Губернское общество. Народ в поэме Мертвые души. Часть 4. (Гоголь Н. В.)

Губернское общество.

Рисуя широкую картину дворянско-помещичьей России своего времени, Гоголь, кроме поместных дворян, изображает и губернских чиновников. В заметках к первому тому поэмы Гоголь писал: “Идея города – возникшая до высшей степени пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы.

Как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени, как люди неглупые доходят до делания совершенных глупостей”.

Вот такую жизнь губернского общества и его представителей и показывает Гоголь.

Это –

тоже царство “мертвых душ”, праздности и внутреннего убожества. Губернские чиновники по существу ничем не отличаются от уездных, ранее нарисованных Гоголем в “Ревизоре”. Подобно городничему, “чудотворец-полицмейстер “в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую”.

Склонность “вольнодумца” Ляпкина-Тяпкина к чтению масонских книг разделял почтмейстер города, который “вдался более в философию и читал весьма прилежно, даже по ночам” книги мистиков. Робость Хлопова унаследовал прокурор-“моргун”, ” с испугу умерший” от тех слухов, которые пошли

в городе в связи с покупкой Чичиковы мертвых душ. Назначение нового генерал-губернатора так же сильно напугало губернских чиновников и лишило их рассудка, как ожидаемый приезд ревизора – уездных.

Здесь царят та же семейственность, та же продажность и тот же произвол, что и в уездном городе; процветает то же взяточничество (чего стоит один Иван Антонович – “кувшинное рыло”!), то же невежество и пошлость. Как и герои “Ревизора”, чиновники губернского города оторваны от народа, от его нужд и запросов.

Сплетни, пустомыслие и пустословие, мелочность интересов, погоня за развлечениями характеризуют губернских дам.

Гоголь едко высмеивает пустоту жизни губернского общества, балы и вечеринки, вечную игру в карты, нелепые предложения чиновников о Чичикове, показывающие необычайную убогость их мысли. Он издевается над “этикетом и множеством приличий самых тонких”, которые строго соблюдали губернские дамы и в своем поведении, и в словах. “Никогда не говорили они: я высморкалась, я вспотела, я плюнула, а говорили: я облегчила себе нос, я обошлась посредством платка”. Стремление дам подчеркнуть свою “культуру” приводило их к высокомерному пренебрежению русским языком. “Чтобы еще более облагородить русский язык, половина почти слов была выброшена вовсе из разговора, и потому весьма часто было нужно прибегать к французскому языку”, который, однако, они весьма коверкали.

Такова помещичье-чиновничья Россия в изображении Гоголя, Россия “мертвых душ”. Сатирически рисует ее писатель. Он морально уничтожает помещиков и чиновников своим разящим смехом, видя в них врагов общественного прогресса, бездельников, оторвавшихся от народа, губителей страны.

Так и восприняла поэму Гоголя передовая русская общественность.

Герцен писал: “Благодаря Гоголю мы, наконец, увидели их (“дворянчиков”) выходящими из своих дворцов и домов без масок, без прикрас, вечно пьяными и обжирающимися: рабы власти без достоинства и тираны без сострадания своих крепостных, высасывающие жизнь и кровь народа с тою же естественностью и наивностью, с какою питается ребенок грудью своей матери. “Мертвые души” потрясли всю Россию.

Подобное обвинение необходимо было современной России. Это – история болезни, написанная мастерской рукой. Поэзия Гоголя – это крик ужаса и стыда, который испускает человек, унизившийся от пошлой жизни, когда вдруг он замечает в зеркале свое оскотинившееся лицо”.

Народ

Россией времен Гоголя правили помещики и чиновники, подобные героям “Мертвых душ”. Понятно, в каком положении должен был находиться народ, крепостное крестьянство.

Следуя за Чичиковым в его путешествии от одной помещичьей усадьбы к другой, мы наблюдаем безотрадную картину жизни крепостного крестьянства; его удел – нищета, болезни, голод, страшная смертность. Помещики относятся к крестьянам, как к своим рабам: продают их поодиночке, без семей; распоряжаются ими, как вещами: “Пожалуй, я тебе дам девчонку, говорит Коробочка Чичикову, она у меня знает дорогу, только ты смотри! Не завези ее, у меня уже одну завезли купцы.

В седьмой главе Чичиков размышляет над списком купленных им крестьян. И перед нами раскрывается картина жизни и непосильного труда народа, его терпения и мужества, буйных вспышек протеста. Особенно привлекают к себе образы Степана Пробки, наделенного богатырской силой, замечательного плотника-строителя, и дяди Михея, безропотно сменившего убившегося Степака в его опасной работе,

В душе закрепощенного крестьянства живет стремление к свободе. Когда крестьянам уже не под ей силу становится переносить крепостную неволю, они убегают от помещиков. Правда, не всегда бегство приводило к свободе. Гоголь рассказывает обычную жизнь беглого: жизнь без паспорта, без работы, почти всегда арест, тюрьма.

Но дворовый Плюшкина Попов все же предпочел жизнь в тюрьмах возвращению под иго своего, барина. Абакум Фыров, спасаясь от крепостной неволи, ушел в бурлаки.

Говорит Гоголь и о случаях массового возмущения, б эпизоде убийства заседателя Дробяжкина показана борьба крепостного крестьянства против своих угнетателей.

Великий писатель-peaлист, Гоголь образно говорит о забитости народа: с Капитан-исправник, хоть и сам не езди, а пошли только на место себя один картуз свой, то один этот картуз погонит крестьян до самого места их жительства”.

В стране, где крестьянами правили жестокие и невежественные Коробочки, Ноздревы и Собакевичн, немудрено было встретить и бестолковых дядю Митяя и дядю Миняя, и дворовую девочку Пелагею, которая не знала, где правая и где левая сторона. Но Гоголь видит в то же время и могучую силу народа, придавленную, но не убитую крепостным правом. Она проявляется в талантливости Михеева. Степана Пробки, Милушкина, в трудолюбии и энергии русского человека, в его способности не пасть духом при любых обстоятельствах. “Русский человек способен ко всему в привыкает ко всякому климату.

Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел, рубить себе новую избу”,- говорят чиновники, обсуждая переселение крестьян Чичикова в Херсонскую губернию. О высоких качествах русского человека говорит Гоголь и в своих замечаниях о “бойком народе”, о “расторопном ярославском мужике”, о замечательно умении русского народа одним словом метко охарактеризовать человека.

Так, изображая феодально-крепостническую Русь, Гоголь показал не только помещичье-чиновничью Россию, но и Россию народную, с ее стойким и вольнолюбивым народом. Он выразил свою веру в живые, творческие силы трудовых, масс. Яркий образ русского народа дан писателем в его знаменитом уподоблении России “птице-тройке”, олицетворяющей сущность национального русского характера.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Губернское общество. Народ в поэме Мертвые души. Часть 4. (Гоголь Н. В.)