Инвенции Бах (Зарубежные композиторы)



Полифонический склад определился уже во многих небольших пьесах Баха, написанных им в педагогических целях для малолетних сыновей, – в маленьких прелюдиях, фугах, инвенциях, “симфониях”. Особенно ясно имитационный склад можно видеть в двухголосных инвенциях (В переводе с латинского языка “инвенция” означает “выдумка”, “изобретение”). Всего таких полифонических пьес композитором написано пятнадцать.

Основу инвенции составляет обычно короткая, но выразительная тема. В первой инвенции – до мажор – это простая мелодия, построенная вначале по звукам до-мажорной гаммы.

Заканчивается она квинтовым возгласом.

Мелодия спокойна, нетороплива, звучит очень мягко и плавно.

В полифонической музыке имитационного склада основная мелодия звучит в начале произведения нередко одноголосно. Прозвучав в верхнем голосе, тема инвенции до мажор появляется октавой ниже – ее имитирует второй голос.

Со вступлением второго голоса первый не прекращает движения, он оттеняет выразительность темы, которую поет уже другой голос. Такое продолжение мелодии

в первом голосе называется противосложением.

Далее иная тональная окраска, различные приемы изложения активизируют тему, делают ее более энергичной. Но не только в этом заключается развитие. В инвенции встречаются музыкальные построения, где тема не звучит ни в одном из голосов.

Такие отрезки называются интермедиями, так как они расположены между проведениями темы (“Inter” в переводе с латинского означает “между”). Интермедии строятся чаще всего на отдельных мелодических оборотах темы, но целиком тема в них не звучит.

Пьеса заканчивается в основной тональности – до мажор. Так одна тема составляет основу целого произведения, что очень характерно для полифонической музыки.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Инвенции Бах (Зарубежные композиторы)