Готовность к школе

Принимая решение о том, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу, советуем Вам учитывать (помимо уровня интеллектуального развития) следующие факторы:

1. Здоровье ребенка. Если ребенок часто болеет, физически ослаблен, то лучше еще год подождать.

2. Личностная готовность ребенка к школе. Большую роль здесь играет желание ребенка учиться, то, как он понимает нравственные категории, насколько сформированы у него волевые усилия.

Кроме вышеперечисленного, часто выделяются такие параметры, как принятие ребенком социального статуса

школьника, сформированность навыков совместной деятельности; умение ориентироваться в структуре межличностных отношений: навыки общения с детьми и взрослыми, наличие психологической дистанции по отношению к взрослым; интерес к школе, степень его обоснованности и глубина, отношение к процессу обучения; ориентация на социальные нормы и ценности, уровень самооценки.

Огромное значение для успешного обучения в школе имеет волевое развитие ребенка, которое включает в себя умение слушать взрослого, сосредоточивать внимание на чем-либо, кроме игры, целенаправленность, регуляцию отношений “хорошо –

плохо”, “нельзя – можно – надо”, соотношение между целью деятельности и результатами деятельности.

Для выявления личностной готовности очень важно побеседовать с ребенком относительно его ожиданий, связанных с предстоящим обучением в школе, понаблюдать, как он общается с другими детьми.

Обратите внимание на то, часто ли заявляет Ваш ребенок о своем желании идти в школу; что его больше привлекает: внешние атрибуты (портфель, пенал, форма и т. п.), статус школьника или возможность больше узнать и многому научиться. Некоторые Дети, особенно те, кто ходил в детский сад, хотят в школу потому, что туда идут другие дети. Срабатывает “комплекс Филипка”. (Все дети пошли в школу – дома остался один Филипок.) Другие идут туда потому, что так надо, так хотят родители.

Важным моментом личностной готовности к школе является самооценка ребенка. К началу школьного обучения у дошкольника уже сформировано это личностное образование. Как правило, дети дошкольного возраста обладают завышенной самооценкой, они привыкли, что взрослые их хвалят, восхищаются ими.

Особенно это касается домашних детей. В школе ребенок будет поставлен в ситуацию, когда его оценивают адекватно. В связи с этим постарайтесь в своих оценочных суждениях относительно Вашего ребенка быть как можно более объективной.

Важным в личностной готовности ребенка к школе является умение ориентироваться в межличностных отношениях. Дети, которые посещали детский сад, имеют более богатый и разнообразный опыт в этом плане. Однако и они должны осознать, что учитель – это не воспитатель детского сада и отношения с ним должны строиться на другой основе.

Самым важным моментом, который должен освоить ребенок, является формирование умения слушать другого. Многие дошкольники испытывают трудности в первом классе оттого, что не могут слушать ответы других детей, вопросы учителя.

На самом деле, психофизиологическая готовность к школе – это отнюдь не умение читать и считать. Дорос ребенок или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить по многим факторам.

1. Есть ли желание учиться?

Психолог Михаил Гинзбург предложил такой способ узнать это. Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться.

Один говорит: “Я хожу в школу, потому что меня Мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу и не ходил”.

Второй: “Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился”.

Третий: “Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть”.

Четвертый: “Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, чувствую себя взрослым, а до школы был маленьким”.

Пятый: “Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь”.

Шестой: “Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки”.

Спросите своего малыша: как он считает – почему надо учиться? Если среди его соображений нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой хоть и интересной, но тяжелой работой, как учеба.

2. Может подчиняться требованиям учителя, работать по правилам и контролировать свои действия?

Есть такая игра: “Да” и “нет” не говорить, “черное” и “белое” не называть”. Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: “Ты любишь шоколад?”, “Какого цвета мороженое?”.

Он должен отвечать, не говоря слов “да” и “нет”, не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. Если отвечает почти без ошибок, значит уровень самоконтроля достаточно высок.

3. Развита ли речь? Это один из самых важных критериев готовности к школьному обучению.

Попросите малыша пересказать короткий (не больше 6-7 предложений) рассказ либо содержание небольшого комикса. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа – наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).

4. Достаточно ли хорошо развит фонематический слух?

Поиграйте в игру “Назови лишнее слово”. Вы выбираете какое-то слово, например, “гора”, и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка – услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):

Гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора.

Голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.

Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.

Если ребенок слышит и называет “лишние” слова, значит с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же ошибается, ему нужно этот слух потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.

Вторая игра – “Назови звуки”. Взрослый просит малыша назвать первый и последний звуки в словах “свет” (оба звука согласные), “корма” (первый звук – согласный, последний – гласный), “индюк” (первый звук – гласный, последний – согласный), “езда” (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, его фонематический слух пока не развит.

Чтобы узнать, умеет ли он делить слова на слоги, можно воспользоваться игрой “Раздели слово”. Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: “корова”, “кадушка”, “лепешка”, “караван”…

5. Умеет ли выполнять логические операции; устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное?

Попросите ребенка закончить предложения: “Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…”, “Прошел дождь, поэтому…”.

В игре “Четвертый лишний” предлагают ряды из 4 картинок. В каждом случае малыш должен убрать одну, на его взгляд, лишнюю. Например: стол, стул, диван, окно.

Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик.

Игра “Аналогии” поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых – пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову.

Например: “день – ночь, лето -… (зима)”; “часы – время, градусник – … (температура)”, “глаз – зрение, ухо -… (слух)”.
Если ребенок допустил не больше 1-2 ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.

6. Достаточно ли развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация? Без этих навыков ребенка не обучить письму. Обратите внимание, как малыш владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры.

Если у ребенка в 6-6,5 года есть все перечисленные навыки, он сможет справиться с требованиями школьной программы. Если навыков нет, не спешите отдавать его в школу – он к ней пока не готов. Учиться ему сейчас будет трудно, да и вам требовать от него хороших результатов – тоже.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Готовность к школе