Идеал человеческого достоинства и гражданского служения родине (На примере романа А. Н. Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”)



1. Социальная и политическая обстановка в России в конце XVIII – начале XIX веков.
2. Первооткрыватели нового человека в литературе.
3. Их заслуги перед отечественной литературой.
4. А. Н. Радищев – проповедник гражданской самосознательности.
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А. С. Пушкин
На рубеже XVIII-XIX веков в России и за рубежом происходит ряд важнейших исторических событий (Пугачевское восстание, война за независимость Соединенных Штатов Америки, Великая Французская революция), которые не могли не повлиять на самосознание и творческую деятельность как отечественных, так и зарубежных писателей. В России к этому времени складывается русское освободительное движение, воспевавшее служение отечеству, гражданскому долгу и чести. Вдохновленные подвигом декабристов, его последователи стремились к изменениям пусть и не таким масштабным, как революция, но тем не менее необходимым и важным.

Такие писатели, как Г. Р. Державин, А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, стояли у истоков гражданской литературы в России и смогли своим творчеством видоизменить

отечественную литературу того времени.
Д. И. Фонвизину удалось привнести в литературу реалистичность с ее ясным и правдивым изображением действительности. Но при этом кардинальных изменений он не требовал, его произведения нельзя назвать в полной мере революционными.
Однако “Недоросль” при всем его удалении от идей революции является первой комедией на российской сцене, в которой поднимаются социально-политические проблемы. Основной конфликт комедии – противостояние невежественной реакционной массы и загнивающего дворянства. В комедии происходит развенчание словами положительных героев культа Екатерины II как мудрой и просвещенной правительнице. Вся власть в государстве, по сути, принадлежит тупым и ничтожным Простаковым и Скотининым, но автор еще не призывает читателя к изменению подобного порядка, а только сокрушается его силой и постоянством.

Державину удалось раскрыть контрастность и сложность мирового устройства, однако все это не смогло вылиться в осмысленные социальные тезисы-претензии.
При этом нельзя отрицать значимость творчества Г. Р. Державина как новатора. Его “Фелица” – сложное стихотворное произведение, ломающее устои классической оды. Здесь впервые в произведении такого жанра появилась социальная сатира. Похвала императрице чередуется с острой и едкой насмешкой над “мурзами” – чиновниками.

Особое место в творчестве этого поэта занимает стихотворение “Властителям и судьям”. Это неприкрытое, гневное обращение художника слова к “земным богам”, которые, по словам поэта, не только низвергнуты с пьедесталов, но и судимы простым народом: Не внемлют! видят – и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!..”
А. Н. Радищев становится первым русским писателем, в произведениях которого темы человеческого достоинства и гражданского служения родине прозвучали неприкрыто и в полный голос. Особое внимание при рассмотрении этих тем в творчестве поэта и писателя стоит обратить на два произведения: оду “Вольность”, написанную в 1783 году, и программное прозаическое “Путешествие из Петербурга в Москву”.
“Вольность” воспевает американскую революцию за свободу и равенство каждого гражданина страны, о чем российским гражданам оставалось только мечтать. Главной темой, однако, становится вольность, свобода человека – “бесценный дар”, данный каждому. Ода – призыв к революции, призыв к отказу от жизни, основанной на рабстве, обмане и насилии.
Самодержавие – основной общественный порок того времени, “тусклый трон рабства”. Избавиться от него Россия сможет только тогда, когда придет революция, когда “возникнет рать повсюду брана, надежда всех вооружит”.Своим произведением поэт призывает граждан к революции, хотя и понимает, что время ее еще не пришло.
Более глубокое развитие тема общественного сознания и долга получила в программном для Радищева произведении – романе-путешествии. “Путешествие из Петербурга в Москву” показало своим читателям, что главный враг народа – самодержавно-крепостнический строй. Вся сложная композиция произведения с его неслучайно выбранным маршрутом и интересным рисунком станций необходима для полного разоблачения политики Екатерины II. Это разоблачение происходит постепенно, однако в каждой главе находятся элементы, от которых образ мудрой и справедливой императрицы тускнеет и выцветает. Особое место занимает центральный элемент произведения – сон путешественника, ироничный и саркастичный, при всем идеализме описанной картины.

Финал – саморазоблачение монарха, когда Истина-Прямов-зора помогает императору скинуть с глаз пелену, и увиденная картина поражает монарха: “Одежды мои, столь блестящие, казалися замараны кровию и омочены слезами”.
Также на протяжении всего романа автор настойчиво показывает ужасное положение основной народной единицы – бесправного крепостного крестьянина. Путешественнику, от которого ведется повествование, постоянно попадаются на глаза ужасающие картины: непосильный мужицкий труд на чужих, господских полях, безрадостность и нищета традиционного крестьянского быта, которого нечем скрасить или расцветить, постоянные и совершенно безнаказанные акты насилия и издевательств над “скотом говорящим” – крестьянином – со стороны злодея и полноправного хозяина – помещика. “Звери алчные, пиявцы ненасытные”, оставляют своему невольному слуге в лапотках только то, чего отнять при всем желании не могут, “один воздух”.
Окончательный приговор социальным порокам писатель выносит одой “Вольность”, включенной в текст произведения.
Бунтарский и свежий дух радищевских произведений помог стать художнику слова в глазах потомков примером безвозмездного и самоотверженного служения родине. Однако тяжело дался этот призыв автору. Практически сразу же после выхода “Путешествия…” пронесся слух о том, что объявился в стране “бунтовщик – хуже Пугачева”.

Радищев был арестован и сослан в Сибирь на каторгу, где здоровье художника было окончательно подорвано.
Фонвизин, Державин, Радищев – писатели, несомненной, разные и трудно сравниваемые. Однако без них история России была бы описана другими красками. Ведь без открытий в области художественного слова, сделанных сначала Фонвизиным, а затем и Державиным, Радищеву было бы несравнимо тяжелее поднять народ на правое дело.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Идеал человеческого достоинства и гражданского служения родине (На примере романа А. Н. Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”)