Иоганнес Бехер – выдающийся поэт немецкого народа
Иоганнес Бехер (1891 -1958) – выдающийся поэт немецкого народа. Его творчеству присущи революционная страстность и философская углубленность, в нем живы традиции большой немецкой литературы – традиции Гете, Шиллера, Гейне. Бехер не сразу стал коммунистом, как и народным поэтом.
Путь его идейного становления – это сложный и противоречивый путь буржуазного интеллигента к народу. “Изменчивым и постоянным” назвал его однажды Брехт, имея в виду его неустанные творческие искания при верности революционным идеалам. “В рассветной
Бехер родился в Мюнхене в семье прокурора, реакционного чиновника. В нем рано пробудилось чувство протеста против того мира, которому служил отец. В 1917 г. Бехер вступил в Независимую социалистическую партию, позднее стал членом союза “Спартак”, а затем членом коммунистической партии Германии и ее ЦК.
В конце 20-х – начале 30-х гг. руководил Союзом немецких революционно-пролетарских писателей и был редактором
Десять лет провел Бехер в антифашистской эмиграции. Эти годы он считал плодотворнейшим периодом своей жизни. Поэзия Бехера обогатилась новыми темами, образами, жанрами; он редактировал журнал “Интернациональная литература” на немецком языке, активно выступал как антифашистский публицист.
Поэт не раз обращался по радио к немецким солдатам, раскрывая им правду, и призывал их отказаться от служения чуждым им интересам фашистских главарей. После разгрома фашизма вернулся на родину и был избран членом ЦК СЕПГ; был президентом Куль-турбунда (1945-1957), министром культуры ГДР (1954-1958).
Ранние стихи Бехера – это стихи поэта-экспрессиониста, страстно бунтующего против мира империализма и войны и провозглашающего свою веру в грядущее торжество человеческого братства. В то время у него было весьма смутное представление о социальной сущности явлений, пылкость его революционного порыва еще не соединилась с ясностью революционного сознания.
В 20-х гг., после поражения революции в Германии, Бехер внимательно изучает марксистско-ленинскую теорию, пристально вглядывается в окружающую действительность, как художник переживает смену эстетических принципов – его поэзия приобретает реалистический характер. Он клеймит хищничество буржуазии (“Вас не трогает”, “Труп на троне” и др.), изображает в своих стихах, как зреет в угнетенных ненависть к угнетателям и готовность действовать (“Безработные”, “Кризис”, “Баллада о тачке”, “Баллада о голоде”, “Баллада о красном металле” и др.), обращается мыслью к Ленину, к Советской стране (“У гроба Ленина”, “Октябрь в Москве” и др.).
Переход к реализму поначалу сопровождался у Бехера склонностью к нарочито упрощенным, схематичным формам. В годы эмиграции он вырастает в подлинного мастера поэтического слова большого национального и мирового значения. Немалую роль в такой эволюции сыграло воздействие советской культуры.
Позднее, уже после краха гитлеризма, когда годы эмиграции остались позади и в молодой Германской Демократической Республике строилась новая жизнь, Вилли Бредель, поздравляя Бехера с 60-летием, писал ему; “Немецким народным поэтом, каким ты сегодня являешься, чьи песни поет наш народ и особенно наша немецкая молодежь, им ты начал становиться за десять лет до разгрома гитлеровского варварства, вдали от родины, в Москве”.