Идейно-художественное своеобразие повести “Капитанская дочка”



Идейно-художественное своеобразие повести “Капитанская дочка”

Написанию повести предшествовали серьезные исторические изыскания Пушкина. Он был допущен к архивам, путешествовал, беседовал с очевидцами пугачевского бунта. Позже все эти сведения нашли отражение в “Истории пугачевского бунта”, написанной Пушкиным в виде хроники.

В художественной форме тема воплотилась в “Капитанской дочке”.

По жанру “Капитанская дочка” – историческое повествование в форме “семейственных записок”, в ней есть черты

и повести и романа, историческое повествование тесно связано с личной судьбой главного героя, который участвует в этих событиях. Гринев пишет свои записки на склоне лет, но рассказывает о своей молодости. Важное значение имеет образ повествователя, выходца из старинного рода, для которого понятия чести, достоинства, долга основополагающи. Пушкин избирает в качестве повествователя именно Гринева, поскольку для Пушкина оптимальна точка зрения лучшего представителя дворянства.

Гринев духовно близок автору. “Капитанская дочка” завершается комментарием от издателя (издатель и Пушкин – одно лицо).

Восстание

показано глазами противника восставших. Честь Гринева не позволяет ему написать неправду, поэтому он излагает события непредвзято, не идеализируя восставших, – тем весомее его свидетельство честного противника. Причины восстания носят объективно-исторический характер: толпы колодников, которые видит Гринев, подъезжая к Оренбургу; изуродованный башкирец. По сравнению с “Дубровским” в “Капитанской дочке” по-новому осмысляется роль личности предводителя восстания.

Пугачев – мужик, не романтический герой (речь, портрет, сон Гринева, сцена казни). Образ не однозначен (жестокость Пугачева соседствует с великодушием по отношению к Маше, решимость сочетается с осознанием обреченности восстания). Пушкин не скрывает, что Пугачева поддерживали широкие массы народа, которые не могли состоять из одних злодеев.

Образ народного вождя Пугачева, народно-поэтического идеала доброго справедливого царя, противопоставлен бездарности царских генералов (военные советы в Белогорской крепости и Оренбурге). Образ Пугачева создается и при помощи фольклорных элементов (песня “Не шуми, мати зеленая дубровушка”, калмыцкая сказка об орле и вороне).

Позиция автора глубже и историчнее позиции Гринева, которому не все дано понять. Пушкин объясняет, что жестокость со стороны восставших мотивирована изначальной жестокостью со стороны правительства, – читатель углубляется в исторические причины восстания. Гриневу не понятно стремление народа к свободе, а Пушкин понимает освободительную стихию восставших.

Каждой главе повести предшествует эпиграф. Многие эпиграфы взяты из народных песен (глава “Вожатый” – что создает поэтический настрой при восприятии образа Пугачева: “Сторона ль моя, сторонушка, сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашел, что не добрый ли да меня конь завез: завезла меня, доброго молодца прытость, бодрость молодецкая и хмелинушка кабацкая”; эпиграф к главе “Пугачевщина” настраивает читателя на торжественный, трагический лад – “Вы, молодые ребята, послушайте, что мы, старые старики, будем сказывати”; ирония Пушкина по отношению к своему герою прослеживается в эпиграфе к 1-й главе : “- Был бы гвардии он завтра ж капитан. – Того не надобно; пусть в армии послужит. – Изрядно сказано! пускай его потужит…

Да кто его отец?”; общий эпиграф ко всей повести – “Береги честь смолоду” – перекликается с напутствиями отца, которые тот дает сыну, отправляя его на службу).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Идейно-художественное своеобразие повести “Капитанская дочка”