Исцеление добротой



Урок в 11-м классе по рассказам Бориса Екимова

Цель урока. В процессе работы над рассказами выявить особенности поэтики Екимова, актуальность для современных читателей.

К уроку учащиеся получают задание прочитать повесть “Пиночет”, рассказы “Пастушья звезда”, “Холюшино подворье”, “Фетисыч”, “Живая душа”, “Ночь исцеления”. Подумать, что объединяет героев произведений писателя Екимова.

Ход урока

В начале урока сообщаю, что Борис Петрович Екимов, наш земляк и современник, родился в 1938 году, живет

на Дону.

Затем я демонстрирую публикации его повестей и рассказов в журналах “Наш современник”, “Новый мир”, “Отчий край”, двухтомное издание и отдельный сборник его произведений. Говорю о том, что писателя часто называют продолжателем “деревенщиков”, хотя на самом деле он скорее полемизирует с ними. Привожу примеры рассказов и повестей, где Екимов тоже с болью пишет о заботах и печалях наших земляков, но менее всего его можно отнести к “плакальщикам по ушедшему”. Его привлекают люди замечательные, которые в условиях сегодняшнего времени не перекладывают вину за свои беды на

обстоятельства, они сами противостоят, как могут, “смерчу разрушения”.

Таков председатель полуразворованного колхоза, железной рукой – за что и прозван Пиночетом – пытающийся сохранить хоть что-то в общем хозяйстве (повесть “Пиночет”).

Таков герой рассказа “Холюшино подворье” семидесятилетний Холюша, всю свою жизнь посвятивший созидательному труду на благо Отечества, советской страны, колхоза. В такой период жизни нас знакомит с ним Б. Екимов.

Ребята говорят, что с героем мы встречаемся, когда и Страны Советов уж нет, и колхоз упразднили, и люди вокруг изменились, измельчали: обленились, спились, разворовывают колхозное добро.

– А Холюша, он-то как живет?

(Его будто и не коснулись перемены в стране. Подворье старого Холюши процветает: и живность водится несчетная, и огород дает урожай, и сад плодоносит.)

– Почему же такое происходит? Ведь он одинокий “инвалид с деревянной ногой, семидесяти лет от роду”.

(Все потому, что живет Холюша по законам отцов своих – в трудах и заботах о земле, о домашних животных. А еще потому, что не стал он искать, как другие, легкой жизни на стороне в городе, остался доживать свой век в старом родительском доме.)

Я замечаю, что, видимо, поэтому и дарит ему Господь возможность радоваться рождению козленка или телочки, запахам земли, теплу солнца.

Обращаю внимание одиннадцатиклассников, что, как и многих других героев своих произведений, Екимов испытывает Холюшу трудом. Отмечаю, что, по мнению критиков, это является отличительной особенностью художественного мира писателя. И он, Холюша, “по паспорту Варфоломей Вихлянцев”, с честью это испытание выдержал, подобно Сергию Радонежскому (в миру он был Варфоломеем) из очерка Б. Зайцева.

– Как думаете, эта деталь – совпадение имени святого и обычного человека – приоткрывает нам что-либо в авторском замысле?

(Ребята высказывают предположение, что автор тем самым напоминает читателям азбучную истину: во все времена бескорыстный созидательный труд был, есть и будет самой главной ценностью на земле.)

– Только ли трудом испытывает писатель героя?

(Пожалуй, еще ситуацией выбора. У Холюши на старости лет появилась возможность пожить в городе, в семье, бездельничая. Но герой рассказа не представляет себе жизнь вне родной земли, вне хозяйства, вне дома.

Поэтому и не суждено ему было дожить до ста лет. Умер Холюша по весне, и жизнь в том месте заглохла. Бурьяном поросла земля близ его родного дома.)

Интерес писателя к жизни стариков и детям особый, пристальный. В связи поколений, в умении удержаться на родной земле в лихую годину, не сбежать в город на поиски легкой жизни видит Екимов спасение деревни сегодня.

Девятилетний мальчик Яков, Фетисыч, как зовут его на хуторе, – герой рассказа “Фетисыч”. Замечаю, что некоторые исследователи творчества Екимова считают, что он, наследуя традицию Белова, Распутина и других писателей-“деревенщиков”, в “дитяти” видит надежду на возрождение России из сегодняшней трясины меркантильности и бездуховности.

Попытаемся выяснить, правы ли они. Прошу передать кратко содержание рассказа. Далее обращаю внимание на пейзажную зарисовку в начале повествования: “Время – к полудню, а на дворе – ни свет, ни тьма.

В окна глядит сизая наволочь поздней ненастной осени”. И чуть далее: “Уже пошел декабрь, но долгая поздняя осень, словно грязная злая старуха, бродила по хуторам”. Привлекаю внимание учеников к функции пейзажа.

– Только ли это фон повествования?

(Нет, не только. Пейзаж, обрамляющий рассказ, явно символичен. Ребята высказывают предположение, что время года, месяц выбраны не случайно.

Неуютный промозглый декабрь – время Рождественского поста. В прежние времена на Руси все православные, а в деревне тем более, вели себя строго, в трудах, отказываясь от мирских радостей, постились; до Рождества – ни капли спиртного. Теперь же деревенские жители, забыв уклад жизни предков, пребывая в безверии и безделии, оскудели душой, безобразничают. Холодная осень в душах людей, равнодушие.

Вот отчим Фетисыча. Он пьет, сквернословит. Вместе с другими мужиками разворовывает бывшее колхозное добро.

Уже украдены и рамы из медпункта, и полы из бывшего клуба, доски и шифер из колхозного свинарника. Лишь школа, где учится Фетисыч, уютный Дом для хуторских ребятишек, пока еще цела. Но вот умирает старая учительница. И погибла бы школа от рук пьяниц и воров, не будь в опустевшем хуторе маленького хозяина Фетисыча.)

– Как показан герой рассказа?

(Писатель ставит его в ситуацию нравственного выбора. У Фетисыча появляется возможность переселиться в большое село, по-человечески жить подальше от пьяницы-отчима. Только не таков этот почти некрасовский “мужичок с ноготок”.

Стал он требовать: “Учительницу бы нам найти”. Ведь на хуторе были и другие Дети, помладше, что не осилили бы дорогу в большое село. А пока взял он “руководство” классом в свои руки. “Не будет уроков, повесят замок, цветы померзнут, – рассуждает мальчик. – А через неделю… школу разгромят. Сначала вынут стекла.

Говорят, они дорогие. Потом снимут двери, окна выдерут. И пойдут курочить…” Ребята вспоминают, как с этими горькими мыслями проснулся ночью Фетисыч, как представил он, что “к Новому году от школы останется лишь пустая коробка с черными проемами.

Так растаскивали клуб, детский садик, медпункт. Так будет и со школой. Без него все пойдет прахом”. И полились из его глаз слезы.

Ученики определяют этот яркий эпизод как ситуацию прозрения.

По мнению ребят, лишь ему под силу сохранить и передать людям то, чему учила его когда-то учительница Мария Петровна. Это она привила ему чувство долга, чувство хозяина своей земли.)

Соглашаясь с ребятами, я говорю, что именно в духовной связи поколений видит писатель силу жизни, что изменит ситуацию в России к лучшему.

– Рассказ заканчивается пробуждением Фетисыча. Просыпаясь, мальчик плачет чистыми детскими слезами, горюя об ушедшей учительнице, переживая за ребят, за свою школу. Но он принял решение, и оно вселяет в нас надежду.

Что же способствует этому?

(Открытый лирический финал рассказа с его пейзажной зарисовкой: “К рассвету прояснилось. Заря вставала уже зимняя, розовая. Хутор лежал вовсе тихий, в снегу…” Цветообраз чистого белого снега – та художественная деталь, которая напоминает о скором Рождестве, а вместе с ним – и возможном исцелении души тех, кто погряз в грехах человеческих.)

– Да, так и будет, – заключаю я, – ведь на родной земле Придонья растет хозяин, уже умеющий отвечать за все.

В заключение урока прошу ребят, вспомнив сюжеты других прочитанных произведений Екимова, сформулировать, что характерно для поэтики его рассказов. Выводы записываем в тетради.

Особенности поэтики рассказов Екимова

Публицистическое начало, авторское. Психологизм. Обобщенно-символический смысл большинства рассказов.

Тема духовной памяти, связи поколений. Образ дома – нравственная константа духовной жизни человека. Сюжетная ситуация духовного испытания.

Вера в конкретные добрые поступки, а не рассуждение об абстрактных теориях добра и справедливости. Вера в живую душу народа. Сострадание, милосердие – высшая ценность для человечества.

Открытый лирический финал.

Домашним заданием является написание рецензии на один из понравившихся рассказов Б. Екимова.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Исцеление добротой