Гротескные образы в литературе



Гротеск (от итальянского “пещерный”) является явлением довольно молодым. Его не знала античность. В начале XIX ст. археологи открыли неподалеку от Рима грот Нерона, расписанный такими чудными и капризными изображениями, что один из ученых сошел с ума под влиянием увиденного. Безобразные и одновременно изысканные цветы и животные переплелись в невероятных видах.

Они восхищали людей мастерством художников, которые их создали, и в то же время пугали. “Сумасшедший грот” закрыт для посетителей и сейчас, но копии изображений разошлись

по Европе. Так в искусстве возникло явление гротеска, к которому часто обращалось романтическое искусство (Гофман, Гюго, По).

Гротеск всегда преувеличивает безобразные или комические черты, это не реалистическое, а обостренное, чудное изображение. Якобы мы видим определенный образ не в дневном, а в пещерном или ночном освещении, и он пугает и вместе с тем интригует нас. Гротескными образами являются образы Цахеса, Щелкунчика у Гофмана, Квазимодо, Гуинплена у Гюго.

Гротеск существует и в современном искусстве, но открыли его романтики, и заслуга Виктора Гюго здесь является неопровержимой. Гротесковые

образы противопоставляются на страницах его произведений идеальным (Квазимодо – Эсмеральда, Гуинплен – Дея, священник Мириель – инспектор Жавер). Так строится прием контраста, один из основоположных и у Гюго.

Родоначальником контрастного изображения мира писатель считал Шекспира, который впервые показал, как в душе одного человека происходит борьба между “ангелом и зверем”, между двумя противоположностями.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Гротескные образы в литературе