Идея служения художника народу в творчестве Леси Украинки

Леся Украинка “Сначала было Слово, а Слово то у Бога было, и Бог был Слово”, – так наставляет нас книга книг – Библия. А наш национальный гений и пророк Тарас Шевченко, продолжая эту гениальную мысль, утверждает: Ну что бы, казалось, слова… Слова и голос – более ничего. А сердце бьется – оживает, Как их услышит!

Знать, от бога и голос тот и те слова Идут границ люди! Раздумья о роли слова в жизни общества, о назначении художника присутствуют и в творчестве гениальной украинской поэтессы, достойной дочери своего народа – Леси Украинки.

В поэме ” Давняя сказка ” подчеркивается, что поэзия должна быть “и звонкой и громкой, так как расходится по миру стоголосым эхом”. Своего героя поэтесса изображает таким:

На лице у поэта Не заплесневелая урода годная, Хотя не был он тоже плохой, Вот себе – человек божий!

Ведь это был обычный на вид человек, да еще и физически больной. Этим поэтесса подчеркивает, что красота человека не во внешних признаках, а в ее духовных качествах. За необыкновенную способность – создавать стихи, в которых можно найти и развлечение, и совет, певца очень любили люди, особенно молодежь.

В юности он прославлял красоту природы, красоту свободной человеческой мысли, чистоту чувств дружбы и любви. На крыльях мысли поэт часто отправлялся “в тайные миры надоблачные”. Это была едкая сатира, преисполненная народного гнева, ненависти к угнетателям, пронизанная призывами к расправе с народными обидчиками:

… голубая ли кровь польется, Как пробить господину грудь?

Итак, служение литературы порабощенному народу Леся Украинка понимала как участие в революционной борьбе. К тому времени она своей жизнью, своей неутомимой работой показала, каким должен быть народный художник. Поэтому в образе героя “Давней сказки” мы познаем черты характера самой Леси Украинки.

Его путь к народному поэту – это путь самой писательницы. Он понял, что в обществе борьба идет на протяжении возрастов, еще с того времени, как существуют бедные и богатые.

И лишь тогда, когда эта борьба кончится, Это кончится давняя сказка, а настанет правда новая.

Оружием в получении правды для поэта есть слово. Леся Украинка в поэзии “На вечную память листочку, сожженному приятельской рукой в неуверенные времена” создает образ пылкой песни. Рожденная любовью и ненавистью песня взрывается в сердце поэтессы пожаром, вырывается к людям, зажигает в них огонь наилучших чувств. Она весьма пылкая, своим огнем вечно будет греть человеческие сердца.

Продолжает эту идею стих “Слово, почему ты не твердая сталь”. Писательница стремится к слову, которое должно поднимать народ к борьбе, “снимать вражеские головы с плеч”. Поэтесса уверяет, что никогда не добывала фальшивых нот, для битвы с врагом закаливала слово кровью собственного сердца.

И оно, искреннее, выстраданное всей жизнью, становится крепким оружием.

Образ поэта, который разрывает занавес одинокости и вражеского окружения, идет трудными и сложными дорогами от победы до победы, пробиваясь к народу и отдавая свой талант, свою жизнь во имя его светлого будущего, возникает в разделе “Отклики” из сборника “Думы и мечты”.

Союзницей народных эпиков-кобзарей, своих больших предшественников, старается быть Леся Украинка, как она об этом пишет в поэзии “На столетний юбилей украинской литературы”. Проникновение в мысли и мечты народа, саможертвенность мы в его тернистых путях к светлому будущему, принципиальность, честность – вот качества украинского поэта, потомка тех певцов, в которых Лоб не венчали лавровой веткой.

Образ слова, поэзии в стихе “Зоря поэзии” ассоциируется с образом звезды, которая “вставала огнем в полночь, путь прокладывала ясный через темное бушующее море и очаровывала новой надеждой утомленные глаза”. Поэтесса поверила в силу слова, и эта вера ее окрыляет, предоставляет силы к жизни.

Звезда таланта Леси Украинки засветилась в стране поэзии, где переплелись счастье и горе, успех и слезы, пение и рыдания. Но писательница верит, что в будущем будут звучать песни – “свободные, громкие, отважные и гордые…”.



Идея служения художника народу в творчестве Леси Украинки