H. С. Лесков. Жизнь и творчество

1. Истоки народности творчества Лескова.
2. Дебют в литературе.
3. История в произведениях писателя.
Я не изучал народ… я вырос в народе на гостомельском выгоне с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного под теплым овчинным тулупом да на замашной панинской толчее. Я с народом был свой человек.
Н. С. Лесков
Н. С. Лесков родился в 1831 году в семье небогатого судейского служащего, в селе Горохове на Орловщине. Жила семья в богатом имении М. Страхова – его жена была родной теткой Николая. До восьми лет он путешествовал

с бабушкой на богомолья по монастырям, под ее присмотром шло воспитание мальчика. С двоюродными братьями Николай получил образование и светское воспитание.

Из имения Лесковы переехали в дом в Орле, рядом с монастырской слободкой – Николай интересовался “духовенными”, встречался с ними. В 1839 году его отец ушел в отставку, и семья, продав дом, переселилась на хутор Панино. С детства мальчик был очарован родной природой, русской стариной, народные поверья будили в нем воображение. В деревне он жил, пользуясь абсолютной свободой, знал народный быт во всех его проявлениях.

Народное творчество, общение

с крестьянами дало будущему писателю понимание духовности народа.
После пятилетнего обучения в Орловской гимназии он отказался в 1846 году от переэкзаменовки и был уволен, о чем впоследствии жалел. Отец отдал его писцом в уголовную палату, где перед его глазами прошли тысячи людских судеб. В 1848 году отец Николая умер от холеры. Семью приютил в Киеве дядя по матери, профессор медицины С. П. Алферьев.

Николай был зачислен помощником столоначальника по рекрутскому столу Киевской казенной палаты. В 1857 году Лесков уезжает из Киева на службу к другому дядьке в Пензенскую губернию – англичанину А. Я. Шкотту, управляющему графов Перовских и Нарышкиных, Николай должен был сопровождать переселяемых на новые земли крестьян. Как доверенный от фирмы за три года Лесков объехал всю Россию! Его письменные отчеты обратили на себя внимание и вскоре Лескова публиковали в киевских газетах.

В литературу он вошел довольно поздно, в тридцать лет. Его приглашают в московскую газету “Русская речь”, где он приобретает репутацию талантливого публициста.
Живя в Петербурге, он пишет очерки, фельетоны, литературно-критические обозрения, публицистические статьи, такие как “О рабочем классе”, “О найме рабочих людей”, “Сводные браки в России”, “Русские женщины и эмансипация”. Полиция считает его “крайним социалистом и нигилистом”, а он, напротив, пишет серию антинигилистических романов и заслуживает у революционеров-демократов репутацию шпиона. Это и разгромное выступление Д. И. Писарева осложняет писательскую судьбу Лескова – журналы не хотят с ним сотрудничать. Писатель тщетно пытался оправдаться, затем уехал за границу, создал исторический памфлет – роман “Некуда”.

Роман демократы объявили враждебным. Но Лесков продолжал – в 1866 году он пишет роман “Обойденные”, где противопоставляет новых людей и обыкновенных. Антинигилистические мотивы прослеживаются также в его романе “На ножах” (1870), где говорится о “мошенниках от нигилизма”.

Так, в пылу Споров, многие произведения тех лет остались незамеченными – “Леди Макбет Мценского уезда”, “Воительница”, “Старые годы в селе Плодомасове”, “Захудалый род”.
В его ранних статьях и фельетонах есть характерные приметы времени, национальной истории. Жизненный опыт и “запас бытовых сведений” Лескова постоянно рос, он изучил все религии до тонкостей, в гостях у него можно было встретить представителя любой из них. Он выражает свое мнение о крепостничестве, о героическом характере народа в “Житии одной бабы”, “Тупейном художнике”, “Юдоли”.

Чудаки и праведники из народа становятся его героями в “Однодуме”, “Кадетском монастыре”, “Несмертельном Головане”. В повести “Очарованный странник” Лесков описывает героев, открывая в них черты русского национального характера.
Лесков живописует “русскую ширь”, ее красоту и многообразие метким колоритным языком. Он предпочитает форму сказа, которая освобождает его от соблюдения литературных канонов, позволяет свободно обращаться с сюжетом. Его рассказчик – русский православный человек, ценящий красоту жизни.

В сказовой манере написаны “Запечатленный Ангел” (1872), “Очарованный странник” (1873). “Левша” (1881), “Тупейный художник” (1883).
Герои Лескова – русские православные люди-праведники, с бескорыстно – созерцательным отношением к жизни. Составляющие русского характера для писателя – это мудрость, вера в Бога и добро, чувство красоты, эмоциональная открытость, нравственная интуиция, любовь к жизни и живым существам, забота о ближних, способность на духовный подвиг. Праведники не ждут признания, они ищут идеалы справедливости.

Эти люди, по убеждению автора, и творят историю. История и современная действительность переплелись в произведениях писателя. Поворотным этапом в творчестве стала хроника “Соборяне” об “обитателях старгородской поповки”, по сути, обобщенная картина русского национального бытия, показанная через частную жизнь людей.

После этого произведения отношение к Лескову меняется в лучшую сторону.
В 1874 году он получил возможность служить и устроился в особый отдел Ученого комитета министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, где работает до 1883 года. Писатель жил до самой смерти в Петербурге, почти не выезжая. Его похоронили в 1895 году в полном молчании, как он и завещал.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

H. С. Лесков. Жизнь и творчество