Инструкция по охране труда для учителя физики



Инструкция по охране труда для учителя физики

1. Общие требования охраны труда
1.1. Настоящая инструкция составлена в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда, с программой обучения, технологической картой; инструкция должна быть выдана учителю на руки под роспись. Срок действия инструкции – 5 лет.
1.2. Технологический процесс обучения должен отвечать требованиям государственных стандартов, проводиться с использованием оборудования: по электродинамике, термодинамике

и молекулярной физике, оптике, колебаниям и волнам, механике (подробный список оборудования находится в лаборантской кабинета физики), отвечающего требованиям ГОСТов ССБТ, правилам эксплуатации электроустановок.
1.3. К работе по преподаванию физики допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие специальное образование, прошедшие проверку знаний требований безопасности с получением удостоверения, получившие III группу допуска по электробезопасности.
1.4. При поступлении на работу учитель физики должен пройти медосмотр, а при последующей работе два раза в год проходить медосмотры.
1.5. Учитель физики
может быть допущен к работе после прохождения им вводного инструктажа по безопасности труда, первичного инструктажа на рабочем месте.
1.6. Повторный инструктаж должен проводиться не реже одного раза в 6 месяцев. Проведение инструктажей регистрируется в журнале по охране труда.

Учитель физики должен один раз в 3 года проходить проверку знаний по охране труда.
1.7. Внеплановый инструктаж учителя физики проводится при изменении правил охраны труда, технологического процесса, оборудования; при нарушении учителем физики требований охраны труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву, пожару.
1.8. Учитель физики, показавший неудовлетворительные знания по охране труда при аттестации, не позже чем в месячный срок должен пройти повторную проверку знаний. В этот период учитель физики не допускается к работам повышенной опасности (например, с электрическим током).

Учитель физики, повторно показавший неудовлетворительные знания, к работе не допускается и может быть уволен в соответствии с Трудовым кодексом.
1.9. Учитель физики обязан:
– соблюдать трудовую, технологическую и производственную дисциплину и Правила внутреннего распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха;
– выполнять только ту работу, которая входит в должностные обязанности и распоряжения руководителя;
– находясь на рабочем месте, должен использовать спецодежду и средства индивидуальной защиты: халат х/б, диэлектрические перчатки, указатель напряжения, инструмент с изолированными ручками, диэлектрический коврик;
– не выполнять распоряжения, если они противоречат требованиям охраны труда;
– не допускать присутствия посторонних лиц на рабочем месте (например, родителей);
– курить в специально отведенных местах;
– не употреблять спиртных напитков, наркотиков;
– о нарушениях правил охраны труда и случаях травмирования немедленно сообщать заведующему кабинетом и администрации школы;
– при неисправностях оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу. Возобновить работу можно лишь после ликвидации всех неисправностей.
1.10. В технологическом процессе преподавания по ГОСТу 12.0.003-74 ССБТ “Опасные и вредные производственные факторы. Классификация” опасными и вредными производственными факторами в кабинете физики являются:
– термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;
– порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;
– поражение электрическим током при работе с электроустановками;
– возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламе-няющимися и горючими жидкостями;
– запыленность;
недостаточная освещенность;
– эмоциональные перегрузки;
– поднятие тяжестей;
– шум;
– неудобная поза.
При несоблюдении требований по охране труда возможными являются профзаболевания:
– заболевание глаз (ослабление зрения);
– заболевания сердечно-сосудистой системы;
– заболевания позвоночника;
– опущение внутренних органов;
– ослабление слуха.
1.11. Характеристика производственного помещения; по электробезопасности – помещение с повышенной электрической опасностью.
1.12. Контроль за исправностью оборудования (амперметров, вольтметров, источников питания, стеклянного оборудования и т. д.), приспособлений (штативов, держателей и т. д.) должен обеспечивать ежедневно учитель, заведующий кабинетом с записью замечаний в журнале по охране труда.
1.13. В соответствии с Положением о расследовании несчастных случаев на производстве пострадавший или очевидец несчастного случая обязан сообщить об этом руководителю школы. Каждый несчастный случай в школе должен быть расследован комиссией с оформлением акта по формам Н-1 (в двух экземплярах), Н-2 (в четырех экземплярах).
1.14. Учитель физики должен у меть оказывать первую помощь,
используя соответствующие способы.
1.15. Учитель физики несет личную ответственность за соблюдение требований безопасности своего труда и ответственность за создание опасного или вредного производственного фактора для товарищей по работе и учащихся, а также за поломку производственного оборудования. Дисциплинарная ответственность применяется в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса, уголовная – со статьей 143 Уголовного кодекса.
1.16. Администрация обязана обеспечить качественное проведение инструктажа по охране труда, а работник должен серьезно относиться к изучению правил охраны труда, а при необходимости требовать дополнительного обучения и разъяснения.
2. Требования охраны труда перед началом работ
2.1. Требования производственной санитарии к рабочему месту учителя физики:
– площадь на одного учащегося составляет 2,4 кв. м;
– применяемая система вентиляции – вытяжная, форточки;
– нормативная освещенность рабочего места – 300 лк;
– нормативный уровень шума – 40 дБл.
Нормативные допустимые параметры микроклимата
Период года Температура °С Относитель-ная влаж-ность, % Скорость движения, м/с
Холодный Теплый 18-21
18-21 40-60
40-60 0,2
2.2.Требования пожарной безопасности: пожаротушение обеспечивается огнетушителем ОУ-2, песком.
2.3.Перед работой учитель физики обязан:
– тщательно проветрить помещение кабинета физики;
– осмотреть и надеть необходимую спецодежду;
– осмотреть и привести в Порядок рабочие места: свое и учащихся;
– проверить исправность средств индивидуальной защиты: своих и учащихся;
– проверить исправность инструмента, приспособлений, оборудования путем включения в рабочее состояние; защитного заземления (проверить замкнутость видимой проводки), напомнить учащимся безопасные способы выполнения предстоящей работы;
– о замеченных неисправностях оборудования, приборов сообщить заве-дующему кабинетом и к работе не приступать до их устранения.
3. Требования охраны труда во время работы
3.1. Учитель физики должен работать, применяя безопасные способы и приемы работы в соответствии с конспектом урока, описанием демонстрационных опытов и лабораторных работ. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела, следить за работой механизмов и оборудования.
3.2. При работе с приборами из стекла применять стеклянные трубки с оп-лавленными краями, правильно подбирать диаметры резиновых и стеклян-ных трубок при их соединении, а концы смачивать водой, отверстие пробирки или горлышко колбы при нагревании в них жидкостей направлять в сторону от себя и от учеников, не допускать резких изменений температуры и механических ударов. При работе, если есть вероятность разрыва сосуда вследствие нагревания, нагнетания или откачивания воздуха, на демонстрационном столе со стороны обучающихся установить защитный экран из оргстекла, а учитель должен надеть необходимые средства индивидуальной защиты.
3.3. Не брать приборы с горячей жидкостью незащищенными руками, за-крывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой до его остывания.
3.4. Для исключения возможности травмирования обучающихся на демонстрационном столе необходимо установить защитный экран из оргстекла.
3.5. При измерении напряжений и токов амперметры и вольтметры присоединить проводниками с. надежной изоляцией, снабженными наконечниками.
3.6. При сборке схемы гальванические элементы, аккумуляторы подключать в последнюю очередь. Замену деталей, измерение сопротивлений в схемах учебных установок производить только после ее выключения и разрядки конденсаторов с помощью изолированного проводника.
3.7. Не включать без нагрузки выпрямители и не делать переключений в схемах при включенном питании.
3.8. Не оставлять без надзора включенные в сеть электрические устройства и приборы.
3.9. Запрещается нахождение на рабочем месте посторонних лиц (например, родителей, учеников других классов).
3.10. Если при выполнении работы учитель физики заметил неисправности, он обязан прекратить работу. Дать заявку лаборанту на устранение неполадки или исправить прибор самостоятельно.
3.11. На рабочем месте должны поддерживаться оптимальные параметры микроклимата.
3.12. Должны обеспечиваться меры по безопасному обращению с химиче-скими огнеопасными, взрывоопасными материалами, веществами (например, бензином, керосином): держать их вдали от огня, пометить надписями “Беречь от огня”, при пользовании этими и другими химическими реактивами запрещается их нюхать, пробовать на вкус.
3.13. На рабочем месте должны находиться конспект урока и описание выполнения опыта или лабораторной работы.
3.14. Учитель должен использовать коллективные и индивидуальные средства защиты от вредных и опасных производственных факторов.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях 4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств (например, пробой изоляции), немедленно прекратить работу и отключить источник питания. Работу продолжать только после устранения неисправности.
4.2. При коротком замыкании в электрических устройствах и их загорании немедленно отключить их от сети, эвакуировать учащихся из кабинета, со-общить о пожаре в пожарную часть по телефону 01 и приступить к тушению очага возгорания с помощью углекислотного (порошкового) огнетушителя или песком.
4.3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости, например спирта, и ее загорании удалить обучающихся из кабинета, сообщить в пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.4. В случае если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать щетку и совок.
4.5. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сооб-щить об этом администрации школы, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования охраны труда по окончании работ
5.1. Отключить электрические устройства и приборы от источника питания.
5.2. Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование и приборы в лаборантскую в шкафы.
5.3. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.
5.4. Тщательно проветрить помещение кабинета физики.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Инструкция по охране труда для учителя физики