Идейно-художественный анализ новелл “Новость”, “Кленовые листья” Василия Стефаника
Василь Стефаник очень любил детей. Детям он посвятил самые лирические свои произведения – новеллы “Новость”, “Катюша”, “Кленовые листья”.
Семейные драмы, обусловленные социальными причинами, отражены в новелле “Кленовые листья”. Главное действующее лицо – гастарбайтер Иван. Его жена рожает четвертого ребенка, а сама тяжело болеет.
Вечером отец позвал кумовьев, угощает их и жалуется на свою судьбу, на детей. Чтобы выжить, Иван вынужден каторжно трудиться, потому что надо кормить детей. Бедность так укоренилась
Иван жалеет детей, думает, какая судьба ждет их. Но жизнь Ивановых детей еще трагичнее, чем самого Ивана, они, кроме батрацкой судьбы, познают еще и сиротство. Как некое пророчество воспринимается предсмертная песня матери о кленовых листочках, которые рассеялись по полю и уже никогда не зазеленеют.
Это как бы сравнение с судьбами детей, которые также могут пойти по миру и не познать лучшей доли. С большой любовью Стефаник изображает шестилетнего Семена. Этот еще маленький мальчик остается за старшего.
Находясь в роли взрослого, мальчик еще не ощущает всех неприятностей взрослой жизни, всех проблем, которые могут его постигнуть. Семен еще не понимает трагедии своих родителей, но мы уже ощущаем трагизм его собственного положения.
Вершиной художественного совершенства, композиционной оригинальности является новелла “Новость”. Она начинается с развязки: Гриша Летучий утопил свою меньшую дочь, а старшая выпросилась. Но автор не осуждает своего героя.
Своим рассказом Стефаник защищает Григория, пытается дать читателю истинную картину событий, приведших к трагедии. Эту новеллу нельзя читать без внутреннего содрогания и страха. Главный герой погибает в большой нужде, не в состоянии прокормить своих детей. Его жена умерла, а сам он не может обеспечить своим детям хотя бы кусок хлеба ежедневно.
Григорий приходит к выводу, что его дети – это уже живые мертвецы, но еще сам боится признать свое намерение. Он хочет как-то исправить положение (бегает по соседям), но у каждого свое горе и такие же нужды. Григорий делает свой страшный шаг, не думая, что это преступление. Автор пытается убедительно мотивировать поступок своего героя.
Стефаник не только защищает своего героя-детоубийцу, но и бросает обвинения обществу, которое привело к такому страшному поступку.
- Новелла В. Стефаника “Новость” В самом деле, лаконизм выражения М. Горького, который стал названием этого произведения, до сих пор вызывает в В. Стефаника самые тяжелые ощущения. За ними пропасть человеческого горя, страданий, переживаний. Каждое выражение писателя это пружина, которая выстреливает правдой. Читая новеллы В. Стефаника, забываем о себе, грустим, приходим в ужас, думаем, находимся под магическим действием художественного слова. […]...
- Творчество украинского новеллиста Василия Стефаника Творчество непревзойденного украинского новеллиста Василия Стефаника подавалось соцреалистической критикой в таком виде, что возникает неотложная потребность пересмотреть старые штампы и схемы. Писателя насильственно втискивали в идеологизированные рамки, которые были для него или тесноватые, или слишком пространственные. Препарированный таким способом писатель был просто непонятным для учеников. До этого нужно прибавить, что часто и сами учителя не […]...
- Трагедия крестьянской судьбы в новеллах Василия Стефаника Творчество В. Стефаника – одного из величайших художников Украины – выделяется высоким гуманизмом и настоящей народностью. Как истинный писатель-гуманист, он проникает в глубины человеческой жизни и психологии, воплощая свои наблюдения в мастерской художественной форме. В значительной части произведений В. Стефаник изображает трагическую судьбу бедного крестьянина. Для примера можно взять не одну, а несколько новелл. Внимательно […]...
- Идейно-художественный анализ романа “Сестры” В романе много внимания уделено личным отношениям этих героев. Но “Сестры” не становятся от этого просто семейно-бытовым романом. Жизнь главных героев показана в связи с жизнью страны. Вот перед нами две сестры Булавины – Катя и Даша. И хотя их интересы как будто бы сосредоточены на своих внутренних переживаниях, судьбы их связаны с жизнью страны, […]...
- Идейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя “Шинель” Повесть Н. В. Гоголя “Шинель” входит в цикл “Петербургские повести”, куда, помимо “Шинели”, вошли повести: “Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Коляска”, “Записки сумасшедшего”, “Рим”. Первый набросок “Шинели” назван “Повесть о чиновнике, крадущем шинели”. В нем повествование ведется в анекдотической манере с отчетливой ориентацией на комические эффекты. В окончательном варианте повести комический эффект ослаблен, авторская ирония и […]...
- Идейно-художественный анализ стихотворения “Деревня” А. С. Пушкина Стихотворение “Деревня” было написано Пушкиным в 1819 году, в так называемый “петербургский” период его творчества. Для поэта это было временем активного участия в общественно-политической жизни страны, посещения тайного союза декабристов, дружбы с Рылеевым, Луниным, Чаадаевым. Наиболее важными для Пушкина вопросами в этот период являлись общественное устройство России, социальная и политическая несвобода многих людей, деспотичность самодержавно-крепостнической […]...
- Идейно-художественный анализ по пьесе Вишневый сад (Чехов А. П.) Антон Павлович Чехов – великий драматург русской литературы. Этот писатель привнес много новизны. И прежде чем анализировать одну из его пьес, нужно сказать о том, что же именно было новым в творчестве Чехова. В первую очередь, его новаторство заключалось в том, что его пьесы строятся не на конфликте, а на глубоком анализе характеров героев, их […]...
- Идейно-художественный анализ программных басен Г. Сковороды. “Пчела и Шершень” Сюжет этой басни был распространен в творчестве русских баснописцев ХVIII ст. (например, басня Сумарокова “Жуки и Пчелы”. Написана в духе идей прогрессивного просветительства конца ХVIII ст., она довольно полно выражает взгляды Сковороды на жизненную необходимость трудиться по естественным наклонностям. Композиция. Произведение состоит из двух частей: сюжетной и дидактической (“силы”). Сюжетная часть построена в форме диалога […]...
- Идейно-художественный анализ баллады А. С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге” Фольклорные богатства Киевской Руси открылись Пушкину во время посещения им Киева. Это был период ссылки поэта на юг Российской империи. Пушкин заинтересовался легендой о киевском князе Олеге, посетил его могилу на горе Щекавица. Странная, загадочная смерть князя вдохновила поэта на создание баллады, которая была закончена 1 июня 1822. И назвал Пушкин это произведение – “Песнь […]...
- Штрихи к биографии писателя Стефаника В 1992 г. на съезде Ассоциации исследователей голода-геноцида 1932-33 годов в Киеве я познакомился с Игорем Бугаевичем из Чернигова. Этот странный мужчина, страстный исследователь голодомора, рассказал мне о том, как Стефаник последний раз ездил во Львов в советское консульство получать свою пенсию. Поехал со своим сыном Кириллом. Принял писателя сам консул. Вежливо так. Пожалелся, что […]...
- Анализ стихотворения Есенина “Листья падают, листья падают…” В августе 1925 года Есенин написал стихотворение “Листья падают, листья падают…”, настроение которого весьма характерно для позднего творчества поэта. Во многих его произведениях, созданных на излете жизни, царят депрессивные мысли. Нередко лирический герой ведет речь о смерти. Кроме того, чувствуется тотальная усталость от пребывания на земле. К тридцати годам Сергей Александрович окончательно запутался в себе, […]...
- Идейно-художественный смысл названия рассказа А. П. Платонова “Взыскание погибших” Можно сказать, что рассказ А. П. Платонова “Взыскание погибших” назван в православных христианских традициях – существует икона Божьей Матери, носящей такое же название. Больше того, эпиграфом к рассказу писатель выбрал следующие строки: “Из бездны взываю”. И действительно, весь рассказ, по сути, сводится к единственной мысли – о памяти перед погибшими людьми и о долге живых […]...
- “СОН ОБЛОМОВА” КАК ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР РОМАНА И. А. ГОНЧАРОВА “Обломов” – величайшее произведение Ивана Александровича Гончарова, “один из самых выдающихся романов классической литературы”. В этом романе ярко отразились ведущие черты реализма: объективность и достоверность изображения действительности, создание типичных конкретно-исторических характеров, воплощающих черты определенной социальной среды. Огромным достижением И. А. Гончарова является создание образа Обломова. Это сложный, многогранный, Противоречивый и даже трагичный герой. Уже его […]...
- Трагічне явище української еміграції у новелах Стефаника (“Камінний хрест”) Стефаник Народився в с. Русов на Станіславщині в родині заможного господаря. Навчався уРусівській і Снятинській школах, польській гімназії ум. Коломия, з 1892р. – на медичному факультеті Краківського університету. Після закінчення університету займався літературною і громадською роботою. З 1908 р. був обраний депутатом віденського парламенту. Входив до складу урядової делегації ЗУНР, яка приїжджала 1919 р. до […]...
- “Сон Обломова” как идейно-художественный центр романа Ивана Гончарова “Обломов” – величайшее произведение Ивана Александровича Гончарова, “один из самых выдающихся романов классической литературы”. В этом романе ярко отразились ведущие черты реализма: объективность и достоверность изображения действительности, создание типичных конкретно-исторических характеров, воплощающих черты определенной социальной среды. Огромным достижением И. А. Гончарова является создание образа Обломова. Это сложный, многогранный, противоречивый и даже трагичный герой. Уже его […]...
- Анализ новелл “Конармия” Бабеля И. Э Бабель приехал в Первую Конную как корреспондент газеты “Красный кавалерист” под псевдонимом Кирилл Васильевич Лютов. Двигаясь с частями, он должен был писать агитационные статьи, вести дневник военных действий. На ходу, в лесу, в отбитом у неприятеля городе Бабель вел и свой личный дневник. Где-то с обозом двигались рукописи – многие из них, как и предчувствовал […]...
- Каменный крест как художественный символ трагизма жизни бедняка Жизнь вообще сложная вещь, а в особенности жизнь крестьянина-бедняка. Тянет он ее, будто коня на гору, спотыкаясь и едва дыша. И все же таки живет и хочет жить на родной земле – там, где родился, где прошли наилучшие годы, где согревают воспоминания. Тяжело ему расставаться с отчим домом, даже с надоевшим, но таким дорогим холмом, […]...
- Анализ стихотворения Рубцова “Листья осенние” Пейзажная лирика занимает значительное место в наследии Рубцова. По мнению литературоведов, его индивидуальная творческая манера формировалась под влиянием произведений признанных мастеров описаний природы – Майкова, Фета, Есенина, Тютчева. При этом важнейшую роль у Николая Михайловича играет осенняя тема с ее классическим мотивом неизбежного увядания природы. Ей он посвятил ряд стихотворений, в их числе – “Осенние […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Листья” Федор Тютчев как поэт, проповедующий идеи романтизма, сформировался примерно к середине 19 века. Однако первые стихи им были написаны еще до путешествия за границу, которое полностью изменило взгляды Тютчева на современную русскую литературу. К раннему периоду творчества относится и стихотворение “Листья”, которое было написано в 1830 году, когда его автору едва исполнилось 17 лет. С […]...
- Психологическое мастерство новелл М. Коцюбинского Человеческая душа всегда интересовала всех писателей. Но особого звучания она приобрела в творчестве М. Коцюбинского. Эти определяющие черты новой прозы М. Коцюбинского были присущи художественному миру его героев. Хотя критики до сих пор спорят о проблематике и жанре особенностей произведения. Безусловно, одновременно это и социально-психологическая, политическая новелла, и лирическая симфония, и лирическая драма в прозе, […]...
- Анализ сборника Уитмена “Листья травы” С двенадцати Стихов и поэм в совершенно новом стиле Уолт Уитмен составил сборник с таким же, как и сами стихи, противоречивым названием: “Листья травы”. Кто никогда не видел на траве листьев, может, просто плохо смотрел в природу, не слился с ней в такой мере, чтобы и самому стать лишь листком травы? Ведь листья травы – […]...
- Анализ стихотворения Бунина “Шумели листья, облетая…” В произведении, созданном в 1901 г., картина осени лишена радости, спокойствия и великолепия красок. Обилие шума – характерная примета дисгармоничного художественного пространства Бунина. Обозначив тревожный “симптом” в первой строке, поэт прибегает к лексике, усиливающей мотив неблагополучия, диссонанса в природе: шум возрастает до “осеннего воя”, “смятенья”, а кружение листвы – до “пляски жуткой”. Последние два примера […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Листья 5 Произведение “Листья” относиться к раннему творчеству поэта. Оно было создано в 1830г., когда Федору Тютчеву исполнилось семнадцать лет. Это пейзажная лирика, где автор описывает зимний лес, покрытый снегом. Но эта характеристика кажется достаточно подозрительной. Поскольку здесь нет восторга или же удивления над красотами окружающей природы. Напротив, поэт выделяет, что сосновые и еловые иголочки хоть и […]...
- “Листья” анализ стихотворения Тютчева Стихотворение “Листья”, созданное в 1830 году, относится к раннему периоду творчества Ф. Тютчева. Оно входит в число Пейзажно-философских произведений поэта. Наряду с изображением леса в нем нашли отражение философские размышления поэта о смысле жизни, о том, что можно считать подлинной жизнью. В основе поэтической пьесы лежит Олицетворение. Листья рассматриваются как живые существа, чувствующие и думающие. […]...
- Сборник “Листья травы”, анализ Первое издание сборника писатель набрал собственоручно в 1855 г. Оно было осуществленно за деньги автора, без указания его имени. В книге было 12 стихотворений и поэм без названия. На обложке доминировал зеленый цвет. На протяжении всей жизни с каждым новым изданием он пополнял сборник, оставляя символичное название “Leaves of Grass”. Третье издание 1860 г. насчитывало […]...
- Анализ стихотворения Рубцова “Улетели листья” Лирика Рубцова – это главным образом внимание к природе и человеческой душе. Советский поэт следовал традициям, заложенным классическими русскими авторами. В стихотворении “Я переписывать не стану…”, он называл своей ключевой творческой задачей “книгу Тютчева и Фета продолжить книгою Рубцова”. Кроме того, в его поэзии ощущается сильное влияние русской народной песни. Именно из фольклора Николай Михайлович […]...
- Анализ стихотворения Майкова “Осенние листья по ветру кружат Аполлон Майков по праву считается одним из основоположников лирического направления в русской поэзии. Его авторству принадлежит несколько сотен стихов, которые воспевают красоту родной природы и ее первозданную чистоту. В том нет ничего удивительного, потому что с раннего детства Майков увлекался живописью. Однако вскоре понял, что в русском языке гораздо больше красок и оттенков, чем на […]...
- Тема твору: Трагедія селянської долі в новелах Василя Стефаника Творчість В. С. Стефаника – одного з найвидатніших митців України – відзначається високим гуманізмом і справжньою народністю. Як істинний письменник-гуманіст, він проникає в глибини людського життя і психології, втілюючи свої спостереження в майстерній художній формі. У значній частині творів В. Стефаник змальовує трагічну долю бідного селянина. Для прикладу можна взяти не одну, а кілька новел. […]...
- Героико-романтический жанр новелл “Мать” и “Я (Романтика)” Оба произведения трагедийного звучания. Для новеллы “Мать” писатель выбирает другую форму выражения. В ней имеется мифологическая струя. Даже само начало произведения напоминает развесистый зачин народной сказки: “Отец этих боевых ребят умер очень давно – так давно, что и не скажешь…” И сама характеристика образов тоже идет от сказки: “Как помнят старожилы, из отца был обычный […]...
- Тематика новелл Григора Тютюнника Новелла – любимый жанр писателя Григора Тютюнника. Григор Тютюнник считал, что новелла стоит к поэзии ближе всех. Поэтому большинство его произведений – это небольшие рассказы. В короткой новелле он умел полно раскрыть внутреннее состояние героя. Современное село – глубочайшая боль писателя. Его герои до последних дней ждать освобождения от своего рокового одиночества. Хотя именно это […]...
- Художественный анализ стихотворения Шиллера “Песнь о колоколе” “Песня о колоколе” является одним из лучших произведений Шиллера. Живое описание литья колокола, постоянное обращение мастера-литейщика к своим помощникам-подмастерьям служат рамой, окружающей богатую и величественную картину человеческой жизни. При такой композиции поэмы мастерская, в которой отливается колокол, становится символом всего мира; события частной жизни переплетаются с событиями общественной жизни, а история одной семьи перерастает в […]...
- Художественный анализ стихотворения “Бородино” Гениальное стихотворение М. Ю. Лермонтова, написанное в 1837 году, – это поэма о бессмертном народном подвиге. И вместе с тем это слово грусти и тоски о прошедших невозвратимых героических днях. Историческое значение “Бородино” состоит в том, что в этом произведении со всей настойчивостью, со всей поэтической определенностью поэт утверждает мысль о народе как главном деятеле […]...
- Художественный анализ 91 сонета Уильяма Шекспира Девяносто первый сонет Уильяма Шекспира входит в тематическую группу сонетов, адресованных другу, к подгруппе стихотворений, отражающих соперничество и ревность к другим поэтам. Произведение имеет двунаправленный характер. С одной стороны девяносто первый сонет является прямым воспеванием любви, как высшей формы человеческого богатства; с другой – учитывая его адресата (покровителя английского драматурга – третьего графа Саутгемптона, Генри […]...
- Художественный анализ романа “Архипелаг ГУЛАГ” Солженицын заставляет каждого читателя представить себя “туземцем” Архипелага – подозреваемым, арестованным, допрашиваемым, пытаемым. Заключенным тюрьмы и лагеря… Любой поневоле проникается противоестественной, извращенной психологией человека, изуродованного террором, даже одной нависшей над ним тенью террора, страхом; вживается в роль реального и потенциального зэка. Чтение и распространение солженицынского исследования – страшная тайна; она влечет, притягивает, но и обжигает, […]...
- Новеллистка Мериме: типология новелл Становление Мериме-писателя происходило во времена ожесточенной борьбы между литературной молодежью, стремившейся к обновлению французской литературы, и писателей старшего поколения, предпочитающие проверенные временем каноны классицизма. Для Мериме форма новеллы была нова. Но он хотел через единичное событие раскрыть характер иных народов и эпох. События всегда ведут к романтизму. Реалистическая черта их связана с освоением характера исторически […]...
- Увядшие листья в сердце и памяти И. Франко Поэзия занимает ведущее место в многогранном творчестве великого Каменщика, что является высшим достижением украинского поэтического слова после “Кобзаря” Шевченко, ее часть принадлежит к лучшим достижениям мировой поэзии. Но яркой звездой в поэтическом наследии поэта сияет его необычный поэтический сборник “Увядшие листья”, изданный в 1896 году. Он объединил поэзии преимущественно с печальными мотивами, написанные в течение […]...
- “Человек, который смеется”, художественный анализ романа Виктора Гюго Один из самых известных романов Виктора Гюго был создан в шестидесятые годы XIX века и издан в апреле 1869-го. В нем французский писатель поднял несколько важных общечеловеческих и социальных вопросов, связанных с вечными темами жизни и смерти, духовной любви и телесной страсти, истины и лжи, непреодолимой пропасти, существующей между нищим, страдающим народом и наделенной богатством […]...
- Герои одной из новелл книги Д. Боккаччо “Декамерон” Танкред, Гисмонда и Гвискардо – герои одной из новелл книги Д. Боккаччо “Декамерон” (1350-1353) – 1-я новелла 4-го дня. Танкред, правитель Салернский, убивает Гви-скардо, любовника своей дочери Гисмонды, и посылает ей в золотом кубке его сердце; она поливает сердце отравой, выпивает отраву и умирает. Сюжет этой новеллы Боккаччо восходит к всемирно известному фольклорному сюжету – […]...
- Художественный анализ 90 сонета Уильяма Шекспира Девяностый сонет Уильяма Шекспира относится к тематической группе сонетов, обращенных к другу, к подгруппе стихотворений, повествующих о соперничестве и ревности к другим поэтам. Основная идея произведения – убийственная невыносимость потери любимого человека на фоне ополчившегося против поэта мира. Надо заметить, что под “потерей” может пониматься не только друг, но и возлюбленная, поскольку прилагательное “last” (“последний”, […]...
- Художественный анализ 130 сонета Уильяма Шекспира Сто тридцатый сонет Уильяма Шекспира входит в тематическую группу сонетов, посвященных смуглой возлюбленной – женщине с темными волосами и глазами. Представители автобиографической теории создания сонетов (Гервинус, Ульрици, Свинбэрн, Фэрниваль, Дауден и другие) видели в последней придворную даму Елизаветы I – леди Мэри Фиттон, чья измена, по их мнению, окрасила в темные тона все творчество Шекспира […]...