Идейное и художественное богатство комедии «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» появилась накануне восстания декабристов. Она отразила общественную жизнь страны и те изменения, которые произошли в России после Отечественной войны 1812 года.
Пьеса имела огромный успех, была восторженно встречена всеми передовыми людьми России. По словам Пушкина, комедия «произвела неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с нашими первыми поэтами».
«Горе от ума» — комедия социально-политическая. В ней поставлены злободневные вопросы того времени: о крепостном праве, о государственной

службе, о просвещении, воспитании, рабском подражании и презрении ко всему национальному, народному.
В основе конфликта лежит столкновение между веком нынешним и минувшим. Представителем «века нынешнего» является Чацкий, а «века минувшего» — фамусовское общество.
Чацкий — выразитель идей декабристов. Он выступает против устоев фамусовского общества, против крепостного права, «Несторов негодяев знатных», «зловещих старух».
Чацкий обличает тех, кто без зазрения совести меняет своих верных слуг (и «честь и жизнь его не раз спасали») на «борзые три собаки». Он обрушивает
свой гнев на того «любителя» искусства, который «на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей», а затем распродал их поодиночке.
Чацкий обличает «век минувший», «век покорности и страха», тех, кто является идеалами фамусовского общества, — Максима Петровича (который «не только на серебре, на золоте едал; сто человек к услугам; весь в орденах езжал-то вечно цугом»), Кузьму Петровича («с ключом, и сыну ключ умел доставить; богат, и на богатой был женат»).
Представители фамусовского общества видят в службе источник наживы. Например, полковник Скалозуб не стесняется в выборе путей для продвижения по службе:
Довольно счастлив я в товарищах своих, Вакансии как раз открыты, То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты.
Фамусов говорит, что при нем «служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки». У Фамусова даже такой обычай: «подписано — так с плеч долой».
Именно поэтому Чацкий, который готов служить «делу, а не лицам», отказывается от службы: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Фамусовское общество оценивает людей не по уму, а по богатству, по способности «чины добыть» и «сгибаться вперегиб». Недаром Лиза говорит:
Как все московские, ваш батюшка таков: Желал бы зятя он с звездами да с чинами.
Для Фамусова Скалозуб завидный жених, потому что он «и золотой мешок, и метит в генералы» и «выгод тьму по службе получил».
Фамусовщина — это косность, реакция, рутина, болото, которое поглощает все новое, передовое. Представители фамусовской Москвы больше всего на свете боятся проявления вольности: «Они тотчас: разбой! пожар!» Главную причину возникновения вольнодумства они видят в учении:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Они считают, что «уж коли зло пресечь забрать все книги бы да сжечь».
Именно поэтому фамусовское общество называет Чацкого «карбонарием», вольнодумцем, «опасным человеком», «вольтерьянцем «. Он настоящий возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных.
Здесь больше всего боятся молвы («грех не беда, молва нехороша»).
Молчалинство — вот типичная черта этого прогнившего общества. Молчалин — воплощение угодничества, лицемерия, подлости. Он живет по принципам своего отца, который завещал ему «угождать всем людям без изъятья».
И в этот мир, где «Молчалины блаженствуют на свете», врывается Чацкий с его тревогами, мечтами о будущем России…
Герой Грибоедова поднимает свой голос и в защиту национальной культуры. Чацкий — горячий патриот. Вернувшись домой, он не находит ничего, кроме торжества пороков, позорного раболепия перед «французиком из Бордо». «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?!» — с горечью восклицает Чацкий.
Грибоедов рисует своего героя не побежденным, несмотря на пережитую личную драму, а победителем. Это отметил Гончаров: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель!
Комедия поразила современников не только остротой общественно-политических проблем, но и художественной новизной, оригинальностью формы.
Современники видели новаторство комедии в том, что, продолжая традиции классицизма, Грибоедов ввел в пьесу черты реализма (даже есть отдельные черты романтизма).
Заслугой драматурга явилось и то, что он создал типические образы.
Своеобразием комедии было наличие в пьесе множества внесценических персонажей, что дало возможность поэту показать всю Россию, наличие двух лагерей — Фамусовых и Чацких.
Ярко раскрыл художественное своеобразие комедии Грибоедова Гончаров в критическом этюде «Мильон терзаний» (1871 г.). Он отмечал наличие в пьесе двух «пружин», которые движут развитием действия: в первой части — это любовь Чацкого к Софье, а во второй — сплетня о безумии Чацкого. Образы героев развиваются в ходе самого действия.
Особое место в раскрытии характеров персонажей имеют языковые характеристики. Например, Молчалин употребляет частичку «с», когда говорит с людьми высшего ранга (да-с, два-с, с бумагами-с). В этом «с» выражается стремление угодить.
Язык Чацкого — язык оратора. В его речи много слов публицистического стиля.
Язык Скалозуба напоминает язык воинских уставов («Мы с нею вместе не служили», «За третье августа; засели мы в траншею: ему дан с бантом, мне на шею»).
Пушкин отмечал особенности языка «Горя от ума», подчеркивал, что половина стихов комедии «войдет в пословицы и поговорки». Он оказался прав. Очень многие реплики героев комедии стали пословицами и поговорками («Счастливые часов не наблюдают», «Злые языки страшнее пистолета» и другие).
Эту особенность подчеркнул и Гончаров, говоря, что «грамотная масса… обратила мильон в гривенники», выучив «Горе от ума» наизусть.
Гончаров писал о комедии в 1871 году, когда прошло уже много лет с момента ее создания, но она не потеряла своей свежести и моложавости.
Прошло более ста лет с тех пор, как были написаны эти слова, но комедия по-прежнему не сходит со сцен наших театров. Она поистине бессмертна!


Идейное и художественное богатство комедии «Горе от ума»