ИГРА С ЧИТАТЕЛЕМ В РОМАНЕ У. ЭКО “ИМЯ РОЗЫ”

План.
I. Умберто Эко – один из величайших мастеров постмодернизма.
II. Постмодернистская зарисовка жанра и сюжета романа “Имя розы”.
1. Мотив поиска исчезнувшей книги.
2. Игра с чужим текстом.
3. Элементы жанра исторического, приключенческого и детективного романа.
III. Ироничность центрального конфликта романа.

Автор романа “Имя розы” Умберто Эко – известный итальянский ученый и публицист. Умберто Эко отдал много силы изучению вопросов художественного творчества. В своем постмодернистском романе “Имя

розы” писатель не только выполнял художественные задачи, но и стремится написать произведение, которое бы сформировало активного, мыслящего читателя.

Постмодернизм стал мощным литературным направлением второй половины ХХ столетие, хотя его истоки просматриваются уже в модернистский период. В постмодернистской литературе изменяются не столько изобразительные средства и тематика, сколько художественные принципы. Это касается и отношение автора к своему произведению, и новому взаимодействию писателя с читателем. В период модерна читатель был объектом, на который направлялись определенные художественно-оформленные

идеи драматурга.

В новый период читатель становится соавтором, не объектом влияния, а равноправным субъектом, без существования которого не было бы ни писателя, ни его произведения.

“Имя розы” – постмодернистский роман, поэтому его нельзя воспринимать лишь как детективное произведение. Впрочем, писатель предусматривал и такое прочтение своего произведения. Ведь особенность постмодернистской литературы в потому, что читатель может найти в произведении не один или несколько смыслов, заданных автором, а бесконечное множество значений, ассоциаций, отсыланий к другим произведениям.

Так, например, символический образ розы, данный уже в названии романа, принуждает читателя вспомнить и библейское значение розы, и розенкрейцеров, и розу как один из любимейший образов романтиков ХІХ столетия, и “Букет розы” Рильке…

У каждого возникают собственные ассоциации, не только подсказанные текстом, но и зависимые от литературно-культурного опыта читателя. При этом он, читатель, становится будто соавтором писателя, и притом необходимым соавтором, так как без читателя жизни произведения невозможное. Создание текста происходит не только тогда, когда он задумывается и пишется, но и когда он прочитывается.

Читатель может быть хорошо осведомленным и видеть в тексте романа множество значений. Умберто Эко писал о том, что временами даже читатель видит в произведении значения и связи, которые могут привести в удивление самого автора. Каждый читатель идет дальше текста, и это движение (нанизывание новых значений) длится бесконечно. В “Записках на берегах “Имени розы” Умберто Эко писал, что каждое новое художественное произведение состоит из всех предыдущих.

В эпоху постмодернизма, когда цивилизация уже накопила такой огромный исторический опыт, практически невозможно создать что-то новое. Ведь каждый писатель вместе с тем есть и читателем других произведений. Поэтому, например, в “Имени розы” образ англичанина Вильгельма, который уже в начале романа (в сцене с монахами) демонстрирует чрезвычайное знание связей между частными явлениями мира, ассоциируется у автора и читателей с англичанином-детективом Шерлоком Холмсом.

Постмодернистский роман превращается в общую игру автора и читателя (большого количества читателей), которые, будто мяч, перекидают друг другу свои значения и ассоциации.

Умберто Эко считал, что искусство (и литература в частности) является источником эстетичного удовлетворения, т. е. в определенном смысле, “развлекает”. Однако одного может “развлечь” философский трактат, а другого – бульварный роман. Таким образом, существует два вида читателей: читатель массовой литературы относится к книге пассивно, и авторы такой литературы подстраиваются под его вкусы. А читатель литературы серьезной, наоборот,- есть активным, старается постичь замысел автора, который нуждается в определенных усилиях и знаниях.

Умберто Эко считает, что так книга самая формирует своего читателя, тому роман должен быть таким, чтобы читатель каждого раза открывал в нем что-то новое.

Таким многозначным произведением со сложной структурой и есть “Имя розы”. Роман напоминает коллаж из отдельных фрагментов знакомых нам произведений, но вместе с тем остается целостным, объединенным линией авторского замысла. Произведение завершено, но и открытый для безграничного количества новых значений, он не заперт в себе, а начинает диалог с каждым новым читателем.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

ИГРА С ЧИТАТЕЛЕМ В РОМАНЕ У. ЭКО “ИМЯ РОЗЫ”