Имя Джона Мильтона (John Milton, 1608-1674), поэта, мыслителя и публициста

Неразрывно связавшего свою судьбу с событиями великой английской революции, по Мильтон родился в семье состоятельного лондонского нотариуса, близкого к пуританским кругам. Отец поэта, человек разносторонних интересов, тонкий ценитель искусства, сумел дать сыну блестящее образование. Окончив одну из лучших лондонских школ, Мильтон поступил в Кембриджский университет. В 1629 г. он получил степень бакалавра, а еще три года спустя – магистра искусств.

Последующие шесть лет молодой человек провел в поместье отца в Гортоне, всецело посвятив себя поэзии и научным штудиям. Он в совершенстве владел латынью и итальянским, читал в подлиннике греческих и древнееврейских авторов, хорошо знал литературу античности, средневековья и Ренессанса. В 1638-1639 гг.

Мильтон посетил Италию. Глубокое знание культуры и языка страны способствовало сближению поэта с итальянскими писателями и учеными. Неизгладимое впечатление произвела на него встреча с великим Галилеем.

Мильтон подумывал также о поездке в Грецию, но вести о назревавшей в Англии гражданской войне побудили его поспешить на родину. “Я полагал, – писал он позже, – что было бы низко с моей стороны беспечно путешествовать за границей ради личного интеллектуального развития в то время, как дома мои соотечественники сражались за свободу”. Первый период творческой деятельности Мильтона, включающий годы “учения и странствований”, совпадает с предреволюционными десятилетиями (20-30-е годы). В этот период происходит становление поэта, формируются его вкусы и убеждения.

Мильтон пробует силы в лирическом и драматическом жанрах: пишет стихи “на случай”, торжественные элегии на латинском языке, сонеты, стихи на религиозные темы, небольшие пьесы-маски.

Главная особенность творчества молодого Мильтона – сочетание мотивов жизнерадостной, красочной поэзии Возрождения с пуританской серьезностью и дидактикой. В пуританизме его привлекают проповедь аскетизма, духовной стойкости, критика распущенности двора и монаршего произвола.

Однако враждебное отношение пуритан к искусству и театру было чуждо Мильтону. В стихотворении “К Шекспиру” он славит гений великого драматурга, подчеркивая тем самым свою духовную связь с его наследием. Влияние традиций Возрождения и в то же время двойственность восприятия мира и человека, не свойственная ренессансным художникам, отчетливо проявляются в стихотворениях-“близнецах” – L’Allegro (“Веселый”) и Il Penseroso (“Задумчивый”). В этом философско-лирическом диптихе Мильтон контрастно сопоставляет два душевных состояния и – шире – два образа жизни человека.

В “L’Allegro” изображен веселый и беспечный юноша, которому равно милы утехи сельской и городской жизни. Душа юноши полна желаний, он жаждет ощутить полноту и радость бытия. “Il Penseroso” рисует образ серьезного, склонного к уединению человека, которого влечет тернистый путь познания.

Он готов посвятить всю жизнь изучению наук и искусств. Автор диптиха словно стоит на перепутье, размышляя, какому из двух укладов жизни отдать предпочтение. Молодой, жизнерадостный дух “L’Allegro” не чужд Мильтону, но его внутреннему настроению ближе вдумчиво-серьезное отношение к жизни “Il Penseroso”.



Имя Джона Мильтона (John Milton, 1608-1674), поэта, мыслителя и публициста