«ИДИ В ОГОНЬ ЗА ЧЕСТЬ ОТЧИЗНЫ, ЗА УБЕЖДЕНЬЕ, ЗА ЛЮБОВЬ…» (гражданская лирика Н. А. Некрасова)
«ИДИ В ОГОНЬ ЗА ЧЕСТЬ ОТЧИЗНЫ, ЗА УБЕЖДЕНЬЕ, ЗА ЛЮБОВЬ…» (гражданская лирика Н. А. Некрасова)
Многие поэты обращались к образам русского фольклора, чтобы придать своим стихотворениям ни с чем не сравнимый колорит деревенской Руси, многие художники слова воспевали красоты русской природы и быт крестьян, рисуя идиллические картины мирной и безмятежной жизни вдали от шума и суеты больших городов. Но мало кто из писателей и поэтов осмеливался взглянуть правде в глаза и во весь голос заявить о страданиях народа, его безграничном терпении
Поэт, продолжая традиции поэтов-декабристов, Пушкина и Лермонтова, открыл новый этап русской поэзии, связанный с демократическим движением 60-70-х годов XIX века. Друг и сподвижник Чернышевского и Добролюбова, поэт-гражданин, поэт-три — бун, Некрасов был певцом народной жизни, посвятил свое творчество борьбе за свободу и счастье народа. Поэт говорил: «Я призван был воспеть твои страдания, терпеньем изумляющий народ».
Понятие гражданственности определено Некрасовым уже в первых
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Гражданственность является главным условием существования поэзии, именно гражданственностью проникнуты слова, обращенные к поэту:
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой.
Это стихотворение адресовано не только поэтам, это обращение к гражданственности каждого русского человека. В стихотворении Некрасов не дает последних решений, в чем-то прав каждый из беседующих, у каждого своя слабость, недаром гражданин иронически говорит не только о «блаженстве» «болтающего поэта», но и о «жалкости» «безгласного гражданина».
Гражданская поэзия Некрасова определяет народность его произведений, потому что поэт, думая о судьбе своей родины, не может не думать о народе. Для Некрасова понятия гражданственности и народности слиты воедино, защищать интересы крестьян и городской бедноты — значит быть «отечества достойным сыном». В стихотворении «Элегия» Некрасов пишет: «Я лиру посвятил народу своему».
С позиции поэта-гражданина Некрасов делит своих героев на три группы: это люди труда, «заступники народные» и угнетатели. Произведения, посвященные Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, прославляют подвиги этих людей во имя народного счастья. Некрасов постоянно подчеркивает, что путь восставших «против угнетателей народа» тернист, и сознает, что великие цели не могут быть достигнуты без жертв.
В стихотворении «Памяти Добролюбова» Некрасов, по его словам, «старался выразить идеал общественного деятеля». На первый план выдвинуто то, что, по мнению Некрасова, составляет содержание понятия положительного героя современности. Поэт подчеркивает высокую нравственную чистоту Добролюбова, стойкость, глубокий ум, революционный патриотизм, чувство долга, «источник мыслей благородных». Высокая оценка деятельности Добролюбова дана в последних строках стихотворения, во многом предвещающих оценку людей типа Рахметова в романе Чернышевского:
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…
Будучи человеком свободолюбивых взглядов, Некрасов борется пером за народное счастье. Центральный герой его произведений — народ, которого поэт изображает полно и широко, обрисовывая не только картины крестьянской жизни, но и жизнь городской бедноты. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» — действительно народное и гражданственное.
Обычное для Руси происшествие у подъезда богатого вельможи вызывает в поэте множество горестных мыслей: Некрасов думает о рабской покорности крестьян своей доле, о купающемся в роскоши бесполезном чиновнике, который «не любит оборванной черни», о горькой судьбе всего русского народа. В очень сжатых, но выразительных деталях описания ходоков подчеркнуты их нищета, горе, униженность. Поэт сатирически изображает владельца роскошных палат, одного из виновников народных страданий.
Для большей выразительности автор применяет прием контраста: рассказ об угасании вельможи на лоне итальянской природы ведется в мягких, лирических тонах для того, чтобы сильнее подчеркнуть авторское отношение к нему с помощью мимоходом брошенных слов («ждущий смерти твоей с нетерпением»). Некрасов рисует образ страдающего народа, чей стон раздается по всей стране. Говоря о народном страдании, поэт недаром упоминает Волгу, которую он называет рекой страданий и тоски. Образ разливающейся весной реки давал возможность резче подчеркнуть безмерность и глубину народного горя.
Ответ на вопрос, поставленный в конце стихотворения: «Ты проснешься ль, исполненный сил?», поэт ищет в самом народе. Некрасов верил в то, что народ проснется, о чем будет сказано в стихотворении «Железная дорога»:
…И широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Стихотворения «Школьник», «Железная дорога», поэма «Кому на Руси жить хорошо» служат продолжением этих раздумий.
В стихотворении «Школьник» — гордость за свою страну, которая «выводит из народа столько славных», идущих к «своей великой цели», людей. Стихотворение «Железная дорога» построено в виде спора с «утеснителем народа». Лирический герой сатирически описывает Ване купца, прямого угнетателя народа, спорит с генералом, презирающим чернь.
Главная мысль стихотворения раскрывает честную гражданскую позицию Некрасова: народ — лучшая часть нации, он сам «грудью проложит дорогу себе». В подтверждение этой мысли поэт показал образы мужиков-правдоискателей в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Если в умах простых крестьян зарождаются вопросы о счастье, правде, то такая нация, такой народ достойны лучшей участи.
Поэт ощущал такую близость к народу, что посвятил большинство своих стихотворений простым людям, далеким от того круга, в котором родился и вырос сам Некрасов. Не случайно в его творчестве возникает образ «кнутом иссеченной Музы», которую поэт называет родной сестрой женщины из народа, терпящей на Сенной унизительное наказание. Муза для поэта — трагический символ униженного, порабощенного и измученного народа:
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!..»
Муза ведет поэта «через бездны темные насилия и зла, труда и голода», поэтому она — «Муза мести и печали», призванная беспощадно обличать несправедливость и порок «враждебным словом отрицанья»:
Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны, своей.
Какой нестерпимой горечью за судьбы народа проникнута некрасовская поэзия! Поэт не может не ужаснуться, видя чудовищные страдания бурлаков на Волге:
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
Их мерный похоронный крик.
Возникает образ страдания, вопль которого будто застыл в строках поэта. Стихотворение режет слух страшной, неприукрашенной правдой, оно так же горько, как те песни, которые складывает русский народ о своей нелегкой доле. Стон, который «у нас песней зовется», слышится везде, где трудится, страдает, влачит свое жалкое существование простой русский мужик. В нищей, убогой деревенской Руси, переполненной «великой скорбью народной», не к кому обратиться за помощью, за заступничеством, разве что
К ветру да буре:
Чашу народного горя
Всю расплещи!
Смерть для простых людей, изнуренных нищетой и непосильным трудом, стала чуть ли не желанной гостьей. Некрасов пишет о том, что крестьянин не умер, а как будто «уснул, потрудившийся в поте! Уснул, поработав земле!» Толпой мертвецов видятся поэту и строители железной дороги:
Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли, колтун в волосах.
Поэту больно и стыдно от того, что люди, трудом которых прокладываются железные дороги, и, следовательно, двигается вперед история,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
«Железная дорога» — первое поэтическое произведение о созидательном труде народа, о чем до Некрасова поэты не писали. Поэт создает гимн творческой работе народа. Своеобразие гимна в том, что он в большей части выражается в форме явной и тайной полемики.
Стихотворение свидетельствует, что истинным создателем железной дороги является народ: «Вот они, нашей дороги строители».
Но Некрасов осмеливается не только осуждать угнетателей народа, он предрекает скорый конец народного терпения и советует власть имущим образумиться и покаяться, пока «дубина» народного гнева еще не опустилась на их головы.