Искусство эпохи палеолита



В то время люди еще не знали металла и орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи – каменный век. Первые произведения первобытно го искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменно го века. Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые “палеолитические венеры” – примитивные женские фигурки. Они еще очень далеки от реального сходства с человеческим телом.

Всем им присущи некоторые Общие черты : увеличенные бедра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их Задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщенный образ женщины матери, символ плодородия и хранительницы очага.

Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки.

Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости. В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов.

В

глубокой древности (примерно с 30 тысячелетия до н. э.) первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка черной или красной краской. Позднее (примерно с 18 и по 15 тысячелетие до н. э.) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились, различными оттенками желтой и красной краски рисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она становилась то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (на пример, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая таким образом объем.

В некоторых случаях контуры или наиболее вырази тельные детали древние художники подчеркивали вырезанной линией.

В 12 тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объем, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные изображения, покрывшие своды глубоких пещер.

Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Легкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя. Красочные аккорды – черное, красное, белое, желтое – производят чарующее впечатление.

Минеральные красители смешанные с водой, животным жиром и соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком – быки, лошади, северные олени и другие. Но среди изображений мы не встретим мелких животных, растения, рыб. Может быть, первобытный человек изображал в первую очередь тех. кто потряс его воображение: сильных, крупных, могучих животных?

В 1868 г. в Испании, в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом.

Почти десять лет спустя испанский археолог Маарселино Саутуола, занимавшийся раскопками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на ее стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подоб – ных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании. В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объемность; усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов).

В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки. Выводы 40 – 50 тысяч лет назад древний человек уже изображал животных, охоту, ритуальные праздники.

В это же время возникает мифология.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Искусство эпохи палеолита