Идея мира в романе-эпопее Льва Толстого “Война и мир”

В романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” ключевым является слово “мир”. Оно содержится и в самом названии произведения. В каком значении использовал его автор в названии? Вопрос возникает потому, что в современном русском языке существуют два омонимичных слова “мир”.

Во времена Толстого они различались и на письме. Основные значения слова “мip”, согласно словарю В. Даля, были: 1) вселенная; 2) земной шар; 3) все люди, род человеческий. “Мир” же употреблялся для обозначения отсутствия войны, вражды, ссоры. В произведении

эпизоды войны сменяются эпизодами мира, то есть мирного времени. И на первый взгляд кажется, что в заглавии заключена одна антитеза: война – мирное время и что слово “мир” следует понимать только как антитезу слову “война”.

Но у Толстого все намного сложнее. Название романа отражает основные значения слова “мир”. Кроме того, даже этими приведенными выше значениями не исчерпывается употребление слова “мир” в романе.

Прежде всего для Толстого важно было показать, что человек не является только представителем того или иного национально-исторического, социального, профессионального

мира; человек, по Толстому, – сам мир. Яркость, пластичность изображения человека в “Войне и мире” основаны на принципе “человек – особый мир”. Более всего в романе Толстого интересует внутренний мир Наташи Ростовой, князя Андрея, Пьера, княжны Марьи и других близких автору героев. Описывая их внутреннюю жизнь, Толстой использует свой любимый прием, названный Н. Г. Чернышевским “диалектикой души”.

У каждого толстовского героя свой мир, и даже самые близкие отношения между двумя людьми не могут объединить индивидуальные миры. Идеально близкими показаны в эпилоге отношения между княжной Марьей и Николаем Ростовым, и все же у каждого из них было что-то свое в жизни, недоступное другому. Княжна Марья не могла понять отношения Николая с крестьянами и его любви к хозяйству. “Она чувствовала, что у него был особый мир, страстно им любимый, с какими-то законами, которые она не понимала”.

Но и Николай, в свою очередь, испытывал чувство удивления перед ее душевной чистотой, пред тем “почти недоступным” ему “возвышенным нравственным миром, в котором всегда жила его жена”.

Изображение внутреннего мира человека у Толстого сочетается с изображением другого, большого мира, частью которого являются его герои. В романе мы видим целую палитру миров: мир Ростовых, лысогорский мир, мир высшего света, мир штабной жизни, мир фронтовой жизни армии, мир народа. Такое понимание мира ассоциируется в романе с образом шара. Мир-шар предстает как замкнутая сфера, он имеет свои законы, необязательные в других мирах.

В произведении Толстого на героев оказывают влияние разные миры со своими требованиями. Один мир нередко враждебен другому. В одном случае человек, сливаясь с миром, остается свободным и счастливым, в другом – мир, чуждый человеческой сущности героя, подавляет его, лишает свободы и делает несчастным.

Примером этого может служить эпизод с Наташей в опере.

Приехав в оперу, Наташа попала в чуждый ей мир света. Сначала все, что происходило вокруг нее и на сцене, казалось ей “так вычурно-фальшиво и ненатурально”. Ей была неинтересна опера, неинтересны люди, ее окружавшие, все ей казалось неестественным и притворным.

Но вот появился Анатоль Курагин, он обратил на нее внимание. И тут чужой для Наташи мир стал давить на нее, подчинять ее волю. После третьего акта “Наташа уже не находила этого странным.

Она с удовольствием, радостно улыбаясь, смотрела вокруг себя”. Наташе представили Анатоля, она почувствовала, что очень понравилась ему и он ей начал нравиться. Тут мир света уже полностью завладел ее чувствами и желаниями. “Наташа вернулась к отцу в ложу, совершенно уже подчиненная тому миру, в котором она находилась”.

После этого начались все горести и страдания в жизни Наташи.

Подчинение миру света Наташи произошло не само по себе, все случилось не без участия Элен Безуховой и, конечно, Анатоля Курагина, главных и в то же время типичных представителей этого мира.

Вообще все герои “Войны и мира” делятся на людей мира и людей войны. Люди мира – это князь Андрей, княжна Марья, Пьер, Ростовы – к ним тянутся другие, и они способны объединять людей вокруг себя. Князя Андрея в полку солдаты очень любили и звали “наш князь”. Во время Бородинского сражения на батарее Раевского солдаты тоже привязались к Пьеру, впустили его в свою дружную семью и называли “наш барин”.

Вместе люди мира составляют силу объединения, которой противостоит сила разъединения, состоящая из людей войны, таких, как Анатоль, Василий и Элен Курагины, Друбецкие и др. Эти персонажи Толстого неспособны создавать свои миры. Каждый из них за себя, каждый привык только использовать людей, его окружающих, каждый все время старается что-нибудь урвать, каждый занят только своими интересами, интригами, и ему нет дела до остальных.

И в мирное время эти люди находятся в состоянии войны. Они постоянно воюют за свои интересы. Часто люди войны разрушают круглые миры других людей. Они врываются и приносят много горя и страданий людям мира.

Достаточно вспомнить, сколько неприятных минут, разочарований принесла Элен в жизнь Пьера и как роковым образом повлиял Анатоль на жизнь Наташи и князя Андрея. Силы разъединения способны действовать и в большем масштабе. Интриги, авантюры, борьба за выгоду, стремление что-нибудь урвать для себя приводят к разрушениям в мировом масштабе, они приводят к войне народов, которая уничтожает не только маленькие миры людей, но и разрушает большой мир.

Наполеоновские войны 1805 и 1812 годов вызваны силами разъединения, во главе которых стоял сам Наполеон, злой гений, ради личной славы, своего самолюбия, для удовлетворения своего эгоизма способный жертвовать чужими жизнями, убивать ни в чем не повинных людей, стирать с лица земли города и целые народы. Захваченная “наполеоновской идеей” Россия была вовлечена в кампанию 1805 года из-за борьбы интересов в высших правительственных слоях общества. Война 1805 года была абсолютно ненужной и непонятной для русского народа, для русского солдата.

В Аустерлицком сражении простые солдаты не знали, ради какой цели они борются, не понимали, за кого они умирают, поэтому силы русского народа не объединились, и сражение было позорно проиграно.

Война – это всегда разрушение, но, как это ни парадоксально, и на войне возможно объединение. Отечественная война 1812 года – это пример объединения всей нации, всего народа перед величайшей опасностью. Солдаты объединяются друг с другом, офицеры с солдатами, и тогда сражения обязательно выигрываются. Ведь только всем вместе можно победить врага.

Полк князя Андрея, батарея Раевского воспринимаются как большие дружные семьи, где один за всех и все за одного. Вся Россия объединилась и победила Наполеона.

Да, люди способны объединяться в экстремальных ситуациях, перед лицом опасности. Но опасность проходит, и опять начинается борьба людей друг с другом за наследство, за карьеру, за власть; война разъединяет их. В этом причина пессимизма Толстого. Люди еще не научились единению в мирное, спокойное время, не умеют жить “всем миром”.

От мира отдельного человека через объединение с близкими людьми к всеобщему единению людей и затем к единению с природой, со всеми. Идея мира для Толстого является ОДНОй из главных в романе. Основное значение слова “мир” здесь – это идея всеобщего единения.

Счастье, по Толстому, может быть обретено лишь в гармонии со всем миром: с другими людьми, с природой, с вселенной, От мира отдельного человека через объединение с близкими людьми к всеобщему единению людей и затем к единению с природой, с вселенной – таково представление Толстого об идее мира в романе. Человек, чувствующий связь с вселенной, может быть по-настоящему счастлив, спокоен, умиротворен, он не боится смерти. Достаточно вспомнить мысли и описания чувств Пьера в очень важный и трудный период его жизни в плену у французов, когда он начинает себя ощущать частью безграничного мира.

“Пьер взглянул на небо, в глубь уходящих, играющих звезд. “И все это мое, и все это во мне, и все это я! – думал Пьер. – И все это поймали и посадили в балаган, загороженный досками!” Он улыбнулся и пошел укладываться спать к товарищам”. Ощущение себя частицей огромного мира проявляется и во сне, который Пьер видит после убийства Каратаева.

“Живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров” – это Земля, вселенная; поверхность шара “состояла из капель, плотно сжатых между собой” – это маленькие миры людей. Капли эти “то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие”. Но они оставались неотделенными частицами этого колеблющегося шара.

Отделиться значило погибнуть.

Самая глубокая, важная потребность человека, согласно взглядам автора “Войны и мира”, – преодолеть свою ограниченность и слить свое “я” со всем бесконечным миром. Эта потребность проявляется в настойчивых жизненных поисках князя Андрея и Пьера. Князя Андрея все время мучит жгучий интерес к тому, чем живут, чем счастливы другие люди, он испытывает горечь оттого, что им нет дела до него, он жаждет влиять на их судьбы.

Князь Андрей говорит: “Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась, и чтобы все они жили со мною вместе!” – это и есть главная идея “Войны и мира”, вложенная Толстым в уста своего любимого героя – князя Андрея.

Важно подчеркнуть то, что единение героев романа с миром не только не уничтожает отдельное человеческое “я” в безликости всеобщего, но напротив, расширяет личность и утверждает подлинный смысл ее жизни. Чем шире мир, с которым ощущает свою связь герой, тем светлее и радостнее его существование. “Человек чувствует себя личностью только потому, что он соприкасается с другими личностями. Если бы человек был один, он был бы не личностью”, – записал Толстой в своем дневнике. Но как же добиться этого единения, жизни “всем миром”?

Толстой отвечает на этот вопрос образами своих героев. Прежде всего, надо научиться понимать других людей, как понимал и чувствовал их князь Андрей. “Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми”.

Еще надо уметь делить с другим человеком не только радость, но и страдания, как Наташа. В начале романа Наташа могла лишь передавать другим радость, веселье, хорошее настроение, но делить страдание, сочувствовать она не умела. “Нет, мне слишком весело, чтобы портить свое веселье сочувствием чужого горя”, – думала она в начале романа. И лишь в конце, пережив много страданий, она научилась разделять горе другого. “Друг мой, маменька, – говорила она, напрягая все силы любви на то, чтобы как-нибудь снять с нее на себя излишек давившего ее горя”.

Большое значение в своем романе Толстой уделяет внезапно и беспричинно возникшим симпатиям между героями, например, Тушина к князю Андрею, старого Болконского к Пьеру, князя Андрея к семейству Ростовых, солдат и ополченцев к князю Андрею и Пьеру. Симпатии, которые испытывают князь Андрей, Пьер, Наташа и другие, обладают очень широким диапазоном, они симпатизируют многим людям по разным причинам. И чаще всего по таким, которые не могли бы и сами назвать.

“Да, лучшее средство к истинному счастию в жизни – это: без всяких причин пускать из себя во все стороны, как паук, цепкую паутину любви и ловить туда все, что попало, и старушку, и ребенка, и женщину, и квартального”, – писал Л. Н. Толстой в своем дневнике.

“Паутина любви”, бескорыстной симпатии героев друг к другу опутывает всю книгу. Без любви жить “всем миром” – нельзя. Примечательно, что в эпилоге Николеньке снится эта “паутина любви”, “нити Богородицы”, она опутывает его, и он чувствует “слабость любви”.

Таким образом, идея мира в романе Толстого “Война и мир” многопланова и многогранна. Своим романом Толстой доказывает, что, с одной стороны, каждый человек – это неповторимый, индивидуальный мир, но с другой – частица всеобщего мира, Земли, вселенной. Но и индивидуальный мир, и всеобщий мир могут существовать только при единении людей друг с другом и природой.

Разъединение всего сущего, а война разрушает эти миры, по Толстому, самое страшное зло. В своих дневниках он определил зло как “разобщение людей”. Л. Н. Толстой своим романом предостерегает людей от этого зла, указывая путь к счастью через единение людей.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Идея мира в романе-эпопее Льва Толстого “Война и мир”