Готовимся к сочинению эффективно
Часто в своей практике, готовя материалы для экзамена или зачета, я замечала, что многим ребятам психологически легче готовиться к небольшому количеству вопросов, объединенных в тематические блоки. Объем содержания остается тем же, но, перераспределенный, перестает пугать учеников. В нынешних условиях (непривычно доверительное со стороны Министерства отношение настораживает учителя, привыкшего ждать подвоха) пугают и простейшие арифметические подсчеты.
Тем более что приходится не только умножать 8 на 35, но и заниматься вычитанием из
Как в условиях ограниченного времени для подготовки к экзамену облегчить жизнь себе и ученикам? Как сделать эту работу наиболее эффективной? При внимательном анализе формулировок темы № 7, которая предполагает “анализ идейно-художественного своеобразия произведения малой (что важно при дефиците времени на повторение)
НЕ СТРАННЫХ, впрочем, а вполне закономерных. Сближений, дающих возможность учителю сэкономить время и силы. Мои советы относятся к области стратегии, которую можно избрать при подготовке в оставшиеся две-три недели.
Итак, можно обнаружить следующее. В комплектах № 9 и 17 седьмая тема одна и та же: “Своеобразие проблематики ранней прозы М. Горького. (На примере одного из рассказов.)”. Темы комплектов № 19 и 31 звучат следующим образом: “Сюжет, проблематика, образы одной из поэм С. Есенина” и “Анализ одной из поэм С. Есенина”.
Писать по произведениям А. И. Солженицына предлагается в комплектах № 1 и 10, и темы звучат таким образом (“Автор и его герой” и “Проблема нравственного выбора”), что ученик может выбрать один и тот же рассказ. Тем более что тема № 2 в двух комплектах сформулирована по творчеству (№ 24) А. И. Солженицына и конкретно рассказу “Матренин двор” (№ 5), а этот тип темы “дает выпускнику большую (О или У?) свободу в выборе ракурса анализа произведения”. Похожая ситуация и с темами по творчеству И. А. Бунина.
В комплекте № 6 читаем: “Проблематика и герои одного из рассказов И. А. Бунина”, в комплекте № 15: “Лиризм прозы И. А. Бунина. (На примере одного из рассказов.)”. Комплекты № 7 и 22 предлагают в качестве формулировки второй темы цитаты из “Антоновских яблок”. При подготовке к экзамену логично объединить эти 4 темы в единый блок. Еще несколько формулировок, связанных с прозой ХХ века.
Темы комплектов № 3 и 23 – по творчеству А. И. Куприна – “Художественное своеобразие одного из произведений” и “Тема любви в прозе А. И. Куприна. (На примере одного из рассказов.)” – при повторении вообще можно объединить. То же и с темами комплектов № 5 и 14 – по творчеству В. Шукшина (“Сюжет и герои одного из рассказов” и “Особенности народного характера в прозе В. Шукшина. (На примере одного из рассказов.)” В комплекте № 8 выпускникам предлагается рассуждать об “Особенностях проблематики одного из произведений В. Распутина”, а в № 33 – о “Нравственной проблематике современной прозы. (По одному из произведений по выбору учащегося.)”. Советую обратить внимание коллег на формулировку седьмой темы в комплекте № 16: “Особенности проблематики одного из произведений военной прозы”. Ее возможно объединить как с “Гуманистической темой в рассказе М. Шолохова “Судьба человека”” (№ 30), так и с темой “Человек на войне. (По одному из произведений современной литературы.)”, поскольку формулировка “военная проза” позволяет понять это и как “произведения о войне”, и как “произведения, написанные во время войны”.
До сих пор мы говорили о прозе, но в комплектах присутствуют темы, посвященные лиро-эпическому жанру – поэме. Здесь тоже возможен путь объединения тем в блоки. Например, тем комплектов № 2 и 11 – “Сюжет, герои и проблематика одной из баллад В. А. Жуковского” и “Тема судьбы в одной из баллад В. А. Жуковского”.
А повторять особенности жанра романтической поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова мы будем, имея в виду сразу три комплекта: 4, 7 и 13.
Поскольку в данной теме указываются произведения конкретных жанров, фамилии писателей, творчество которых приходится на эпоху определенного литературного направления, то необходимо уделить внимание повторению таких понятий из области теории и истории литературы, как БАЛЛАДА, ПОЭМА, РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА, РАССКАЗ, СКАЗКА; СЮЖЕТ, ТЕМАТИКА, ПРОБЛЕМАТИКА; СЕНТИМЕНТАЛИЗМ И РОМАНТИЗМ.
И – успехов на экзамене вам, дорогие коллеги, и вашим ученикам!