Идейно-тематическое содержание “Отцы и дети”

Идейно-тематическое содержание. “Отцы и дети”; – цен­тральное произведение в творчестве Тургенева, в котором воплоти­лась тема противостояния двух поколений – как в общечеловече­ском плане, так и в социально-историческом смысле, передавая характерный для России середины XIX века конфликт либерально­го дворянства и разночинцев, в основу идейно-политической пози­ции которых был положен нигилизм. Нигилизм (от лат. nihil – ничто) – мировоззрение, основанное на отрицании общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры,

форм общественной жизни. Оно характерно для кризис­ных эпох.

В России этот термин получил распространение после по­явления романа Тургенева “Отцы и дети”;, где в главном герое База­рове воплощен тип русского нигилиста. Именно русская действительность начала 1860-х годов выдвинула этот новый тип личности – нигилиста, призывающего к решительной борьбе со ста­рым жизненным укладом, не делая никаких исключений в сфере быта, нравов, культуры, искусства. Вот почему в основу проблемати­ки романа органично входит трагический конфликт, связанный с разрывом прежнего единства национальных сил, остро переживае­мого

самим писателем, мечтавшим о возможности их консолидации в новых условиях. Этот конфликт усугубляется тем, что он касается не только политических и социальных убеждений, но и непреходя­щих культурных и нравственных ценностей.

С присущей ему чутко­стью Тургенев уловил трагический характер нараставших социаль­ных конфликтов и хотел показать это всему обществу. Читателю романа открываются хозяйственные неурядицы, обнищание народа, разрушение вековых связей крестьянина с землей, общиной, семьей, устоями патриархальной морали. Писатель чувствует, что бестолко­вость и беспомощность всех сословий перед лицом социального кри­зиса угрожает перерасти в разброд и хаос. На этом фоне и разверты­вается спор о путях спасения России, который ведут герои, представляющие две основные партии русской интеллигенции.

Таким образом, одна из важнейших основ идейно-тематического содержания романа – это диспут общественно-исторических поко­лений, который затрагивает все важнейшие вопросы, по которым расходилась либеральная дворянская интеллигенция и молодое поколение демократов-нигилистов. В 1-й части романа централь­ное место занимает резкая полемика нигилиста Базарова с либе­ралом Павлом Петровичем Кирсановым. Программа либералов, главным защитником которой выступает Кирсанов-старший, основана на идеалах, по-своему высоких и бла­городных.

Идеи достоинства и прав личности, самоуважения, чести, свободы объединяются в ней с мыслью о великом значении земле­дельческой общины и патриархальной семьи, с утверждением не­обходимости смирения перед народной верой и народной правдой. Эти понятия для него неразрывно связаны с идеей прогресса, искренним уважением к таким понятиям, как “человечество”; и “ло­гика истории”;. Очевидно, что речь идет о превращении России в подлинно цивилизованную страну.

Люди, близкие этим взглядам (помимо Павла Петровича, это и Николай Петрович Кирсанов), представляются Тургеневу “сливками”; русского общества. Более то­го, он сам, очевидно, близок им и биографически, и по убеждениям. И все же Тургенев относит их к поколению “отцов”;, уже сыгравших свою роль в истории России и не способных справиться с водоворо­том захлестнувших общество перемен. Вот почему этих героев пи­сатель наделяет чертами “лишних людей”;, далеких от реальности и не готовых к поискам неизведанных путей и смелых решений.

Писатель ставит вопрос: способен ли на это герой, противостоя­щий им и воплощающий молодое поколение России – “детей”;, и каковы предлагаемые им пути решения? Провозглашая идею “полного и беспощадного отрицания”;, нигилист Базаров считает, что существующий мир должен быть разрушен – иначе Россия ни­когда не выйдет из порочного круга механических перемен, кото­рые лишь внешним образом перестраивают ее жизнь, не обновляя и не улучшая ее. Разрушение должно, по Базарову, затронуть и всю прошлую гуманитарную культуру, прибежище слабых и робких, дающее оправдание их пассивности. Вот откуда берет начало бес­пощадное отрицание любви, семейных связей, альтруистических чувств, нравственных категорий долга, права, обязанностей, соз­данных прошлыми поколениями эстетических ценностей (искусст­ва) и эстетического восприятия окружающего мира (природы).

Но также беспощадно и отношение Базарова к патриархальному на­родному сознанию, к традициям народного смирения и терпения, народным суевериям (“Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согла­шаться с ним?”;). Гуманистическим идеалам просвещенной элиты и верованиям или предрассудками невежественным масс нигилист одинаково противопоставляет истины естествознания, утверждаю­щие жестокую логику жизни-борьбы.

Но базаровская революцион­ность имеет характер не столько демократический, сколько анар­хический, поскольку разрушение всего не подразумевает никакой позитивной программы и даже не вполне определяет, во имя кого оно должно состояться. Базаров стремится начать историю заново, на голом месте, отбросив весь имеющийся опыт человечества, в том числе объективную логику истории и “мнение народное”;. И все это не только слова, это то, что герой собирается претворить в жизнь (“Задача есть, ведь я гигант!”;).

С момента выхода романа читателей и критиков не переставал волновать вопрос: как сам автор относится к подобной программе перемен, на чьей он стороне? Своеобразие идейной позиции писа­теля состоит в том, что он видит и показывает достоинства и недос­татки каждой из противоборствующих сторон. За два месяца до окончания романа Тургенев писал: “Со времен древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения – те, в которых обе стороны до известной степени правы”;. Именно этот принцип и по­ложен в основу романа, определяя своеобразие его конфликта.

Он обнаруживает разрушительные стороны и кирсановского консерва­тизма, и базаровского нигилизма. С одной стороны, автор мог с полным правом написать: “Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса”;. С другой стороны, он не раз признавался, что сам не знает, любит или ненавидит Базарова, хо­тя утверждал, что “за исключением воззрений Базарова на художе­ственность”; разделяет “почти все его убеждения”;.

Более того, Тургенев обнаруживает не только различия, но и опре­деленные сходства между героями-антагонистамй. С завязкой сюжет­ной линии Базаров – Одинцова социально-историческая коллизия начинает проявлять свой философский подтекст. Именно на этом уровне возникает нечто, объединяющее Базарова и Павла Петровича: оба они умы, самоуверенны, нравятся женщинам, оба слишком пря­молинейны в своих жизненных позициях и обоих ждет печальная участь – одиночество и смерть.

Прежнего Базарова – убежденного отрицателя “тайн бытия”; – после завязки любовной коллизии уже нет. Размышляя над этими тайнами он оказывается одновременно чужим, лишним для обычной жизни, а значит – в определенной сте­пени сближается с “лишними людьми”;, к которым, очевидно, принад­лежит другой герой романа – Павел Петрович Кирсанов. Таким образом, во второй части романа конфликт из внешнего переносится во внутренний план. Общественно-исторические пози­ции противоборствующих сторон, исчерпывающе представленные в первой части, во второй проверяются “вечными”; ценностями: это любовь, дружба, семья, смерть.

Вместе с этим углубляется и обога­щается идейно-тематическое содержание. Возникает вопрос о лич­ности в ее взаимосвязи с окружающими людьми. С этой точки зре­ния конфликт поколений приобретает совсем иную смысловую окраску.

Ведь нигилизм, по мысли Тургенева, бросает вызов непре­ходящим ценностям духа и естественным основам жизни, а потому внутренняя логика нигилизма неизбежно ведет к свободе без обя­зательств, к действию без любви, к поискам без веры. Финал рома­на с очевидностью демонстрирует мысль о том, что разрушение внешнее неминуемо ведет к разрушению внутреннему. Утратив­ший все жизненные связи, потерявший дружбу, не сумевший об­рести любовь, восстановить истинно сыновьи отношения с родите­лями, Базаров умирает.

Но жизнь продолжается там, где нет разрыва между отцами и детьми, где разные поколения находят путь к взаимопониманию. Таковы семьи Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки. Но и здесь Тургенев не дает однозначного ответа: ведь со смер­тью Базарова жизнь утратила что-то очень важное, необходимое для ее дальнейшего развития. Если на фоне эпохи, в ее пределах, жизнь Базарова должна быть признана бесплодной, то в контексте общечеловеческих, вневременных проблем вывод звучит иначе.

Ведь без этого страстного, мятежного героя жизнь кажется осиро­тевшей, и эпилог заканчивается строками финального реквиема на могиле Базарова. Автор говорит самим описанием этой могилы о драме героя в масштабе вечности – о ее непреходящем, таинствен­ном и грандиозном значении. Итог тургеневского романа не похож на традиционную развязку, где злые наказываются, а добродетель­ные вознаграждаются.

Применительно к “Отцам и детям”; отпадает вопрос о том, на чьей стороне безусловные симпатии или столь же безусловные антипатии писателя: здесь изображается трагическое состояние мира, по отношению к которому всякие однозначно­категорические суждения теряют смысл.

Глоссарий:

– идейное содержание романа отцы и дети – идейное содержание отцы и дети – идейно эстетическая позиция тургенева – идейно тематич содержание романа отцы и дети – сочинение идейное содержание отцы и дети


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Идейно-тематическое содержание “Отцы и дети”