Идея художественного произведения, Определение
Понятие идеи художественного произведения – понятие очень сложное и многосоставное. Ни в коем случае идею произведения нельзя сводить к абстрактному “нравоучению”, “рецепту” жизненного поведения (“Надо поступать так-то”, “Надо быть таким-то”). Идея выявляется прежде всего в том, как автор отвечает на поставленные им вопросы, как разрешает проблемы.
Так, центральной идеей романа Достоевского “Преступление и наказание” является отрицание постулата “цель оправдывает средства” и утверждение личного
Но проблема произведения не обязательно должна быть в нем же и разрешена. Зачастую идея произведения состоит как раз в том, что автор показывает неразрешимость в данной исторической ситуации тех проблем, которые им выдвинуты. Так, Лермонтов, поставив в романе “Герой нашего времени” вопрос о смысле и цели деятельности умного, незаурядного, волевого человека в условиях николаевской России, показал именно неразрешимость этой проблемы.
Идея романа в том, что противоречие между личностью
В понятие идеи произведения включается также и эмоциональное отношение автора к изображенному им миру, оценка характеров. Это важнейшая сторона идейного содержания произведения. Автор заставляет читателя сочувствовать Наташе Ростовой, восхищаться Тарасом Бульбой, ненавидеть подхалима Молчалина, смеяться над Хлестаковым… Оценивая характеры своих героев, писатель выражает свое понимание жизни, тех или иных социальных типов или явлений, т.е. выражает авторскую позицию.
Поэтому мы говорим, что идея повести Тургенева “Муму” – в безоговорочном осуждении крепостного права; это осуждение выражается в резко отрицательной оценке самодурства и жестокости помещицы.
- Определение “Идея” произведения Идея произведения должна вытекать из тех событий, действий, характеров, которые с помощью художественных средств созданы писателем, т. е. художественно воплощены. Если же идея высказывается писателем не логикой художественных образов, а в прямых рассуждениях (собственных или героев-резонеров), такая идея называется тенденцией. Идеи могут быть истинными и ложными, прогрессивными и консервативными, революционными и реакционными. По словам Н. […]...
- Определение Тема. Содержание художественного произведения Содержание художественного произведения Тема (от греч. thema – то, что положено в основу) – предмет художественного изображения, круг событий и явлений действительности в их “значимом” аспекте: “не то, что непосредственно изображено (сюжет) в произведении, а то, что сюжет “значит”, что он выражает”. Тема во многом определяет составные элементы художественного произведения – сюжет, образный строй, язык. […]...
- Определение Идея Идея (греч. idea – понятие, представление) – главная обобщающая мысль художественного произведения, выражение авторской тенденции в раскрытии той или иной темы. Например, основная идея “Слова о полку Игореве” – идея объединения Руси перед нашествием вражеских полчищ. Свойства идеи: субъективность и образность (идея пронизывает художественные образы), соответствие всей художественной логике произведения [76]. Идея находит свое отражение […]...
- Определение Система персонажей художественного произведения Система персонажей художественного произведения – соотношение персонажей в композиционной системе произведения. Принято выделять произведения с вершинной системой персонажей, одним главным героем (роман “Робинзон Крузо” Д. Дефо), и произведения с системой персонажей, равноправно участвующих в художественном действии (роман “Братья Карамазовы” Ф.М. Достоевского). В произведении выделяют главных, второстепенных и эпизодических персонажей. Кроме того, в массовых сценах выделяются […]...
- Что такое Тема и идея Определение Чтобы проанализировать любое произведение, относящееся к тому или иному роду, нужно суметь выделить в нем тему и идею. Под темой чаще всего понимается то, о чем идет речь в произведении. Тема в переводе с древнегреческого буквально означает “нечто, положенное в основу”. Предметом изображения в художественной литературе могут быть различные явления жизни общества, человека, природы. А. […]...
- Идея произведения Идея Произведения – основная мысль произведения, выраженная посредством художественных образов. Идея произведения должна вытекать из тех событий, действий, характеров, которые с помощью художественных средств созданы писателем, т. е. художественно воплощены. Если же идея высказывается писателем не логикой художественных образов, а в прямых рассуждениях (собственных или героев-резонеров), такая идея называется тенденцией. Идеи могут быть истинными и […]...
- Что такое ИДЕЯ художественная ИДЕЯ художественная – составная часть художественного содержания (см. Содержание и форма), главная обобщающая мысль или система таких мыслей в художественном произведении. Иногда идея формулируется самим автором в тексте художественного произведения (мораль в басне, “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды” в “Войне и мире” Толстого и т.п.), но чаще она как бы “пропитывает” […]...
- Структура художественного произведения ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Структура художественного произведения Идея художественного произведения Идея художественного произведения – это обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства. Иными словами, это то, для чего написано произведение. Сюжет художественного произведения Сюжет художественного произведения – это развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, иногда и в лирических. Иными словами, это то, […]...
- Определение понятия “Идея” ИДЕЯ художественная (эстетическая) – образная эмоциональная мысль, определяющая глубинный уровень содержания произведения (см.: Содержание и форма). Обычно она составляет основу содержания, но не всегда, поэтому некоторые теоретики не считают ее обязательно присутствующей во всяком произведении. Так, выдающийся филолог XX в. MJL Гаспаров писал о “пейзажном стихотворении А. А. Фета “Это утро, радость эта…”, что “идей […]...
- ТЕМА И ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ТЕМА И ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Идея (греч. idea – первообраз, идеал, идея) – основная мысль произведения, выражающаяся посредством всей его образной системы. Именно способ выражения принципиально отличает идею художественного произведения от научной идеи. Идея художественного произведения неотделима от его образной системы, поэтому не так легко бывает найти ей адекватное абстрактное выражение, сформулировать ее в отрыве от […]...
- Структура литературно-художественного произведения Под структурой художественного произведения будем понимать его общее смысловое построение, то есть условное разделение его органично целостной образной организации на отдельные значимые по смыслу элементы и их внутреннюю взаимосвязь, что усиливает и подчеркивает смысловую суть и эстетичную выраженность художественного произведения. Отдельные элементы, на которые распадается произведение, при наиболее общем его смысловом разделении соотносят с двумя […]...
- Идея и смысл произведения по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) Старуха-процентщица тоже нашла выход и неплохо устроилась в жизни. Она дает деньги под залог, а сама живет на проценты, загоняя людей в огромные долги. Старуха глуха и безразлична к чужому горю, ее одолевает болезнь, но еще больше – жадность. Родную сестру она держит у себя в работницах. Для чего живет на свете такой человек? Какую […]...
- Определение – что такое тема произведения При изучении школьного курса литературы мы имеем дело с тем или иным художественным произведением. Для того чтобы его понять и проанализировать, необходимо выделить и охарактеризовать его основные элементы и стороны. Прежде всего следует проанализировать идейное содержание произведения, т.е. его основной смысл, главные темы, проблемы, идеи и чувства, в нем заключенные. Темой произведения называется предмет изображения, […]...
- О композиции художественного произведения Композиция (от лат. составление, соединение) – это построение, расположение частей внутри единого целого, взаимозависимость этих частей, их соподчиненность. Все, что создано, построено – в материальном или духовном смысле – имеет композицию. Подобно тому, как по расположению отдельных помещений, их размерам и отделке мы можем судить о назначении здания, по композиции литературного произведения мы судим об […]...
- Определение “Тема” произведения Тема (thema) в переводе с древнегреческого буквально означает “нечто, положенное в основу”. Это жизненный материал, взятый для отображения в произведении; иначе говоря, то, что изображается, предмет изображения. Предметом изображения в художественной литературе могут быть различные явления жизни общества, человека, природы. В произведении могут изображаться объекты материальной культуры (например, готические храмы в поэзии О. Мандельштама). Иногда […]...
- Композиция и смысл художественного произведения Говорят, что от перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Но это правило верно лишь в математике. К художественной литературе оно неприменимо: здесь перемена мест слагаемых, то есть другая композиция произведения, может очень сильно повлиять на восприятие смысла. Вообще то, как читатель понимает произведение, во многом зависит от построения текста. Ярчайший пример – “Герой нашего времени” […]...
- Содержание художественного произведения 1. ТЕМА (содержание) – жизненный материал, положенный в основу произведения. ТЕМАТИКА – совокупность тем. 2. ПРОБЛЕМА – вопрос, поставленный в произведении. ПРОБЛЕМАТИКА – совокупность проблем. 3. ИДЕЯ – разрешение проблемы, ответ на поставленный вопрос, основная мысль произведения. 4. АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ – особенность авторского взгляда на изображаемый объект. 5. АВТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ И ЕГО ВОПЛОЩЕНИЕ Авторский замысел […]...
- Язык художественного произведения Различаются два вида языка художественного произведения: ПОЭЗИЯ и ПРОЗА. ПОЭЗИЯ – ритмически организованная образная речь, разделенная на соизмеримые отрезки (стихи = строки), чем отличается от прозы. Изобразительно-выразительные средства (ИВС) 1. Фонетические средства (звукопись) АЛЛИТЕРАЦИЯ – повтор одинаковых или похожих согласных звуков. АССОНАНС – повтор одинаковых или похожих гласных звуков. 2. Лексические средства СИНОНИМЫ – слова […]...
- Форма художественного произведения І. ПОЭТИКА – учение о форме, построении разных типов литературных произведений. II. СЮЖЕТ – вся система действий и взаимодействий, последовательно совмещающихся в произведении. 1. ЭЛЕМЕНТЫ СЮЖЕТА (стадии развития действия, Композиция сюжета) ЭКСПОЗИЦИЯ – предыстория, обрисовка характеров и обстоятельств, сложившихся до начала развития основной сюжетной линии. ЗАВЯЗКА – отправная точка развития основной сюжетной линии, основного конфликта. […]...
- Композиция художественного произведения Структура художественного произведения Композиция художественного произведения – расположение и соотнесенность компонентов в художественной форме, то есть построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром. Основные составляющие композиции: 1. Экспозиция – часть, предваряющая действие, повествующая, как правило, о месте, времени и условиях будущего действия. 2. Завязка – часть, в которой обозначается конфликт произведения, создаются предпосылки для дальнейшего […]...
- Определение “Композиция” произведения Композиция – это построение произведения, соотнесенность компонентов художественной формы, соединенных в единое целое. Композиция обусловлена содержанием и жанром произведения. Композиция может быть простой, линейной, когда отдельные эпизоды нанизываются, следуют один за другим и связаны с главным героем. Примером может служить композиция поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. События здесь развиваются в хронологической […]...
- Анализ художественного произведения Анализ художественного произведения Примерная схема анализа литературно-художественного произведения, при анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму, примерный план характеристики художественного образа-персонажа, возможный план разбора лирического стихотворения, общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя, как вести краткую запись о прочитанных книгах. При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную […]...
- Сочинение-анализ эпизода художественного произведения В 9-м классе мы начинаем глубже знакомиться с теорией и отрабатывать практику написания сочинений разных типов. Среди них – анализ эпизода художественного произведения. Сочинение такого типа требует иной логики, нежели творческие работы. В сочинении-анализе эпизода нужно показать умение объяснять микротекст художественного произведения, видеть за отдельными сценами картины жизни, взаимоотношения людей, драматизм ситуаций и характеров, определять, […]...
- Анализ языка художественного произведения Анализ языка художественного произведения помогает глубже проникнуть в замысел автора, выявить незаметные на первый взгляд закономерности, связанные с сюжетом, и эксплицировать новых героев, которые стали вольными или невольными участниками событий, описываемых в тексте. Очевидно, что любой персонаж, представленный в художественном произведении, призван реализовывать творческую идею – это положение в равной мере относится и к активно […]...
- Анализ эпизодов художественного произведения, содержащих пейзажные зарисовки Цель: продолжить формирование навыков работы с текстом художественного произведения; на примере феерии А. Грина показать роль пейзажа в произведении; воспитывать наблюдательность и внимание к окружающему миру и его красоте. Оборудование: раздаточный материал (см. в ходе урока). Вечно мы, будто в первый раз, все Должны открывать: как прекрасны Восход солнца, луна, ночь, равнины и горы, Земля […]...
- Анализ литературно-художественного произведения При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму. А. Идейное содержание включает: 1) тематику произведения – выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии; 2) проблематику – наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении; 3) пафос произведения – идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным […]...
- Композиция художественного произведения “Евгений Онегин” “Евгений Онегин”, несмотря на очень своеобразный, нетрадиционный для эпического произведения конец (конец “без конца”), представляет собой “целостный, замкнутый и законченный в себе художественный организм”. Художественное своеобразие романа, его новаторский характер определил сам поэт. В посвящении П. А. Плетневу Пушкин назвал роман “собраньем пестрых глав”. В другом месте читаем: “И даль свободного романа я сквозь магический […]...
- Как войти в мир художественного произведения? На первый взгляд, рассуждать в майском номере о том, как быстрее и вернее увлечь учеников изучаемым произведением, не очень своевременно. Но если помнить, что каникулы пролетают мгновенно и новый учебный год с его вечными методическими проблемами не за горами, меланхолия отступает. Тем более что материалы этого номера напоминают о неожиданных с точки зрения традиционной педагогики, […]...
- Сочинение на тему: Идея и смысл произведения Кавказский пленник, Толстой Идея и смысл произведения Рассказ Льва Николаевича Толстого “Кавказский пленник” был создан в 70-х годах XIX века, то есть через несколько лет после Кавказской войны. Он основан почти на реальных событиях, так как автор сам чуть было не стал пленником во время своего путешествия на Кавказ. В этом небольшом произведении живо и ярко описан быт […]...
- Элементарное определение художественного целого в литературном произведении Художественное произведение представляет собой сложное единство многообразных и разнородных элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом, так что ни один из них не может рассматриваться изолированно, вне этих взаимосвязей. Один и тот же материальный элемент может выполнять различные функции и иметь различные значения в разных системах отношений. Поэтому для характеристики литературного произведения наряду с историко-литературным […]...
- Генетический анализ художественного произведения В современном литературоведении процесс создания литературного художественного произведения называют генезисом текста, т. е. творческой историей произведения. “Традиции (как общекультурные, так и собственно литературные) неизменно воздействуют на творчество писателей, составляя существенный и едва ли не доминирующий аспект его генезиса”, – отмечает В. Е. Хализев. Генетический анализ художественного произведения обнаруживает его источники и изучает их изменения. “Генетическое […]...
- ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ определение ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ – произведения, совмещающие в себе признаки эпоса и лирики как литературных родов. Как и в эпосе, в них есть сюжет, предметный мир и более или менее развитая система персонажей. Лирическое начало проявляется в наличии лирического героя, который может совпадать с одним из персонажей или с повествователем. Таким образом, лиро-эпические произведения сочетают эпическое изображение […]...
- Раскрыть смысл высказывания Кожиной мир образов художественного произведения через его речевую ткань (Гиа по русскому) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста М. Н. Кожиной: “Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань”. Высказывание лингвиста М. Н. Кожиной можно понимать так: когда читаешь слова и предложения, лежащие в основе речевой ткани произведения, то невольно воссоздаешь в собственном воображении художественный мир, который был рожден пером писателя. Так, например, Ю. […]...
- Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Авторская позиция – это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках повествователя. Пафос (от греческого pathos – страсть, чувство) – эмоциональное одушевление, страсть, которая пронизывает произведение или […]...
- Определение Пафос Пафос (от греч. pathos – страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) – эмоционально-оценочное отношение писателя к тому, что он изображает. Пафос определяет общую эмоциональную тональность произведения. Понятие “пафоса” было введено Аристотелем (пафос, этос, логос) и имело первоначально лишь трагедийную окраску. Затем Гегель расширяет значение данного термина, подразумевая под ним высокую страсть, торжественное постижение художником сущности изображаемого. “В […]...
- Определение жанра произведения Лермонтова “Герой нашего времени” “Герой нашего времени” не имеет авторского определения жанра (повесть, роман). Лермонтов как бы не хотел заключить “биографию души” Печорина в строгие жанровые рамки. Это давало автору большую свободу в развитии сюжета, разрешало вольную манеру изложения. Едва ли можно подозревать, что особенности построения лермонтовского романа были подсказаны преднамеренными “приемами” и “способами”, “игрой с формой”. Перестановка событий, […]...
- РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Герой художественного произведения разговаривает, и особенность его речи (лексика, фразеология, построение предложений, интонации и т. п.) дают читателю живое представление о нем самом – его социальном положении, культуре, характере. Это и есть речевая характеристика. Наблюдать за речью персонажа – значит обратить внимание не только на “прямое” значение произнесенных им слов, но и на “подтекст”, т. […]...
- Желтый князь Василия Барки: гуманистическая идея произведения Настоящая фамилия – Очерет. Родился в с. Солоница Лубенского уезда на Полтавщине в казацкой семье (отец служил в казацкой части). Учился в Лубенском духовном училище, со временем переименованном в трудовую школу, потом – на педагогических курсах. С 1917 г. учительствовал на Донбассе, преподавал математику и физику. Был заключен властью за политические убеждения. В 1928 г. […]...
- Определение “Сюжет” произведения Сюжет – это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. М. Горький определял сюжет как “связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей – истории роста и организации того или иного характера, типа”. Сюжет складывается из действий персонажей, из системы образов. В развитии сюжета проявляются черты характеров персонажей, их эволюция. Иногда […]...
- Композиция Определение С понятием сюжета произведения тесно связано понятие его композиции. Композиция – это последовательность в расположении отдельных частей и элементов произведения, порядок, в котором они следуют друг за другом. Прежде всего, по-разному могут быть расположены события самого сюжета. Сюжет может излагаться в прямой хронологической последовательности (“Ионыч” А.П. Чехова); в нем могут быть отступления в прошлое (предыстория […]...