Идеал человеческого достоинства и гражданского служения родине (На примере романа А. Н. Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”)
1. Социальная и политическая обстановка в России в конце XVIII – начале XIX веков.
2. Первооткрыватели нового человека в литературе.
3. Их заслуги перед отечественной литературой.
4. А. Н. Радищев – проповедник гражданской самосознательности.
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А. С. Пушкин
На рубеже XVIII-XIX веков в России и за рубежом происходит ряд важнейших исторических событий (Пугачевское восстание, война за независимость Соединенных Штатов Америки, Великая Французская революция), которые не могли не
Такие писатели, как Г. Р. Державин, А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, стояли у истоков гражданской литературы в России и смогли своим творчеством видоизменить отечественную литературу того времени.
Д. И. Фонвизину удалось
Однако “Недоросль” при всем его удалении от идей революции является первой комедией на российской сцене, в которой поднимаются социально-политические проблемы. Основной конфликт комедии – противостояние невежественной реакционной массы и загнивающего дворянства. В комедии происходит развенчание словами положительных героев культа Екатерины II как мудрой и просвещенной правительнице. Вся власть в государстве, по сути, принадлежит тупым и ничтожным Простаковым и Скотининым, но автор еще не призывает читателя к изменению подобного порядка, а только сокрушается его силой и постоянством.
Державину удалось раскрыть контрастность и сложность мирового устройства, однако все это не смогло вылиться в осмысленные социальные тезисы-претензии.
При этом нельзя отрицать значимость творчества Г. Р. Державина как новатора. Его “Фелица” – сложное стихотворное произведение, ломающее устои классической оды. Здесь впервые в произведении такого жанра появилась социальная сатира. Похвала императрице чередуется с острой и едкой насмешкой над “мурзами” – чиновниками.
Особое место в творчестве этого поэта занимает стихотворение “Властителям и судьям”. Это неприкрытое, гневное обращение художника слова к “земным богам”, которые, по словам поэта, не только низвергнуты с пьедесталов, но и судимы простым народом: Не внемлют! видят – и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!..”
А. Н. Радищев становится первым русским писателем, в произведениях которого темы человеческого достоинства и гражданского служения родине прозвучали неприкрыто и в полный голос. Особое внимание при рассмотрении этих тем в творчестве поэта и писателя стоит обратить на два произведения: оду “Вольность”, написанную в 1783 году, и программное прозаическое “Путешествие из Петербурга в Москву”.
“Вольность” воспевает американскую революцию за свободу и равенство каждого гражданина страны, о чем российским гражданам оставалось только мечтать. Главной темой, однако, становится вольность, свобода человека – “бесценный дар”, данный каждому. Ода – призыв к революции, призыв к отказу от жизни, основанной на рабстве, обмане и насилии.
Самодержавие – основной общественный порок того времени, “тусклый трон рабства”. Избавиться от него Россия сможет только тогда, когда придет революция, когда “возникнет рать повсюду брана, надежда всех вооружит”.Своим произведением поэт призывает граждан к революции, хотя и понимает, что время ее еще не пришло.
Более глубокое развитие тема общественного сознания и долга получила в программном для Радищева произведении – романе-путешествии. “Путешествие из Петербурга в Москву” показало своим читателям, что главный враг народа – самодержавно-крепостнический строй. Вся сложная композиция произведения с его неслучайно выбранным маршрутом и интересным рисунком станций необходима для полного разоблачения политики Екатерины II. Это разоблачение происходит постепенно, однако в каждой главе находятся элементы, от которых образ мудрой и справедливой императрицы тускнеет и выцветает. Особое место занимает центральный элемент произведения – сон путешественника, ироничный и саркастичный, при всем идеализме описанной картины.
Финал – саморазоблачение монарха, когда Истина-Прямов-зора помогает императору скинуть с глаз пелену, и увиденная картина поражает монарха: “Одежды мои, столь блестящие, казалися замараны кровию и омочены слезами”.
Также на протяжении всего романа автор настойчиво показывает ужасное положение основной народной единицы – бесправного крепостного крестьянина. Путешественнику, от которого ведется повествование, постоянно попадаются на глаза ужасающие картины: непосильный мужицкий труд на чужих, господских полях, безрадостность и нищета традиционного крестьянского быта, которого нечем скрасить или расцветить, постоянные и совершенно безнаказанные акты насилия и издевательств над “скотом говорящим” – крестьянином – со стороны злодея и полноправного хозяина – помещика. “Звери алчные, пиявцы ненасытные”, оставляют своему невольному слуге в лапотках только то, чего отнять при всем желании не могут, “один воздух”.
Окончательный приговор социальным порокам писатель выносит одой “Вольность”, включенной в текст произведения.
Бунтарский и свежий дух радищевских произведений помог стать художнику слова в глазах потомков примером безвозмездного и самоотверженного служения родине. Однако тяжело дался этот призыв автору. Практически сразу же после выхода “Путешествия…” пронесся слух о том, что объявился в стране “бунтовщик – хуже Пугачева”.
Радищев был арестован и сослан в Сибирь на каторгу, где здоровье художника было окончательно подорвано.
Фонвизин, Державин, Радищев – писатели, несомненной, разные и трудно сравниваемые. Однако без них история России была бы описана другими красками. Ведь без открытий в области художественного слова, сделанных сначала Фонвизиным, а затем и Державиным, Радищеву было бы несравнимо тяжелее поднять народ на правое дело.