Гроза характеристика образа Кулигина

Кулигин – персонаж, частично выполняющий функции выразителя авторской точки зрения и потому иногда относимый к типу героя-резонера, что, однако, представляется неверным, т. к. в целом этот герой, безусловно, отдален от автора, изображен достаточно отстраненно, как человек необычный, даже несколько диковинный. В перечне действующих лиц о нем сказано: “мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле”. Фамилия героя прозрачно намекает на реальное лицо – И. П. Кулибина (1755-1818), биография которого была опубликована в журнале историка

М. П. Погодина “Москвитянин”, где сотрудничал Островский.

Как и Катерина, К. – натура поэтическая и мечтательная (так, именно он восхищается красотой заволжского пейзажа, сетует, что калиновцы к нему равнодушны). Появляется он, распевая “Среди долины ровныя…”, народную песню литературного происхождения (на слова А. Ф. Мерзлякова). Это сразу же подчеркивает отличие К. от других персонажей, связанных с фольклорной культурой, он же человек книжный, хотя и довольно архаической книжности: Борису он говорит, что пишет стихи “по-старинному…

/adman_adcode (middle) -->

Поначитался-таки Ломоносова, Державина… Мудрец был Ломоносов, испытатель природы…”. Даже и характеристика Ломоносова свидетельствует о начитанности К. именно в старых книгах: не “ученый”, а “мудрец”, “испытатель природы”. “Ты у нас антик, химик”, – говорит ему Кудряш. “Механик-самоучка”, – поправляет К. Технические идеи К. также явный анахронизм.

Солнечные часы, которые он мечтает установить на калиновском бульваре, пришли еще из античности. Громоотвод – техническое открытие XVIII в. Если пишет К. в духе классиков XVIII в., то его устные рассказы выдержаны в еще более ранних стилистических традициях и напоминают старинные нравоучительные повести и апокрифы (“и начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся-судятся здесь, да в губернию поедут, а там уж их и ждут, да от радости руками плещут” – картина судейской волокиты, живо описанная К., напоминает рассказы о мучениях грешников и радости бесов).

Все эти черты героя, безусловно, приданы автором для того, чтобы показать его глубинную связь с миром Калинова: он конечно же отличается от калиновцев, можно сказать, что он “новый” человек, но только новизна его сложилась здесь, внутри этого мира, порождающего не только своих страстных и поэтических мечтательниц, как Катерина, но и своих “рационалистов”-мечтателей, своих особенных, доморощенных ученых и гуманистов.

Главное дело жизни К. – мечта об изобретении “перпету-мо-биле” и получение за него миллиона от англичан. Миллион этот он намеревается потратить на калиновское общество – “работу надо дать мещанству-то”. Слушая этот рассказ, Борис, получивший современное образование в Коммерческой академии, замечает: “Жаль его разочаровывать-то! Какой хороший человек!

Мечтает себе – и счастлив”. Однако он едва ли прав. К. действительно человек хороший: добрый, бескорыстный, деликатный и кроткий.

Но едва ли он счастлив: его мечта постоянно вынуждает его вымаливать деньги на свои изобретения, задуманные на пользу общества, а обществу и в голову не приходит, что от них может быть какая-нибудь польза, для них К. – безобидный чудак, что-то вроде городского юродивого. А главный из возможных “меценатов” – Дикой и вовсе набрасывается на изо-бретателя с бранью, лишний раз подтверждая и общее мнение, и собственное признание Кабанихе в том, что не способен расстаться с деньгами. Кулигинская страсть к творчеству остается неутоленной; он жалеет своих земляков, видя в их пороках результат невежества и бедности, но ни в чем не может им помочь.

Так, совет, который он дает (простить Катерину, но так, чтоб никогда не поминать о ее грехе), заведомо невыполним в доме Кабановых, и едва ли К. не понимает это. Совет хорош, человечен, поскольку исходит из гуманных соображений, но никак не принимает во внимание реальных участников драмы, их характеры и убеждения.

При всем своем трудолюбии, творческом начале своей личности К. – натура созерцательная, лишенная всякого напора. Вероятно, только поэтому калиновцы с ним и мирятся, несмотря на то что он во всем от них отличается. Думается, что по той же причине оказалось возможно доверить ему авторскую оценку поступка Катерины. “Вот вам ваша Катерина.

Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед Судией, который милосерднее вас!”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Гроза характеристика образа Кулигина