Гротескные образы в литературе
Гротеск (от итальянского “пещерный”) является явлением довольно молодым. Его не знала античность. В начале XIX ст. археологи открыли неподалеку от Рима грот Нерона, расписанный такими чудными и капризными изображениями, что один из ученых сошел с ума под влиянием увиденного. Безобразные и одновременно изысканные цветы и животные переплелись в невероятных видах.
Они восхищали людей мастерством художников, которые их создали, и в то же время пугали. “Сумасшедший грот”
Гротеск всегда преувеличивает безобразные или комические черты, это не реалистическое, а обостренное, чудное изображение. Якобы мы видим определенный образ не в дневном, а в пещерном или ночном освещении, и он пугает и вместе с тем интригует нас. Гротескными образами являются образы Цахеса, Щелкунчика у Гофмана, Квазимодо, Гуинплена у Гюго.
Гротеск существует и в современном искусстве, но открыли его романтики,
Родоначальником контрастного изображения мира писатель считал Шекспира, который впервые показал, как в душе одного человека происходит борьба между “ангелом и зверем”, между двумя противоположностями.
Related posts:
- Гротеск Гротеск (от франц. Grotesque – причудливый, комичный; от итал. Grottesco – причудливый, от Grotta – пещера, грот) 1. Один из способов сатирического обобщения, при котором реальные жизненные явления и связи между ними деформируются, приобретая карикатурный фантастический характер. Происхождение термина “гротеск”, применяемого не только к литературе, но и к другим видам искусства – живописи, архитектуре, музыке […]...
- “Вечные” темы, мотивы и образы в художественной литературе “Вечные” темы, мотивы и образы в художественной литературе “Вечные” темы – это те темы, которые всегда, во все времена интересуют человечество. В них заложено общезначимое и нравственное содержание, но каждая эпоха вкладывает в их трактовку свой смысл. К “вечным” темам относятся такие, как тема смерти, тема любви и другие. Мотив – минимальный значимый компонент повествования. […]...
- Назовите вечные образы в мировой литературе (на примере изученных произведений). Охарактеризуйте один на выбор Вечные образы – литературные персонажи, которые получили многократное воплощение в искусстве разных стран, разных эпох и стали “знаками” культуры: Преметей, Дон Жуан, Гамлет, Дон Кихот, Фауст и др. Традиционно вечными образами считают мифологических, библейских, а также легендарных персонажей (Наполеон, Жанна Д’Арк), если эти образы использовались в литературных произведениях. Нередко к “вечным образам” зачисляют и тех […]...
- Шпаргалки по литературе: 29(A). ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Образы помещиков представлены в пяти главах. Одна глава посвящена одному помещику. Главы расположены по степени деградации героев. Манилов: прожектерство, мечтательность, лень, сентиментальность, практическая неприспособленность. Жилище Манилова, его семья, хозяйство, речь персонажа (примеры из текста). Коробочка: скупая, недоверчивая, упрямая, суеверная, недалекая, мелочная, ограниченная. Жилище, хозяйство, внешность, семья, речь (примеры из текста). Собакевич: грубость, неуклюжесть, приземленность, пародийно […]...
- Образы героев войны в русской литературе В таком образе жизни Невероятно тяжело остаться в здравом уме, сохранить свое мышление, не позволить темной стороне завладеть твоим сердцем. Тем не менее есть такие герои. Геройские поступки не раз описывались в произведениях. Геройство прослеживается везде, и в высших кругах, среди командующих. Ведь им тоже надо иметь мужество, чтоб принимать ответственные решения и отвечать за […]...
- Вечные образы в мировой литературе И снова приходит осень… Уже который раз… Так же неожиданно, тихонько подкравшись у тебя за спиной, навеявши прохладой, сыпнув мелким дождем, заглядывает в твои печальные глаза. Так же, как и в прошлом году, и позапрошлом, и десять лет назад… Сколько их промелькнуло у тебя перед глазами, куда они улетели, откуда приходят в твои сны? Нет […]...
- Романтическое изображение действительности в романе Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери” В 1831 году Гюго написал выдающееся произведение “Собор Парижской Богоматери”. Задачей писателя-патриота было создать величественный эпос, посвященный национальной культуре французского народа. Поэтому так много места автор предоставляет описанию памятников средневекового искусства и, прежде всего, Собора Парижской Богоматери, возле которого разгораются события романа. Сюжет романа, как и описание отдельных образов, глубоко романтические. Рассказ разворачивается динамично и […]...
- Образы двух столиц в русской литературе Россия за свою многовековую историю не раз меняла столицу. Петр Первый, едва успев заложить новый город – Петербург, – перенес столицу туда. С тех пор началось противостояние Петербурга и Москвы, претендующих на звание главного города страны. Эта борьба не могла не отразиться в произведениях писателей, чувствующих дух времени. Кроме того, оба города самобытны и не […]...
- Квазимодо как образец духовной красоты (По роману В. Гюго “Собор Парижской Богоматери”) Человечество с давних пор решает вопрос о совместимости – духовной красоты и физического совершенства. Ближе всех в рэтом вопросе подошли к решению древние греки. Но впоследствии о физическом совершенстве как-то забыли – наступало средневековье. Роман Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери” рассказывает о Париже в эпоху средневековья. Со свойственными ему энциклопедическими знаниями и уклоном к риторике […]...
- Основные черты романтизма в литературе Мировосприятие, художественные открытия и выдающиеся представители романтизма < p>Романтизм – направление в искусстве и литературе, возникшее в конце 18 века в Германии и распространившееся по Европе и Америке. < p>Признаки романтизма: < p>- Подчеркнутое внимание к человеческой личности, индивидуальности, внутреннему миру человека. < p>- Изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах, сильной, бунтарской личности, непримиримой с […]...
- Характеристика героев по произведению Гюго “СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ” &;#124; КВАЗИМОДО КВАЗИМОДО Квазимодо – олицетворение физического уродства. Это горбатый карлик, кривой, хромой и глухой. Его в детстве усыновил архидьякон Клод Фролло. Отверженный людьми, Квазимодо испытывает звериную ненависть к людям. Сначала он ненавидит и цыганку-танцовщицу Эсмеральду за то, что она очень красива. По приказу Фролло Квазимодо пытается ее похитить, но попытка оказывается неудачной и его подвергают публичному […]...
- Вечная борьба добра в романе Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери” Одним из главных образов – символов романа выступает величественный собор, который носит имя Богоматери. Он строился с XII по XV столетие, вследствие чего соединил разные архитектурные стили – романский, стиль раннего Средневековья и позднее – средневековую готику. Собор, который по христианской догматике, является моделью мира, выступает ареной земных страстей. От него неотделим и Квазимодо, который […]...
- Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века Издревле человек и история становились объектами всех сфер искусства. Не исключением в этом вопросе и стала литература, проявившая особый интерес к данной теме. Именно этот вид искусства сумел проследить восхождение человека до личности в рамках определенных исторических эпох. Устное народное творчество, стоявшее у истоков современной литературы, рисовало не просто взаимосвязь человека и истории, для народных […]...
- Сочинение по литературе на тему История Руси в прадавней литературе Немного старинных книг осталось, но когда видишь фолианты, которые пришли к нам из глубины веков, то приходит мысль о том, что некоторые из них мог держать в руках Владимир Мономах, воин и политик, охотник и художник, который однажды сказал: “Что такое человек, как подумать о нем? Как небо устроено, или как солнце, или как месяц, […]...
- Какие символические образы являются знаковыми в поэзии А. Блока? Кто назвал А. Блока “трагическим тенором эпохи”? а. А. Белый б. М. Цветаева в. А. Ахматова г. В. Маяковский К какому художественному течению относится дореволюционная поэзия А. Блока? а. Акмеизм б. Символизм в. Неореализм Какие символические образы являются знаковыми в поэзии А. Блока? а. Прекрасная Дама б. Флейта-позвоночник в. Мировая Душа г. Вечная Женственность Какие […]...
- Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы органчика и Угрюм-Бурчеева Талантливый русский сатирик XIX века М. Е. Салтыков-Щедрин посвятил свою жизнь написанию произведений, в которых обличал самовластие и крепостничество в России. Он как никто другой знал устройство “государственной машины”, исследовал психологию начальников всех рангов, русского чиновничества. Для того чтобы показать пороки общественного управления во всей полноте и глубине, писатель использовал прием гротеска, который считал самым […]...
- Что такое гипербола? Примеры и определение. Гипербола в литературе (О литературе) Гипербола (от греч. hyperbole – преувеличение). “Все большие произведения. – писал А. Горький, – все те произведения, которые являются образцами высокохудожественной литературы, покоятся именно на преувеличении, на широкой типизации явлений”. Преувеличение и типизацию Горький уверенно и безошибочно ставит рядом, на собственном писательском и читательском опыте, понимая под этим способность и умение художника увидеть самое существенное […]...
- Раздумья о вечных ценностях в романе “Собор Парижской Богоматери” Творчество французского писателя объединяет в себе разные литературные тенденции: романтизм, реализм, зачатки модернизма. Виктор Гюго был теоретиком и художником романтического направления литературы, именно он возглавлял борьбу против классицизма во Франции. В романе “Собор Парижской Богоматери” (1831) главной является мысль о прогрессивном движении человека от рабства до свободы, от власти аристократии до демократии. Центральный собор Парижа […]...
- Образы градоначальников. в “Истории одного города” Сатира – резкое высмеивание политических и социальных пороков. Сатира всегда направлена против общественных недостатков. Идейный ученик Белинского, М. Г. Салтыков-Щедрин успешно воплотил эту идею в жизнь. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился в 1826 году, а умер в 1889 году. Он состоял в кружке петрашевцев, за что в 1848 году был арестован. Все это, разумеется, нисколько не […]...
- Художественные приемы в литературе Всем хорошо известно, что искусство – это самовыражение отдельной личности, а литература, стало быть, самовыражение личности писателя. “Багаж” пишущего человека состоит из словарного запаса, речевых приемов, навыков использования этих приемов. Чем богаче палитра художника – тем большими возможностями при создании полотна он обладает. То же и с писателем: чем выразительнее его речь, чем ярче образы, […]...
- Общее понятие о родах и жанрах в литературе Предметом тщательного внимания исследователей уже свыше двух тысячелетий является проблема литературных родов и жанров. Если с первой ее частью все является более-менее понятным: большинство научных работников соглашаются с тем, что существует три литературных рода – эпос, лирика и драма, то относительно второй – имеем разные, достаточно противоречивые точки зрения. Рядом с понятием “жанр” уживается еще […]...
- РОМАН В. ГЮГО “СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ” Виктор Гюго – французский писатель – прожил длинную жизнь, на протяжении которого много и плодотворно работал и оставил огромное творческое наследство. За 70 лет своей литературной деятельности он создал немало поэм, стихов, драматических произведений, но для многих читателей Гюго, в первую очередь, автор известных романов “Человек, который смеется”, “Труженики моря”, “Девяносто третий” и т. п. […]...
- Образ Собора (По роману В. Гюго “Собор Парижской Богоматери”) Собор Парижской Богоматери, или же Нотр-Дам де Пари, является, наверное, одним из известнейших монументальных строений средневековья. В такой широкой популярности Собора, не в последнюю очередь, следует “винить” Виктора Гюго. Современники писателя вспоминают, как Гюго неоднократно говорил, показывая на Собор, что форма этого строения напоминает первую букву его фамилии (“Гюго” – в написании по-французски начинается с […]...
- План сочинения: Религиозные мотивы и образы в поэзии Заболоцкого Религиозные мотивы и образы в поэзии Заболоцкого Мысли о религии, о Боге едва ли не самые потаенные и сокровенные в поэзии Заболоцкого. Начало этим размышлениям положено уже в “Столбцах”. Религиозные мотивы выполняют в поэзии Заболоцкого несколько задач: а) библейские образы и ситуации, особенно в ранних произведениях, часто создают отдаленный фон вечности, на котором происходит поэтическое […]...
- Значение понятий “речь” и “язык” в литературе Значение понятий “речь” и “язык” в литературе В филологии мы часто слышим выражения “художественная речь” и “язык художественной литературы”. Как соотносятся между собой эти понятия? Являются ли они синонимами или у каждого из них своя определенная сфера значения? Думается, было бы логично начать разговор о языке и речи с прояснения этого момента. Сложность в том, […]...
- …Война, как трагедия народа в литературе двадцатого века Люди чести и долга в современной отечественной литературе Я вникся в положение… у меня есть пара сочинений, которые я писал с репетитором перед поступлением в институт ( для практики ) . Ну так они у меня остались в набранном виде, вот ( такие же не найти нигде ) Война, как трагедия народа в литературе двадцатого века Война Ч это смерть, страдания, боль людей. […]...
- Сочинение на тему: Женские образы в комедии Горе от ума Грибоедов Женские образы Сатирическая комедия Александра Сергеевича Грибоедова, “Горе от ума”, была написана в первой половине девятнадцатого века. В это время все поклонялись чужой моде, языку и культуре, подражали Европе, в основном Франции. В обществе отвергали учение, книги, судили человека по богатству и количеству крепостных. Московские дворянки представлены Натальей Дмитриевной Горич, Анфисой Ниловной Хлестовой, графиней Тугоуховской […]...
- Формализм в искусстве и литературе (О литературе) Формализм (формальная школа, русский формализм, формальный метод) – направление в гуманитарной науке (филология, искусствоведение, исследования кино и др.), появившееся в России в середине 1910-х гг. Научным объединением, декларировавшим установки Ф., явилось Общество по изучению поэтического языка (ОПОЯЗ), основанное в 1916 г. в Петрограде. Члены ОПОЯЗа – В. Шкловский, О. Брик, Е. Поливанов, Р. Якобсон, Л. […]...
- Образ и характеристика Квазимодо по роману Собор Парижской Богоматери (Гюго М. В.) Квазимодо (фр. Quasimodo) – один из главных персонажей романа “Собор Парижской богоматери” В. Гюго. Этот образ поразительно сильный, мощный и яркий, он одновременно и отталкивает, и притягивает к себе. Из всех героев романа, наверное, именно Квазимодо более всего соответствует эстетическому идеалу романтизма: он словно исполин-гигант возвышается над толпой заурядных, поглощенных обыденными занятиями людей. По силе […]...
- Сочинение на тему: Женские образы в романе Преступление и Наказание, Достоевский Женские образы “Преступление и наказание” – одно из лучших произведений Ф. М. Достоевского. Оно было не раз экранизировано, выходило популярной постановкой в театре. В своем социально-философском романе автор наилучшим образом передает атмосферу в Петербурге в середине XIX века. Из-за нового режима и перехода на капиталистический уровень взаимоотношений, кругом нищета и разруха. В таком обществе даже […]...
- Стиль в литературе определение понятия (О литературе) Стиль (от лат. stylus – палочка для письма) художественной литературы – способ бытования: а) общелитературного языка, б) языка художественной литературы (включая поэтический язык), осуществляющийся в конкретном произведении конкретного автора; корпусе произведений конкретного автора; корпусе произведений ряда авторов одной и той же эпохи (школы, направления и др.); корпусе произведений ряда хронологически не связанных авторов, выбирающих сходную […]...
- Сочинение доклад по литературе Народная лирика Одной из наиболее важных и богатейших частей художественной культуры народа является его устное словесное творчество. Сколько прекрасных жемчужин, богатых, интересных по смыслу, с яркой художественной формой имеет оно! И наибольшим украшением являются народные лирические песни. Вследствие того, что фольклорные произведения отображают все стороны народной жизни, разнообразнейшие проявления человеческой души, они группируются в три основных рода: […]...
- Образы природы в произведениях Тургенева План сочинения – Образы природы в произведениях Тургенева I. Вступление Тургенев – признанный мастер пейзажа в русской литературе XIX века. Он не олицетворяет природу, как, например. Лермонтов или впоследствии Есенин, но показывает сложные взаимоотношения между человеком и природой. II. Главная часть 1. Уже в ранних произведениях Тургенева – цикле “Записки охотника” – образы русской природы являются […]...
- Сочинение на свободную тему “вечные образы” в мире литературы История литературы знает немало случаев, когда произведения писателя были очень популярны за его жизнь, но миновало время, и их забывали почти навсегда. Есть и другие примеры: писателя не признавали современники, а настоящую ценность его произведений открывали следующие поколения. Но в литературе есть очень немного произведений, значение которых невозможно преувеличить, так как в них созданы образы, […]...
- Тропы в литературе: примеры и виды (О литературе) Троп (от греч. tropes – поворот, оборот речи). Каждое слово имеет свой универсальный смысл. Это так называемые прямые значения слова. В них закрепляются названия различных предметов и явлений. Без устойчивости данных значений нет и не может быть языка как средства общения. Вместе с тем природа любого национального языка открывает широкий простор для переносного, образного употребления […]...
- Образы Коробочки и Собакевича в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Образы Коробочки и Собакевича в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” План I. Образы деградирующих помещиков в поэме “Мертвые души”. II. Образ Коробочки. III. Образ Собакевича. IV. Общее в образах Собакевича и Коробочки. В поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души” основную смысловую нагрузку несут центральные образы помещиков, которые олицетворяют не только всевозможные человеческие пороки, но […]...
- Образы генералов 1 вариант Обратившись к иносказательной форме сказки, М. Е. Салтыков-Щедрин создал художественные образы, не потерявшие свою актуальность и сегодня. В персонажах произведения писатель высмеял свойственные людям пороки: незнание элементарных вещей, невежественность, корыстолюбие. Сатирически изобразил Михаил Евграфович образы генералов. Иронично характеризуя облик героев, автор обращает внимание читателя на их легкомысленность. “В скором времени, по щучьему велению, […]...
- Анализ романа Гюго “Собор Парижской Богоматери” Творчество Гюго – неистовый французский романтизм. Он охотно поднимал социальные темы, стилистика подчеркнуто-контрастная, чувствуется острое неприятие действительности. Роман “Собор…” открыто противопоставлен действительности. Действие романа происходит во время правления Людовика XI (XIV-XV). Людовик стремился к результату, пользе, он практичен. Клод Фроло – начитанный, ученый. Имел дело только с рукописными книгами. Ержа в руках печатную ощущает конец […]...
- Художественные особенности русских былин сочинение по русской литературе Древнерусские былины – уникальное явление нашей литературы. Этот жанр возник на заре создания русского государства. Он отражает все богатство народного духовного опыта. Невозможно точно датировать каждую былину. Они складывались постепенно с глубокой древности до конца средневековья. Существовало два основных центра возникновения былин: киевский и новгородский. Былины не были творением одного конкретного человека. Они складывались из […]...
- Основные темы, идеи, образы стихотворений В. В. Маяковского Большое место в многогранном поэтическом творчестве Маяковского занимает сатира. Сатира – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки. И задача этого вида искусства, по словам великого русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина, “провожать в царство теней все отживающее”. В годы, предшествующие революции, Маяковский отвергает буржуазный мир. “Долой вашу любовь”, “долой ваше искусство”, “долой вашу […]...