с покупкой мертвых душ — чем нелепей, анекдотичней кажется внешняя сторона, тем ярче, достовернее, типичнее предстает перед читателями картина реальной жизни. Приезд Чичикова в город не вызывает […]...
- Образы помещиков в «Мертвых душах» Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» — величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ персонажей — помещиков, чиновников, Чичикова — писатель усматривает трагическое омертвение человечества, унылое движение истории по замкнутому кругу. Сюжет «Мертвых душ» (последовательность встреч Чичикова с помещиками) отражает представления Гоголя о возможных степенях деградации человека.»Один за другим следуют у меня герои один пошлее […]...
- Мини сочинение: Солнце Огненно-оранжевое солнце уходило в буро-серую муть горизонта, и эта муть клочьями вьедалась снизу в ясный диск. С северо-запада выросла медленно изменяющаяся черно-желтая туча, странная, сверху резко очерченная, а сама вся ровная, безтеней, без контуров внутри, как усыпанная желтоватым пеплом пустыня. Солнце скрылось, в сухом, темневшем воздухе носился легкокрылый ветерок, едва покачивая высокорослую траву, ароматные разноцветные […]...
- Царство мертвых Шибальба. Близнецы знакомятся с владыками Шибальбы Хун-Ахпу и Шбаланке призывают в царство мертвых. Шум игры вновь потревожил владык Шибальбы. Божества подземного мира стали сомневаться, сумели ли они погубить Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу или нет. Вновь они отправили посланцев наверх за игроками в мяч. Пришлось Хун-Ахпу и Шбаланке, как и их отцу и дяде, отправляться в царство мертвых. Перед уходом они посадили в […]...
- История создания «Мертвых душ» Одним из наиболее известных произведений Николая Васильевича Гоголя принято считать поэму «Мертвые души». Над этим произведением о приключениях авантюриста средних лет автор скрупулезно трудился в течение долгих 17 лет. История создания «Мертвых душ» Гоголя по-настоящему интересна. Работа над поэмой началась в 1835 году. Изначально «Мертвые души» задумывались как комическое произведение, но сюжет постоянно усложнялся. Гоголь […]...
- «Восходящее желтое солнце следит косыми…» Автоперевод под названием «Tsushima Screen» вошел в TU. Восходящее желтое солнце следит косыми глазами… В метафоре Бродского обыгрывается известный пассаж из очерка Бунина о Куприне, ставший примером неудачного шаблона: «Беда в том, что в талантливость Куприна входил большой дар заражаться и пользоваться не только мелкими шаблонами, но и крупными, не только внешними, но и внутренними. […]...
- «Любовь, что движет солнце и светила» (По поэме Данте Алигьери «Божественная комедия») Приблизительно в середине XII века в Европе постепенно набирает силу новое культурное движение — Возрождение, или Ренессанс. У первоистоков этого движения стоял Данте Алигьери. Некоторые историки литературы считают его одновременно и представителем средневековья, и первым из титанов эпохи Возрождения. У неподготовленного читателя может возникнуть вопрос: почему это величественное, но не развлекательное произведение названо «комедией»? Ответ […]...
- Краткие изложения библейских сюжетов Самсон. Несмотря на чудеса, милость и помощь Божию, израильтяне продолжали отступать от Господа и делать неугодные Ему дела. За это они вновь попали в плен и сорок лет находились под властью филистимлян. Во время пленения Господь поставил над ними судью по имени Самсон. Это был человек необыкновенной силы, которая заключалась в его волосах. Еще до […]...
- Как в мертвых душах раскрывается проблема взаимоотношений художника и толпы ? Как в мертвых душах раскрывается проблема взаимоотношений художника и толпы ? В начале 7-й главы поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголь размышляет о взаимоотношениях художника и толпы. Автор сравнивает два типа писателей. Один из них возвышенный романтик, который проходит мимо «характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью» и никогда не изменяет «возвышенного строя своей лиры». Такой художник […]...
- Анализ стихотворения Северянина «Солнце и море» В 1913 году московское издательство «Гриф» выпустило сборник «Громокипящий кубок» Игоря Северянина. Книга стала первой, принесшей ему серьезный успех. До ее выхода поэт печатал только небольшие брошюры. Впрочем, в литературных кругах о нем узнали гораздо раньше. Например, Толстой с творчеством Северянина познакомился в 1910 году. Графу стихотворения молодого поэта не понравились. «Хабанеру II» Лев Николаевич […]...
- Использование игровых приемов в работе над стихотворением Использование игровых приемов в работе над стихотворением Автор:Меттус Анна Владимировна, учитель-логопед ГБДОУ №86 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Описание работы. Данный материал предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Можетиспользоватьсялогопедами и воспитателями речевых групп в работе над стихотворением. Предложенные лексико-грамматические игры и упражнения способствуют активизации речи детей, а элементы драматизации помогают обыграть произведение. Методические рекомендации. Стихотворение […]...
- Функции старославянизмов в библейских произведениях Франко (на материале поэм «Моисей» и «Иван Вишенский») Старославянизмы пришли в лексический состав схожих славянских языков от старославянского языка — «первой письменно зафиксированным славянским литературным языком, созданным Кириллом и Мефодием на базе одного из праславянских диалектов — солунского — для репрезентации славянским языком богослужений и канонических книг, и в украинском языке является одним из источников ее лексического обогащения и стилистического разнообразия. Проблемы семантических […]...
- Мороз и солнце В Украину пришли холода. . Сегодняшняя погода напомнила замечательные строчки Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела […]...
- Сочинение по картине В. Г. Цыплакова «Мороз и солнце» Известный художник Виктор Григорьевич Цыплаков также был и заслуженным деятелем искусства. Он брал уроки живописи в таких мастеров как Г. Шегаль, С. Герасимов, И. Грабарь. Его перу принадлежит известная картина «Мороз и солнце». Название автор взял с первых слов стихотворения «Зимнее утро» А. Пушкина. Именно имеющейся в стихотворении пейзаж, запечатлен на полотне. На картине мы […]...
- Сочиненин по картине Цыплакова Мороз и солнце Известный художник Виктор Григорьевич Цыплаков также был и заслуженным деятелем искусства. Он брал уроки живописи в таких мастеров как Г. Шегаль, С. Герасимов, Грабарь. Его перу принадлежит известная картина «Мороз и солнце». Название автор взял с первых слов стихотворения «Зимнее утро» А. Пушкина. Именно имеющейся в стихотворении пейзаж, запечатлен на полотне. На картине мы видим […]...
- Россия «мертвых душ». Изображение поместного дворянства в поэме Структура произведения позволила автору изобразить жизнь в ее исторической конкретности и соединить повествовательный элемент с элементом лирическим. Первая глава — это экспозиция, автор в общих чертах знакомит читателей с особенностями жизни губернского города, показывая общность ее с жизнью других городов России; с городскими сановниками, губернатором, вице-губернатором, прокурором; с помещиками: Маниловым, Ноздревым, Собакевичем. Мы видим молодого […]...
- Сочинение на тему: Проблема II тома «Мертвых душ» Творческая судьба Гоголя в 1840-х годах была драматичной и сложной. В это время обнаруживаются — и чем дальше, тем больше — признаки глубокой духовной драмы великого писателя, сущность и причины которой все еще недостаточно прояснены. Свою роль в эволюции мировоззрения Гоголя сыграли его длительная оторванность от России, воздействие его новых друзей из славянофильских и консервативных […]...
- Краткое содержание Я вижу солнце Думбадзе в сокращении (Литература XX века) Роман грузинского писателя Нодара Думбадзе: «Я вижу солнце» начинается повествованием о мирной жизни грузинской деревни. Произведение написано от имени главного героя — мальчика Сосо, который ведет рассказ о буднях своих односельчан, тяготах военного времени. Родители Сосо были репрессированы в тридцать седьмом, и его воспитывает тетя Кето, учительница грузинского языка, которая настолько посвятила свою жизнь племяннику, […]...
- Изложение библейских мотивов «О рабстве евреев» Сначала египтяне хорошо относились к народу Израиля (евреям), потому что помнили об Иосифе, который, будучи наместником фараона, помог им пережить семь лет голода. Но прошло время. Об Иосифе забыли, а его народ стал самым многочисленным в Египетской земле. Новый фараон, очень обеспокоенный этим, заставил израильтян выполнять тяжелую работу. «И стенали сыны Израилевы от работы и […]...
- Неуловимая партия Чичикова в симфонии «Мертвых душ» В поэме Гоголя «Мертвые души» тема народа занимает одно из ведущих мест. Во времена Гоголя Россией правили помещики и чиновники, «угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов, пьющие жизнь и кровь народа» (по меткому определению Герцена). Автор показывает безотрадную картину жизни крепостного крестьянства. Помещики безжалостно эксплуатируют их, относятся к ним, как к своим рабам, […]...
- Изложение библейских мотивов «О даровании торы» Все дальше и дальше шли евреи по пустыне, питаясь мясом перепелов, которые сами летели к ним в руки, и манной небесной, собираемой каждое утро с поверхности земли. После трех месяцев странствий израильтяне подошли к горе Синай. На этой горе Господь дал Моисею десять (главных) заповедей, чтобы тот потом передал их всему еврейскому народу. «Я Господь, […]...
- Идейно-художественное значение гоголевских образов Правильный ответ на вопросы, поставленные великим писателем в его художественных произведениях, дали те представители передовой общественной мысли и освободительного движения, которые не менее напряженно, чем Н. В. Гоголь, размышляли о путях развития России и не менее пламенно, чем он, желали ей добра,- революционные демократы. От них не укрылись глубокие противоречия идейного и творческого развития Гоголя. […]...
- Женские образы в «Ревизоре» и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя «Ревизор» и «Мертвые души» — пожалуй, самые выдающиеся произведения не только у Гоголя, но и во всей русской литературе. В обоих этих шедеврах показаны основные типы людей того времени. Каждый герой у писателя индивидуален, у каждого свой характер. И, конечно же, Гоголь в своем творчестве не обошел вниманием женские образы. Не малую роль в поэме […]...
- Тема живых и мертвых душ в поэме Гоголя «Мертвые души» Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя «Мертвые души». Об этом мы можем судить уже по названию поэмы, в котором не только содержится намек на суть аферы Чичикова, но и заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого тома поэмы «Мертвые души». Существует мнение, что Гоголь задумал создать поэму «Мертвые души» по аналогии […]...