Идейно-тематическое содержание “Отцы и дети”
Идейно-тематическое содержание. “Отцы и дети”; – центральное произведение в творчестве Тургенева, в котором воплотилась тема противостояния двух поколений – как в общечеловеческом плане, так и в социально-историческом смысле, передавая характерный для России середины XIX века конфликт либерального дворянства и разночинцев, в основу идейно-политической позиции которых был положен нигилизм. Нигилизм (от лат. nihil – ничто) – мировоззрение, основанное на отрицании общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры,
В России этот термин получил распространение после появления романа Тургенева “Отцы и дети”;, где в главном герое Базарове воплощен тип русского нигилиста. Именно русская действительность начала 1860-х годов выдвинула этот новый тип личности – нигилиста, призывающего к решительной борьбе со старым жизненным укладом, не делая никаких исключений в сфере быта, нравов, культуры, искусства. Вот почему в основу проблематики романа органично входит трагический конфликт, связанный с разрывом прежнего единства национальных сил, остро переживаемого
С присущей ему чуткостью Тургенев уловил трагический характер нараставших социальных конфликтов и хотел показать это всему обществу. Читателю романа открываются хозяйственные неурядицы, обнищание народа, разрушение вековых связей крестьянина с землей, общиной, семьей, устоями патриархальной морали. Писатель чувствует, что бестолковость и беспомощность всех сословий перед лицом социального кризиса угрожает перерасти в разброд и хаос. На этом фоне и развертывается спор о путях спасения России, который ведут герои, представляющие две основные партии русской интеллигенции.
Таким образом, одна из важнейших основ идейно-тематического содержания романа – это диспут общественно-исторических поколений, который затрагивает все важнейшие вопросы, по которым расходилась либеральная дворянская интеллигенция и молодое поколение демократов-нигилистов. В 1-й части романа центральное место занимает резкая полемика нигилиста Базарова с либералом Павлом Петровичем Кирсановым. Программа либералов, главным защитником которой выступает Кирсанов-старший, основана на идеалах, по-своему высоких и благородных.
Идеи достоинства и прав личности, самоуважения, чести, свободы объединяются в ней с мыслью о великом значении земледельческой общины и патриархальной семьи, с утверждением необходимости смирения перед народной верой и народной правдой. Эти понятия для него неразрывно связаны с идеей прогресса, искренним уважением к таким понятиям, как “человечество”; и “логика истории”;. Очевидно, что речь идет о превращении России в подлинно цивилизованную страну.
Люди, близкие этим взглядам (помимо Павла Петровича, это и Николай Петрович Кирсанов), представляются Тургеневу “сливками”; русского общества. Более того, он сам, очевидно, близок им и биографически, и по убеждениям. И все же Тургенев относит их к поколению “отцов”;, уже сыгравших свою роль в истории России и не способных справиться с водоворотом захлестнувших общество перемен. Вот почему этих героев писатель наделяет чертами “лишних людей”;, далеких от реальности и не готовых к поискам неизведанных путей и смелых решений.
Писатель ставит вопрос: способен ли на это герой, противостоящий им и воплощающий молодое поколение России – “детей”;, и каковы предлагаемые им пути решения? Провозглашая идею “полного и беспощадного отрицания”;, нигилист Базаров считает, что существующий мир должен быть разрушен – иначе Россия никогда не выйдет из порочного круга механических перемен, которые лишь внешним образом перестраивают ее жизнь, не обновляя и не улучшая ее. Разрушение должно, по Базарову, затронуть и всю прошлую гуманитарную культуру, прибежище слабых и робких, дающее оправдание их пассивности. Вот откуда берет начало беспощадное отрицание любви, семейных связей, альтруистических чувств, нравственных категорий долга, права, обязанностей, созданных прошлыми поколениями эстетических ценностей (искусства) и эстетического восприятия окружающего мира (природы).
Но также беспощадно и отношение Базарова к патриархальному народному сознанию, к традициям народного смирения и терпения, народным суевериям (“Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним?”;). Гуманистическим идеалам просвещенной элиты и верованиям или предрассудками невежественным масс нигилист одинаково противопоставляет истины естествознания, утверждающие жестокую логику жизни-борьбы.
Но базаровская революционность имеет характер не столько демократический, сколько анархический, поскольку разрушение всего не подразумевает никакой позитивной программы и даже не вполне определяет, во имя кого оно должно состояться. Базаров стремится начать историю заново, на голом месте, отбросив весь имеющийся опыт человечества, в том числе объективную логику истории и “мнение народное”;. И все это не только слова, это то, что герой собирается претворить в жизнь (“Задача есть, ведь я гигант!”;).
С момента выхода романа читателей и критиков не переставал волновать вопрос: как сам автор относится к подобной программе перемен, на чьей он стороне? Своеобразие идейной позиции писателя состоит в том, что он видит и показывает достоинства и недостатки каждой из противоборствующих сторон. За два месяца до окончания романа Тургенев писал: “Со времен древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения – те, в которых обе стороны до известной степени правы”;. Именно этот принцип и положен в основу романа, определяя своеобразие его конфликта.
Он обнаруживает разрушительные стороны и кирсановского консерватизма, и базаровского нигилизма. С одной стороны, автор мог с полным правом написать: “Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса”;. С другой стороны, он не раз признавался, что сам не знает, любит или ненавидит Базарова, хотя утверждал, что “за исключением воззрений Базарова на художественность”; разделяет “почти все его убеждения”;.
Более того, Тургенев обнаруживает не только различия, но и определенные сходства между героями-антагонистамй. С завязкой сюжетной линии Базаров – Одинцова социально-историческая коллизия начинает проявлять свой философский подтекст. Именно на этом уровне возникает нечто, объединяющее Базарова и Павла Петровича: оба они умы, самоуверенны, нравятся женщинам, оба слишком прямолинейны в своих жизненных позициях и обоих ждет печальная участь – одиночество и смерть.
Прежнего Базарова – убежденного отрицателя “тайн бытия”; – после завязки любовной коллизии уже нет. Размышляя над этими тайнами он оказывается одновременно чужим, лишним для обычной жизни, а значит – в определенной степени сближается с “лишними людьми”;, к которым, очевидно, принадлежит другой герой романа – Павел Петрович Кирсанов. Таким образом, во второй части романа конфликт из внешнего переносится во внутренний план. Общественно-исторические позиции противоборствующих сторон, исчерпывающе представленные в первой части, во второй проверяются “вечными”; ценностями: это любовь, дружба, семья, смерть.
Вместе с этим углубляется и обогащается идейно-тематическое содержание. Возникает вопрос о личности в ее взаимосвязи с окружающими людьми. С этой точки зрения конфликт поколений приобретает совсем иную смысловую окраску.
Ведь нигилизм, по мысли Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основам жизни, а потому внутренняя логика нигилизма неизбежно ведет к свободе без обязательств, к действию без любви, к поискам без веры. Финал романа с очевидностью демонстрирует мысль о том, что разрушение внешнее неминуемо ведет к разрушению внутреннему. Утративший все жизненные связи, потерявший дружбу, не сумевший обрести любовь, восстановить истинно сыновьи отношения с родителями, Базаров умирает.
Но жизнь продолжается там, где нет разрыва между отцами и детьми, где разные поколения находят путь к взаимопониманию. Таковы семьи Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки. Но и здесь Тургенев не дает однозначного ответа: ведь со смертью Базарова жизнь утратила что-то очень важное, необходимое для ее дальнейшего развития. Если на фоне эпохи, в ее пределах, жизнь Базарова должна быть признана бесплодной, то в контексте общечеловеческих, вневременных проблем вывод звучит иначе.
Ведь без этого страстного, мятежного героя жизнь кажется осиротевшей, и эпилог заканчивается строками финального реквиема на могиле Базарова. Автор говорит самим описанием этой могилы о драме героя в масштабе вечности – о ее непреходящем, таинственном и грандиозном значении. Итог тургеневского романа не похож на традиционную развязку, где злые наказываются, а добродетельные вознаграждаются.
Применительно к “Отцам и детям”; отпадает вопрос о том, на чьей стороне безусловные симпатии или столь же безусловные антипатии писателя: здесь изображается трагическое состояние мира, по отношению к которому всякие однозначнокатегорические суждения теряют смысл.
Глоссарий:
– идейное содержание романа отцы и дети – идейное содержание отцы и дети – идейно эстетическая позиция тургенева – идейно тематич содержание романа отцы и дети – сочинение идейное содержание отцы и дети