Идейные и стилевые различия в передовой литературе 1840-х годов
Развиваясь под воздействием литературных и в определенной мере социально-исторических взглядов Белинского, прогрессивная литература 1840-х годов не была, однако, едина по содержанию и форме. Жизнь отражалась в ней в свете разных идейных интересов и идеалов, и на этой основе возникали разные литературные течения, обладавшие различными особенностями литературного стиля.
Из уже сложившейся традиции, представленной творчеством Пушкина, Грибоедова, поэтов-декабристов, Лермонтова, исходило в своем дальнейшем развитии литературное течение
В 1840-1850 гг. это течение продолжало развиваться в русской литературе наряду с вновь возникавшими собственно демократическим и собственно либеральным течениями. Оно было представлено творчеством А. И. Герцена, Н. П. Огарева, С. Ф. Дурова, которые начали писать еще в 1830-е годы, а также А. И. Плещеева, который выступил впервые. Герцен участвовал в новом литературном движении как прозаик, автор романов и повестей, получивших особенное место в творческой продукции новой, “натуральной”
Эта группа писателей представляла новый этап развития литературного течения дворянской революционности. С одной стороны, подобно Пушкину, Грибоедову, Лермонтову, они обращали преимущественное внимание на характерные особенности идейной жизни передовой дворянской интеллигенции, далекой от народных масс, но вступающей в идейные столкновения с реакционным дворянско-чиновничьим обществом и самодержавной властью. Основным пафосом их творчества было осмысление неразрешимости этого конфликта и вытекавшей отсюда идейной слабости и неустойчивости передовых людей, отвлеченности их идейных и нравственных метаний.
- Национальное своеобразие русской литературы. Литературные направления 1840-х годов Существенные изменения в содержании и формах русской художественной литературы, знаменовавшие ее переход на новую ступень исторического развития, происходили уже в 1840-е годы. В стране господствовала атмосфера тяжелой правительственной реакции. Литература и журналистика находились под невыносимым цензурным гнетом. Но глубокие сдвиги, наметившиеся в недрах русского общества, активизировали общественную мысль и возбуждали новые идейные интересы. К середине […]...
- Тема путешествия в русской литературе 1840-60 гг В двух поэмах-эпопеях, написанных в 4060-х гг. XIX в., “Мертвые души” Н. В. Гоголя и “Кому на Руси жить хорошо?” Н. А. Некрасова, тема путешествия играет немаловажную роль. Ведь оба автора хотели написать произведения, в которых бы отражалась реальная жизнь Руси во всем ее разнообразии. “Какой огромный, оригинальный сюжет!.. Вся Русь явится в нем”, – […]...
- Модернизм в литературе 20-х годов Модернистские течения в литературе 20-х годов выражали очень существенные грани мироощущения людей этой эпохи – того мироощущения, которое было в определенной оппозиции к господствующим политическим, социальным, философским установкам. Модернизм создает иную, чем в реализме, концепцию человека, иначе обозначает координаты его характера и иначе воспринимает действительность. Неправомерно видеть в нем лишь формальные приемы – нежизнеподобную поэтику, […]...
- Фантастика и революция в советской литературе 20-х годов Одъем советской фантастической литературы в двадцатые годы тесно связан с двумя лозунгами тех лет: “Даешь мировую революцию!” и “Даешь электрификацию!” Обе идеи требовали от литературы глобального пафоса, а писатели даже превышали этот социальный заказ: изображали русскую революцию не только во всемирном, но и во вселенском масштабе, изображали социалистическое строительство не только как героический, но и […]...
- Сходство и различия Онегина и Ленского Евгений Онегин – главный герой одноименного романа в стихах А. С. Пушкина. Он и его лучший друг Владимир Ленский предстают как типичные представители дворянской молодежи, бросившие вызов окружающей их действительности и подружившиеся, словно объединившись в борьбе против нее. Постепенно непринятие традиционных закостенелых дворянских устоев вылилось в нигилизм, который ярче всего прослеживается в характере другого литературного […]...
- ИДЕЙНЫЕ ИСКАНИЯ ПЬЕРА БЕЗУХОВА ИДЕЙНЫЕ ИСКАНИЯ ПЬЕРА БЕЗУХОВА Сделавшись неожиданно богачом и графом Безуховым, он делал то, чего от него требовали, но что-то хорошее все оставалось впереди. Л. Н. Толстой Любой человек в своей жизни хотя бы раз задумывается над тем, правильно ли он живет, для чего дана ему жизнь, в чем вообще смысл человеческой жизни. Разобраться в этих […]...
- Модернистские варианты в литературе Германии 50-х годов ХХ века Модернизм, между прочим, низводит социальную литературу до определяемого биологическими закономерностями, лишенного социальных связей образа человека. В 60-е годы Дитер Веллерсхоф (род. в 1925 г.) и приверженцы основанной им “кельнской школы нового реализма” старались по-новому сформулировать подобные тенденции. Под влиянием его теории “нового реализма” находились такие авторы, как Ю. Бекер, Г. Эльснер, Р. Д. Бринкман и […]...
- “Поэт в России больше, чем поэт” (cочинение по литературе 60-70х годов) Шестидесятые – семидесятые годы двадцатого века – это годы “оттепели”, годы, когда вес приобретает нравственная проблематика, возникает особый интерес к судьбе простых людей. “Оттепельная” литература утверждает новые гражданские позиции, политические убеждения и эстетические взгляды. Утрата веры в будущее и в возможность социальных преобразований, обращение к нравственности и к религии, сосредоточенность на духовном мире, ностальгия по […]...
- Фольклорно-мифологические включения в литературе 1980-х годов Рационалистическое течение, которое сложилось в 60-80-е годы XIX века, представляло собой систему жанров, образованных взаимодействием рационалистических, нормативных жанров, созревших в эпоху классицизма, с “романизацией” как конструктивным принципом (метажанром) реалистического Направления. В результате этого взаимодействия возникли такие новые жанровые образования, как мемуарная эпопея Герцена “Былое и думы”, философские романы Достоевского, социально-фантастические циклы Салтыкова-Щедрина, роман-поучение Чернышевского “Что […]...
- Сатира в литературе 20-30-х годов ХХ века Михаил Зощенко – создатель бесчисленных повестей, пьес, киносценариев, невообразимо обожаем читателями. Однако истинную популярность ему дали небольшие юмористические повествования, опубликованные в самых разнообразных журналах и газетах – в “Литературной неделе”, “Известиях”, “Огоньке”, “Крокодиле” и некоторых других. Юмористические рассказы Зощенко входили в различные его книги. В новых сочетаниях они каждый раз заставляли по-новому взглянуть на себя: […]...
- Гротеск, гипербола, фантастика в литературе 20-х годов Действительность начала 20-х годов представлялась современникам настолько ирреальной, что появление в литературе этого периода фантастического гротеска вполне закономерно. Он присутствует в творчестве реалиста Горького (“Рассказ о герое”, “Карамора”), молодого Каверина (“Скандалист, или Вечера на Васильевском острове”, рассказы первой половины 20-х годов), Ю. Тынянова (“Восковая персона”, “Подпоручик Киже”), А. Грина (“Канат”, “Крысолов”, “Серый автомобиль”, другие рассказы), […]...
- ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ 20-х ГОДОВ “С детства я представляла гражданскую войну как схватку “хороших” красных с “плохими” белыми, – так начала свое сочинение выпускница 11-го класса. – В той сказке правда всегда была на стороне красных, и наши непременно побеждали. Я как-то даже не задумывалась о людях по другую сторону баррикад. Но ведь они тоже сражались за свою правду. Потеряв […]...
- Деревенская тема в русской литературе 60-80-х годов XX века Русская деревня – это целый мир, особый и неповторимый. Еще А. Пушкин восхищался тем, что можно убежать в этот “пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья, где льется дней моих невидимый поток на лоне счастья и забвенья”. И по прошествии без малого двух столетий мы все так же уезжаем от городской суеты и потока машин […]...
- Характеристика сходства и различия между творчеством Пушкина и Лермонтова Лермонтов не только “соизмеряется” с Пушкиным и но только ищет опоры в нем. Наряду с чертами общности выступает и контраст. А это подводит пас к еще одной категории случаев связи между произведениями двух поэтов – когда на фоне частичного внешнего сходства у Лермонтова развертывается полемика с Пушкиным, выступает глубокое противоречие идейного порядка. Полемика эта не […]...
- Сочинение на тему: Деревенская тема в русской ЛИТЕРАТУРЕ 60-80-Х ГОДОВ XX ВЕКА Русская деревня – это целый мир, особый и неповторимый. Еще А. Пушкин восхищался тем, что можно убежать в этот “пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья, где льется дней моих невидимый поток на лоне счастья и забвенья”. И по прошествии без малого двух столетий мы все так же уезжаем от городской суеты и потока машин […]...
- Исповедальный стих “И скучно и грустно” (1840) Белинский отнес это произведение к наибольшим достижениям на территории русской поэзии. “Ошеломляющий душевный реквием”, “похоронная песня всей жизни” – это сказано о небольшом произведении, которое состоит всего из трех строф, вконец простой, где нет ничего, кроме прямого языка героя,- ни ярких эпитетов, ни сравнений, никаких двузначных выражений со скрытым содержанием, ни одной метафоры. Он напоминает […]...
- Основные идейные линии романа “Анна Каренина” Лев Николаевич Толстой – непревзойденный мастер прозы, причем прозы большой и глубоко психологической, проблемы любви и обязанности в его произведениях занимают заметное место. Ф. Достоевский в “Дневнике писателя” писал: “Анна Каренина” является совершенством как художественное произведение… к которому ничто подобное из европейских литератур не может приравняться…”. Автора, прежде всего, интересует любовь, которая способная быть единственной […]...
- Стилистические различия в языке В русском языке для высокого стиля характерны, в частности, такие слова и выражения, как година (вместо нейтрального время), гордыня (вместо гордость), отчизна, возмездие, чаяния, сокровенный, незыблемый, извечный, предначертанный, обуять, осенить, краеугольный камень, с открытым забралом, сжечь свои корабли и т. д., более частое, чем в других стилях, использование устаревших церковнославянизмов (страждущий вместо страдающий, разверстый вместо […]...
- Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин “Прощание с Матерой”, А. Солженицын “Матренин двор”) Русская деревня… Какая она? Что мы имеем в виду, когда произносим слово “деревня”? Почему-то сразу же вспоминаются старый дом, запах свежего сена, необъятные поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне, эти труженики, и их крепкие, мозолистые руки. У каждого, наверное, из моих ровесников есть бабушка или дедушка, живущие в деревне. Приезжая к ним летом отдыхать, […]...
- Сходства и различия между языком в искусственными знаковыми системами Прежде всего язык – универсальная знаковая система. Он обслуживает человека во всех сферах его жизни и деятельности и потому должен быть способен выразить любое новое содержание, которое понадобится выразить. Искусственные системы, рассмотренные нами выше, не таковы. Все они – специальные системы с узкими задачами, обслуживающие человека лишь в определенных сферах, в определенных типах ситуаций. Все […]...
- Эмиль Золя (1840-1902) Один из крупнейших французских писателей второй половины XIX в., глава натуралистов. Эмиль Золя родился в Париже в семье инженера. В молодости он очень нуждался, ему приходилось перебиваться случайными заработками. Но Золя всегда интересовался литературой, естественными науками, медициной. Довольно рано, в середине 1860-х гг., он выработал принципы нового, натуралистического метода в литературе, в “научности” которого видел […]...
- Содержание “Гамлета” и вытекающие из него идейные проблемы Содержание “Гамлета” и вытекающие из него идейные и психологические проблемы всегда настолько занимали критику, что художественная сторона трагедии получала гораздо меньшее освещение. Многие читатели и сейчас считают само собой разумеющимся все происходящее в трагедии. Это связано с глубоко вкоренившимся представлением о произведении Шекспира как “документе”, отражающем действительное происшествие. И часто забывается, что содержание “Гамлета” построено […]...
- Герой нашого часу. Роман (1839 – 1840), у скороченні Список добутків у скороченні цього автора Пісня про царя Івана Васильовича, молодого опричника й відважного купця Калашникова. Поема (1838) Тамбовська казначейша. Поема (1838) Східна повість. Поема (1829 – 1839, опубл. 1860) Мцири. Поема (1840) Маскарад. Драма у віршах (1835 – 1836, опубл. 1842) Герой нашого часу. Роман (1839 – 1840) 30-е роки минулого століття. Завоювання […]...
- Стилевые доминанты поэзии Бродского Характеризуя стилевые доминанты поэзии Бродского, нельзя обойти и специфическую “описательность”, которая по обыкновению реализуется через осложненные ассоциативные образы или культурологические реминисценции, своеобразную языковую организацию поэтического текста, которая “балансирует” на грани поэзии и прозы. Важными элементами поэтики Бродского являются: перенос, акцентированные периоды (если оперировать терминами лингвостилистики), “каталогизация” как один из основных приемов художественного освоения мира “в […]...
- Нужна информация к сочинению на тему: . Сходство и различия лирики пушкина и лермонтова Пушкин и Лермонтов – великие русские поэты. В своем творчестве каждый из них достиг вершин мастерства. Звание Поэта всегда было самым почетным, самым великим из человеческих званий. Святую миссию поэзии они видели в служении своей Родине и своему народу. Имена Пушкина, Лермонтова в этом смысле стали чуть ли не нарицательными. Они били во все колокола, […]...
- Стилевые особенности новеллы Франца Кафки “Перевоплощение” Наверное, самое страшное в мире, когда человек утром просыпается и не находит себя. Еще есть мысли, но они все более “вчерашние”: “нужно не опоздать на работу”, или “звонят часы”. А человека уже нет. Зато в постели лежит на спине огромное странное насекомое, беспомощно теребит комариными ножками, стараясь подняться, тяжелый панцирь тянет вниз. Что это? Ночные […]...
- Х годов – Сатирическая проза 30-х годов XX века В советское время в течение многих десятилетий история нашей литературы, как и история нашего Отечества, во многом упрощалась, обеднялась, а то и вовсе попросту замалчивалась. Это выражалось в том, что книги таких писателей, как Зощенко, Булгаков, Платонов и многие другие, оказались недоступными читателю, а суть их творчества – извращенной и оклеветанной. Сегодня справедливость по отношению […]...
- М. Ю. Лермонтов в Петербурге. 1838-1840 годы 30 апреля вышел восемнадцатый номер “Литературных прибавлений к русскому инвалиду”, где под подписью “-въ” была напечатана “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. В середине мая М. Ю. Лермонтов прибыл в Гусарский полк, расквартированный в Софии под Царским Селом. 8 июня он пишет С. А. Раевскому, что Роман “Княгиня Литовская” “затянулся […]...
- Поэт-пророк у Пушкина и Лермонтова: черты сходства и различия Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют […]...
- Определение юмора, сатиры, иронии и сарказма. Сходства и Различия Противоположное свойство жизненных характеров – вызывать у нас смех своими нравственными недостатками, иногда даже уродствами – называется комическим. Комическое имеет несколько разновидностей. Сатира – это резко отрицательное отношение автора к изображенным характерам, злое высмеивание прежде всего социальных типов. Так, в комедии Грибоедова подвергаются сатирическому осмеянию типы крепостников-помещиков. Юмор представляет собой более мягкий смех, не ставящий […]...
- Столкновение консерватизма и передовой идеологии в пьесе Грибоедова “Горе от ума” Столкновение консерватизма и передовой идеологии в пьесе Грибоедова “Горе от ума”. В начале сочинения укажите, как в знаменитой комедии А. С. Грибоедова сталкиваются два мировоззрения – охранительное, консервативное и передовое, прогрессивное. Помимо политических, социальных проблем (государственное устройство, крепостное право, образование, влияние иностранщины), в произведении ставятся серьезные философские вопросы истины, личности, смысла жизни. Позиции Фамусова, Скалозуба, […]...
- Основные идейные мотивы ранних произведений М. Горького Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. А. М. Горький. Раннее творчество А. М. Горького отмечено влиянием романтизма. В наследии любого писателя что-то может нравиться, а что-то нет. Одно оставит равнодушным, а другое приведет в восторг. И это тем более верно для огромного и […]...
- Х годов – Русская сатирическая проза 20 – 30-х годов XX столетия М. Кольцов, И. Ильф, Е. Петров, В. Катаев, В. Ардов, М. Зощенко, А. Зорич, П. Романов, М. Булгаков… Вот далеко не полный перечень талантливых писателей, имена которых олицетворяют сатиру 20 – 30-х годов XX столетия. Это были разные люди с разными судьбами, характерами, манерами, вкусами, привычками. Несмотря на это, у них было много общего: все […]...
- Идейные направления в первой половине XVI в. и их литературное выражение Борьба иосифлян с заволжскими старцами в сфере церковно-общественной выразилась еще в первые десятилетия XVI в. в деятельности таких лиц, как князь Вассиан Патрикеев и Максим Грек, , с одной стороны, и митрополит Даниил – с другой. Вассиан Патрикеев, приняв монашество и став учеником и усердным последователем Нила Сорского, выступил в качестве энергичного противника монастырского землевладения, […]...
- Поэты и поэзия на рубеже 50-60-х годов ХІХ века В 40-х годах поэзия явно уступала место прозе. Однако в следующий период поэзия вновь занимает достойное место в литературном движении эпохи, в ряде случаев даже опережая и стимулируя художественные поиски в области прозы. Острая идейная борьба на рубеже 50-60-х годов отразилась и в поэзии. Творчество поэтов демократического лагеря становится более социальным. Утверждая новое представление о […]...
- М. Ю. Лермонтов в Москве, вторая ссылка на Кавказ. 1840 год В Москве М. Ю. Лермонтов задерживается. Он часто встречается с Ю. Ф. Самариным, бывал в кружке славянофилов, где больше других ему понравился А. С. Хомяков. 9 мая присутствовал на именинном обеде Н. В. Гоголя, на котором было много известных гостей. С. Т. Аксаков вспоминал, что “Обед был веселый и шумный. После обеда все разбрелись по […]...
- Русская литература 60-х годов ХІХ века В русской литературе 60-х годов произошли существенные изменения. В новых условиях литература и литературная критика стали одним из мощных факторов социального и духовного развития. Еще более усиливается критическая направленность литературы, вместе с тем нарастает стремление выдвинуть положительную программу переустройства общества на началах социальной справедливости. После вынужденной задержки в развитии русской литературы (и период “мрачного семилетия”) […]...
- М. Ю. Лермонтов в Москве, вторая ссыпка на Кавказ. 1840 год В Москве М. Ю. Лермонтов задерживается. Он часто встречается с Ю. Ф. Самариным, бывал в кружке славянофилов, где больше других ему понравился А. С. Хомяков. 9 мая присутствовал на именинном обеде Н. В. Гоголя, на котором было много известных гостей. С. Т. Аксаков вспоминал, что “Обед был веселый и шумный. После обеда все разбрелись по […]...
- Сочинение на тему: “Сходства и различия с лирике Тютчева и Фета” Девятнадцатый век подарил человечеству бесценные духовные сокровища. Среди замечательных писателей и поэтов этого поистине золотого века достойное место принадлежит А. А. Фету и Ф. И. Тютчеву. Ф. И. Тютчев – лирик, его стихотворения полны философии и психологии. Певец природы, мастер стихотворного пейзажа, выражающего чувства человека. Мир лирики Тютчева наполнен таинственностью и загадками. Излюбленный прием поэта […]...
- Сходства и различия Швабрина и Гринева по повести Капитанская дочка (Пушкин А. С.) В произведении Александра Сергеевича Пушкина “Капитанская дочка” описываются два героя: Швабрин и Гринев. По происхождению оба дворяне, оба попадают в Белогорскую крепость, оба имеют отношение к Пугачеву. С первого взгляда кажется, что они похожи. Но это не так. Гринев получил домашнее воспитание. С пятилетнего возраста он был отдан на попечение стремянному Савельичу, который научил его […]...