И. А. Бунин. “Темные аллеи”
Карточка 1
– Каков сюжет произведения? (Передайте его в трех-четырех предложениях.)
– Дайте характеристику героини новеллы (как она воплощена в портрете и поступках героини). Какая деталь подчеркнута в ее портрете? Зачем?
Почему она не простила Николая Александровича?
– Кратко охарактеризуйте Николая Александровича.
Карточка 2
– Как передано авторское отношение к героям? Почему Надежда показана в обстановке чистой и уютной горницы, дома, а Николай Александрович – в дороге?
– Почему Бунин поведал историю
А он просит прощения?
– Какой традиционный для русской литературы мотив появляется в произведении? Как он помогает понять смысл названия?
Карточка 3
– “Темные аллеи” – новелла. Согласны ли вы с этим жанровым определением?
– В чем обычность и вместе с тем неожиданность развития сюжета?
– Известно, что Бунин тщательно подбирал заглавия
– Вспомните, когда появляется образ “темных аллей” в рассказе. Как о них вспоминает Надежда?
Николай Александрович? Кому или чему адресована его “недобрая улыбка”?
Карточка 4
– Обозначьте художественное пространство произведения. Оно соответствует фабуле или сюжету?
– Какова роль пейзажа в произведении? Найдите ключевые слова.
– Обозначим временное пространство.
Внесите необходимые, на ваш взгляд, дополнения в схему.
– Как долго длится счастье героев?
– Как писатель отвечает на вопрос, почему не сложилось счастье? Можно ли считать этот ответ полемичным по отношению к “Асе” И. С. Тургенева?
Карточка 5
– Стихотворение Николая Огарева “Обыкновенная повесть” побудило И. А. Бунина к созданию данного произведения. Выразительно прочитайте его (стихотворение прилагается к заданию). Сюжет новеллы полемичен по отношению к сюжету стихотворения.
В чем?
Методический комментарий
Сопроводим задания, предлагаемые М. С. Донченко и М. К. Асимовой, двумя замечаниями. Первое касается характера задания, которое сам учитель именует “творческим”. Словесник совершенно справедливо полагает: чтобы научить ученика читать художественный текст, необходимо насытить урок вопросами и заданиями, стимулирующими его учебную деятельность и адекватными по природе своей той деятельности, в процессе которой и происходит общение человека с произведением искусства, иными словами, вопросами и заданиями творческого характера.
С точки зрения методики творческие задания выполняют на уроке несколько функций: с одной стороны, они помогают читателю-школьнику научиться воспринимать текст “эстетически”, а с другой – “снабжают” его арсеналом средств и приемов создания собственных сочинений. Для организации такой творческой работы учителю предлагается использовать приемы, суть которых, по определению методиста Н. М. Соколова, заключается в том, “чтобы вместе с учащимися нащупывать поочередно разные литературные формы… подходить к писателям как к великим специалистам, но в то же время сознавать и некоторую свою связь с их творческою работою; учиться у них приемам, но не порабощаться ими, не копировать или грубо подражать им, а именно Учиться у них “