Идейно-художественное своеобразие произведения “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” Лермонтова М. Ю

По жанру “Песня…” – историческая поэма в народном стиле. Доказано, что Лермонтов не опирался на какой-либо источник. Особенности композиции: зачин, рефрен и концовка (обращение гусляров к царю – связь с традициями устного народного творчества).
Существуют две точки зрения на конфликт в “Песне…”:
1. Конфликт между Калашниковым, в образе которого отразились лучшие черты представителя народа, и самодержавной властью в лице Ивана Грозного и Кирибеевича. а) Иван Грозный сам нарушает объявленные им же правила кулачного

боя: “Кто побьет кого, того царь наградит, а кто будет побит, тому бог простит”, а сам казнит Калашникова, б) Лермонтов перенес во времена Ивана Грозного невозможную для его эпохи борьбу цельной личности за свои права, используя при этом семейно-любовный сюжет.
2. Конфликт между Калашниковым (идеал справедливости, “правды-матушки”) и Кирибеевичем (эгоизм, индивидуализм). Образ Ивана Грозного дан в народном понимании, как царя жестокого, но справедливого.
В. Г. Белинский
О произведении в целом
“Вымышленная быль “Песни…” оказалась достоверней всякой действительности, несомненнее
всякой истории… Содержание поэмы… само по себе полно поэзии; если бы оно было историческим фактом, в нем жизнь являлась бы поэзиею, а поэзия – жизнию.
Калашников
“Есть души, лозунг которых все или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемненной славы; такова была и душа… Степана Парамоновича Калашникова”.
Кирибеевич
“Любовь Кирибеевича – не шуточное дело, не простое волокитство, но “страсть натуры сильной, души могучей”. Он вышел из-под опеки естественной нравственности своего общества, а другой, более высшей, более человеческой, не приобрел”.
Иван Грозный
“Тирания Иоанна Грозного имеет глубокое значение, и поэтому она возбуждает к нему скорее сожаление, как к падшему духу неба, чем ненависть и отвращение, как к мучителю. Может быть, это был своего рода великий человек, но только не вовремя, слишком рано явившийся России”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Идейно-художественное своеобразие произведения “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” Лермонтова М. Ю