Идейный смысл финала эпопеи “Тихий Дон”
Роман М. Шолохова “Тихий Дон” – произведение, носящее исторический характер. Здесь автор поднимает вопрос о том, что есть война в жизни простых людей. Особенно, если речь идет о войне внутри одного государства.
Шолохов исторически достоверно рисует картину военных действий на Дону. В предисловии к английскому изданию романа он писал: “Я был бы счастлив, если бы в описании чужой для европейцев жизни донских казаков читатель-англичанин рассмотрел и другое: те колоссальные сдвиги в быту, жизни и человеческой психологии, которые
Это, прежде всего, люди-труженики, которые видят истинное счастье в мирной жизни, труде.
Привязанность казаков к своему хозяйству – это не только стремление к собственничеству, но и проявление психологии настоящего труженика.
На примере жизни Григория Мелехова автор показал читателю противоречия,
Его двойное прошлое становится его проклятием.
Через образ Гришки Мелехова Шолохов передает трагедию людей, живших в начале двадцатого века. Автор убежден в том, что обычному, простому человеку не нужны несбыточные мечты о прекрасном будущем, которые во многом утопичны. Для него важнее благополучие, основанное на любви и понимании, и только труд способен сделать человека настоящей личностью.
Невозможность придти к истине делает казаков уязвимыми, безразличными к тому, что делается вокруг. Достаточно вспомнить Пантелея Прокофьевича, хозяйственного казака, который сначала воодушевляет сыновей на войну с большевиками, но затем разочаровывается во всем, что происходит. Война сделала его сыновей врагами, война разорила его, лишила прежнего рвения к работе, отняла дорогих людей, внесла разлад в семью: “… старик подняться уже не мог.
Мысленно он махнул на все рукой – будь что будет!”. Таким образом, Шолохов видит трагедию революции и Гражданской войны в ее бессмысленности. Война становится той силой, которая лишает людей смысла жизни и истинных стремлений.
При всем богатстве затрагиваемых в “Тихом Доне” проблем центральное место занимает проблема поиска личностью своего места в меняющемся, зачастую враждебном, античеловечном мире.
Григорий Мелехов – главный герой романа. Его судьба, формирование и развитие характера, подвиги, разочарования, поиск пути – основа сюжета произведения. Этот образ соединяет семейно-бытовую, любовную и социально-историческую линии действия.
“Мельничьи жернова” войны проходят по душе Мелехова. На войне герой возмужал, заслужил четыре георгиевских креста и четыре медали, стал офицером, поддержал казачью “честь и славу”, но стал “злым”. Герой мечется в поисках ответа на вопрос: в чем смысл войны?
Зачем это нужно всем людям, казакам и, в частности, ему, человеку, стремящемуся к мирной жизни?
После знакомства с большевистской “философией” герой чувствует себя “зрячим”, но недолго. В начале третьей книги романа показана гражданская война 1918 года. Мелехов воюет в отряде под командованием своего старшего брата Петра.
Но и сейчас он испытывает всю ту же “густую тоску” по мирной жизни.
Теперь, вместе с другими казаками, Мелехов готов винить большевиков, разделивших народ. Трех коней убили под Григорием, в пяти местах продырявлена его шинель, но геройство оказывается напрасным – “поток Красной армии затопляет” Донскую землю.
В образе Григория Мелехова созданы черты человека переходного момента истории. В его судьбе преломляются все важнейшие направления революционной эпохи в России. В то же время, герой изображен как личность, вступающая в конфликт с неизбежной судьбой, стремящаяся проложить собственную дорогу в истории.
Индивидуальные особенности образа Мелехова глубоко своеобразны. Герой показан как настоящий донской казак. Отличительной особенностью Григория являются его духовные искания и глубина переживаний.
Он выделяется на фоне простой, неграмотной, живущей по дедовским обычаям народной массы. У Мелехова есть потребность жить в согласии со своим сердцем, найти справедливое обоснование общим действиям.
Но герою не удается это сделать, потому что нет обоснования войне, а тем более, братоубийственной. Григорий всей душой стремится к мирной жизни. Он хочет жить так, как жили его предки.
Мелехов мечтает работать на земле, быть женатым на любимой женщине, растить детей и радоваться их успехам. Именно поэтому в конце романа герой возвращается на свой хутор, рискуя жизнью. Мелехову просто необходимо было увидеть свою хату, почувствовать родной воздух, прикоснуться к родной земле. Герой видит сына, и к нему возвращаются силы, у него вновь появляется смысл жизни.
Но мы предполагаем, что Григория будут преследовать, его мечте о мирной жизни не будет суждено сбыться. “Красные”, по всей вероятности, не дадут спокойно жить бывшему белому офицеру.
Казак возвращается на казачью землю, сын возвращается к своей матери. Только вместе они чувствуют себя хорошо, комфортно, целостно. Круг замкнулся.
Роман заканчивается так, как должна, по мысли автора, протекать жизнь казака: вместе со своей родной землей, несмотря ни на что.