“Гроздья гнева” – национальный эпос написанный Джоном Стейнбеком (1902-1968)

Родился в Калифорнии, в семье мелкого служащего, с юных лет познакомился с тяжелым трудом: за жалкие гроши работал сборщиком фруктов, землекопом.

В 1929 году выходит первое произведение писателя – роман “Чаша золота”, затем романы “Небесные пастбища” (1932), Квартал Тортилья-Флэт” (1935). Основным героем произведений Стейнбека становится простой человек в его повседневной жизни, поисках, сомнениях.

Во второй половине 30-х гг. Стейнбек преодолел мистицизм и натурализм, которые занимали определенное место в его романах. В 1939 году он создает свой шедевр – “Гроздья гнева”.

В 30-х гг. в США разразился экономический кризис, принесший неисчислимые бедствия: на огромных пространствах Запада (Оклахома, Канзас, Аризона, Нью-Мексико) миллионами разорялись мелкие фермеры. Многотысячные толпы хлынули к плодородному Югу (Калифорния) в поисках работы и хлеба – на сбор хлопка и фруктов. Наплыв переселенцев понижал цену на рабочие руки, порождая голод, преступления, полицейский террор.

Стейнбек пошел пешком на Юг вместе с караванами безработных батраков и разоренных фермеров, он сделался живым свидетелем страданий людей, погибавших прямо в поле, у обочин бесконечных асфальтированных шоссе от голода, тифа, холода, в то время как в пароходных и паровозных топках сжигали горы кофе, риса, пшеницы по распоряжению министерства сельского хозяйства в соответствии с “политикой выравнивания цен”.

“Гроздья гнева” – национальный эпос. В романе на широком фоне общественно-политической жизни страны в годы кризиса Стейнбек повествует о судьбе фермерской семьи Джоудов, одной из многих тысяч, попавших между жерновов кризисной машины. Джоуды погружают свои нехитрые пожитки в старенький автомобиль и направляются на Запад. Как и другие переселенцы из центральных штатов, которых погнала в Калифорнию засуха, семья Джоудов проходит свой путь разочарования.

В сознании вчерашнего фермера все еще прочно сидит собственническое “я”, ему нет дела до судьбы соседской семьи. Но на дорогах Америки, по которым движется полмиллиона отчаявшихся людей на ветхих, изломанных грузовиках, бензин и деньги на исходе, продовольствие кончается, а работы нет, их сознание начинает меняться. В горниле бед и лишений рождается единство и солидарность.

Дорога в страну надежды, какой представлялась Калифорния, становится стержнем повествования и композиции романа, определяет его особенности как “романа дороги” с линейной композицией. Путешествие осложняется болезнями, смертью престарелых, поломкой старого грузовика. Семьи несут в себе боль, страдания и надежды обездоленных и незащищенных простых арендаторов.

Лагерь переселенцев, которым встречает их Калифорния, далек от их надежд, Джоудов ждут унизительные поиски работы, стычки с полицией.

Главой семьи Джоудов, ее душой была мать – одна из самых больших творческих удач писателя. Ма – женщина огромной воли, простонародной мудрости, чуткости, глубокой веры в людей. Ма – единственный человек из всей семьи, кто сохраняет ясность мысли и мужество перед лицом тяжких испытаний. “Мы народ, Том, – говорит она старшему сыну, – мы живые люди, нас не уничтожишь.

Мы народ – мы живем и живем… Богачи поживут, поживут и умирают, и дети у них никудышные, неживучие. А мы, Том, – нам конца краю не видно”.

Именно мать сумела понять первой великую истину: единственное спасение бедняков – в единении и взаимопомощи.

Покорно переносят тяготы бесконечного пути, голод, произвол властей и плантаторов члены семьи. Все это вызывает их негодование, но настоящего сопротивления не вызывает. Рушится патриархальный уклад семьи, дети постепенно оставляют отца и мать, семья распадается (уходит в борьбу Том, женится Эл, уходит вниз по реке неудачник Джон, брат отца).

Только старший сын Том решает посвятить свою жизнь борьбе за права народа. “И когда наш народ будет есть хлеб, который сам же посеял, будет жить в домах, которые сам выстроил, там буду и я”, – говорит он матери.

Символическое название романа выразило не только социальный протест и трагическую судьбу, но и стремление автора дать биологический срез событий, проверить натуралистические мотивировки.

В своем романе “Зима тревоги нашей” (1961) Стейнбек создает глубоко типические для современной американской действительности образы, дает глубокий всесторонний анализ губительного воздействия на человеческую личность, которое оказывает буржуазное общество.

Итен Аллен Хоули – мыслящий, честный и образованный американец, наследник поколений отважных китобоев, самых почтенных и уважаемых людей Нью-Бейтауна, вернувшись с войны, разорился, вынужден работать приказчиком в бакалейной лавке разбогатевшего итальянского эмигранта. ОН все время напряженно думает о прошлом и настоящем. Он увидел прошлое в истинном свете: его предки совершили немало подлогов, преступлений, даже убийств, в настоящем мистер Бейкер, старинный друг семьи Хоули, разорил отца Итена.

Итен приходит к печальному выводу, что повсюду лишь “ненависть, злоба и разочарование”. Итен при помощи юмора, иронии, сарказма пытается сохранить себя как личность, уберечь себя и семью от “власти джунглей”, сберечь усвоенные в юности духовные ценности и идеалы. Он сохраняет бодрость духа и чистоту совести.

Но романтическая башня из слоновой кости разлетается на тысячи осколков, хищный мир наживы, господства “мистера доллара” вовлекает Итена в водоворот событий.

Итен решает разбогатеть, утешая себя тем, что для этого придется всего лишь раз пойти на предательство, преступления, но ради собственных детей. По его доносу Марулло высылают из страны как незаконно въехавшего в 20-х гг., его лавка достается Итену, он дает “в долг” своему лучшему другу детства алкоголику Дэнни деньги, отлично понимая, что это его убьет, под завещание на родовое поместье Дэнни, единственный луг, который подходит под строительство аэродрома и сулит баснословные прибыли.

Муки больной совести становятся непереносимыми, богатство не приносит ему процветания и счастья, он утрачивает желание жить в этом удушливом мире хищников. Тяжкий груз преступлений и одиночества толкает его на самоубийство. И только дочь Эллен, в слезах бросившаяся на шею отцу, заставляет его переменить решение.

Ради дочери, ради добра, света, которые еще сохранились в молодом поколении, Итен решает жить.

Цельный пласт произведений в американской литературе со своей проблематикой, героями, художественными особенностями получил название Южноамериканская школа. Это прежде всего книги, созданные в южных штатах, о проблематике жизни в южных штатах. Вместе с тем это особый тип мироощущения и особая культура, выросшая на идеологии плантаторского Юга.

Одна стилевая тенденция этой литературы идеализирует жизнь в южных штатах до поражения в Гражданской войне: здесь – патриархальный уклад, преданные черные рабы и добрые белые хозяева. Другая показывает бесчеловечную суть рабства и трагедию капли “черной крови”. Южноамериканский роман (У.

Фолкнер, Ш. Андерсон, Э. Колдуэлл, Р. П. Уоррен) имеет свою мифологию, в центре которой комплекс “вины Юга”, своих героев и свою романтику.

На юге Америки, в Атланте, жила Маргарет Митчелл (1900-1949). Она не была профессиональной писательницей, она написала единственный роман “Унесенные ветром” (1936), остающийся бестселлером до сих пор. Он переиздается на многих языках мира, пишутся продолжения этого романа, на всех экранах мира триумфально прошел фильм с участием выдающейся актрисы Вивьен Ли. Роман привлекает читателя жесткой интригой и динамичным сюжетом (война, разорение имения, любовь Скарлетт О’Хара), характером сильной женщины, движимой инстинктом выжить любой ценой.

Все это рождено “южным мифом”, воспоминаниями о Гражданской войне, которые Митчелл слышала с детства.

Популярная, или массовая, литература, появившаяся на американской почве, имеет свою специфику. Она отличается прежде всего романтизацией экзотического континента, индейской проблематики. Среди получивших наибольшую известность писателей – Эдгар Берроуз (1875-1950), автор знаменитой серии романов о Тарзане, двух серий о полетах на Марс и путешествии в вымышленную страну. Первый роман “Тарзан среди обезьян” издан в 1914 году, последний – уже после смерти автора – в 1964.

Всего в серии около 30 книг, средних по художественному уровню, в которых повествуется о мальчике, выросшем среди зверей в джунглях. Достаточно банальные коллизии и ситуации, однако не лишенные юмора и занимательности.



“Гроздья гнева” – национальный эпос написанный Джоном Стейнбеком (1902-1968)