Интегрированный урок по литературе “Слово о полку Игореве”

Лора Гарниковна Геворкян

Цель урока:

Цели:

Формирование у ребят ярких образов историко-литературной эпохи ХII века, дающих возможность самостоятельной оценки фактов и событий; Развитие аналитических способностей учащихся; Привитие уважительного отношения к историко-литературному прошлому своего народа, к его духовным ценностям; Воспитание гражданственности, патриотизма.

Тип урока: Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): 25

Используемые учебники и учебные пособия:
учебники по литературе, 9класс.

Учебники

по истории, 6 класс, 10 класс.

“Слово о полку Игореве” с комментариями Д. С. Лихачева.

Энциклопедии по истории России (древнейший период, Киевская Русь)соответствующие сайты в Интернете.

Используемая методическая литература:
Методические разработки по литературе, 9 класс

Методические рекомендации по истории России, : класс; 10 класс.

Генеологическое древо дома Рюриковичей

Используемое оборудование:
Портреты, карта, Репродукции картин русскиххудожников, посвященные древнерусской и стории и”Слову о полку Игореве”.

Презентация.

Краткое описание: Этот урок подготовлен

для изучения темы по литературе: “Историческая основа народного эпоса”. Презентация помогает вспомнить пройденный еще в 6 классе материал по истории России, наглядно представить себе, как, чем жили наши предки. Вспоминаем причины раздробленности Руси, сепаратизм князей, который приводит не только к личному несчастью или гибели, но и наносил ущерб всей стране.

Презентацию и материал урока можно использовать также для уроков по истории соответствующего периода в 6 и 10 классе.
Ресурс для профильной школы: Ресурс для профильной школы

Тема: Интегрированный урок по литературе и истории: “Слово о полку Игореве”. 9 класс.
Учитель истории и обществознания (по первому образованию – литературы) МОУ – СОШ №7 г. Балаково Саратовской области Геворкян Лора Гарниковна

Цели:

Формирование у ребят ярких образов историко-литературной эпохи ХII века, дающих возможность самостоятельной оценки фактов и событий; Развитие аналитических способностей учащихся; Привитие уважительного отношения к историко-литературному прошлому своего народа, к его духовным ценностям; Воспитание гражданственности, патриотизма.

Эпиграф: Вижу Русь!
Торжественно-сурово
Вслушиваюсь в темную строку…
Так и есть,
Сначала было “Слово…”,
Это было “Слово о полку…”.
Л. Мазуркин

Оформление:

Слайды с историческим материалом Видеофрагменты из “Жизни Древней Руси”, “Откуда есть пошла русская земля” (из серии “История государства Российского X – XVI вв.) Репродукции картин русских художников Рисунки учащихся (выставка рисунков) по теме.

Ход урока:
1. Анализ полного названия произведения: “Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святославовича, внука Олегова”.
2. Переход к анализу исторической основы произведения и генеалогического древа Ярослава, которое было подготовлено заранее группой учащихся по поручению учителя. При необходимости вспоминают такие понятия, как “генеалогическое древо”, “междоусобица”, “удельные княжества”, “великое княжение” и т. д.

Работа над центральным образом произведения – Игорем Святославовичем – продолжается при знакомстве с исторической справкой, подготовленной учащимся.

Историческая справка:
Князь Игорь Святославович (в крещении – Георгий) родился в 1151 г. Он сын Святослава, внук Олега Святославича, черниговского князя. Сам князь Игорь с 1178 г. был новгород-северским князем, с 1198 г. – черниговским. В семилетнем возрасте присутствовал на съезде в Лутове и был свидетелем распрей между князьями. После смерти отца надела не получил.

В 1160-1170-ых годах активно участвовал в княжеских усобицах, в составе коалиции, организованном, Андреем Боголюбским, штурмовал Киев. Позже помог двоюродному брату Святославу Всеволодовичу занять Киев. В ходе этой войны познакомился с будущим противником и свояком ханом Кончаком.

Смоленские князья нанесли им поражения, Игорь и Кончак вместе спаслись в одной ладье.

В 1184г. был организован удачный поход против половцев. Через год князь Игорь организовал самостоятельный поход, который закончился поражением. Именно это событие лежит в основе “Слова о полку Игореве”. Оно было также описано в Ипатьевской летописи.

Через шесть лет князь отомстит половцам, нанеся им несколько значительных ударов.
Был женат на дочери князя Ярослава Осмомысла Ефросиньи (В “Слове…” – Ярославне).

3. Продолжая разговор об исторической основе, вспоминаем все, что связанно с врагами русских людей – половцами, с взаимоотношениями с ними, отмечая и тот факт, что некоторые князья использовали их в своей борьбе за киевский престол.

4. Нельзя забывать и такой важный исторический факт, как затмение солнце. Это событие помогло точно определить даты. По словам Н. М. Карамзина, на солнечное затмение Игорь сказал: “Друзья и братья!

Тайны божественные никому не ведомы, а нам не миновать своего рока”.

5. Необходимо выяснить все об автора. Боян – легендарная личность. Кто на самом деле написал или спел “Слово…”, нам не известно, но мы видим, что это человек, глубоко любящий свою страну, думающий о ее будущем, поэтому он, обращаясь к князьям, призывает их у единению против внешнего врага.
6. Необходимо для воссоздания колорита поговорить об оружии и доспехах того времени. Этот материал также могут сами учащиеся подготовить. Можно это обсудить при просмотре фрагментов видеофильмов или репродукций Катрин художников, рисунков учащихся.

Бегство Игоря из плена. 1185 г.

7. По данным репродукциям, иллюстрациям учащиеся готовят анализ определенных эпизодов “Слова…”.
8. При технических возможностях можно привлечь оперу А. П. Бородина “Князь Игорь”. Это расширит образное пространство изучаемой эпохи и изучаемого произведения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Интегрированный урок по литературе “Слово о полку Игореве”