Иордан Йовков

О себе И. Йовков однажды сказал: “Я прожил тридцать лет на селе. В это время оформились и определились мои отношения к жизни, к людям. Отсюда и опыт, и наблюдения – весь мир, в котором я живу”. И действительно, к каким бы темам или событиям ни обращался Йовков, он изображает их с точки зрения крестьянской психологии.

В этом отношении он следовал уже сложившимся в литературе традициям, наиболее ярко проявившимся в творчестве Вазова и Елина Пелина. Стихийное тяготение к правде жизни. прекрасное знание сельского быта и национальных нравов

позволили ему создать произведения, проникнутые чувством преклонения перед простым тружеником с его богатым и поэтическим духовным миром. В то же время демократизм Йовкова носил ограниченный характер: писатель отрицал необходимость политической борьбы, избегал в своих произведениях острых социальных конфликтов, что порой приводило к идеализации действительности, делало противоречивыми некоторые его произведения.

Начало активной литературной деятельности Йовкова относится к 1913-1918 гг., когда появляются его рассказы из военной жизни, составившие впоследствии циклы “Земляки”, “У Месты”,

“Они победили”.

Писателю-гуманисту, участнику двух Балканских и Первой мировой войн, удалось жизненно верно запечатлеть многие боевые эпизоды и героизм болгарских солдат, присущее им чувство товарищества, тягу к мирному труду. Лучшие из этих рассказов покоряют читателя глубиной психологической характеристики рядовых солдат – вчерашних пахарей и пастухов. С большой художественной силой дарование Йовкова проявилось и в сборниках рассказов о крестьянской жизни: “Песня колес” (1926), “Вечера на Антимовском постоялом дворе” (1928), “Женское сердце” (1935).

Их герои – простые труженики с повседневными заботами и горем, с любовью к родному краю и сельскому труду, с мечтой о лучшей жизни.

Мастерски владея прозой и будучи тонким ценителем народной речи. Йовков умеет самим стилем повествования создать соответствующее настроение. Его небольшим рассказам присущи теплота, мягкость красок, лиризм.

До сих пор непревзойденными остаются в болгарской литературе его рассказы о животных “Если бы они умели говорить” (1936). В комедии “Миллионеры” (1930) Йовков высмеивает лицемерие и фальшь, а в психологических драмах “Албена” (1930) и “Боряна” (1932) на первый план выдвигает морально-этические проблемы из жизни болгарского села.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Иордан Йовков