Город в творчестве Н. В. Гоголя
Кипящая меркантильносщ Н. В. Гоголь Николай Васильевич Гоголь – писатель, с именем которого связано зарождение в литературе жанра сатиры. Безусловно, оля существовала и до Гоголя, но в его творчестве она обрела неповторимое звучание. Соединяясь с реалистическим изображением действительности, сатира Гоголя разила пошлость и глу. пость, невежество и чванство. Причем творческая манера писателя, проявившаяся уже в повести “Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоро-вичем”, отличалась яркостью и оригинальностью.
Автор-рассказчик
Домы и домики, которые издали можно принять за копны сена,
Утром Невский – лишь транспортная артерия, соединяющая один район города с другим. По нему проходит рабочий люд, спешащий по делам. Но пролетит немного времени, и улица наводняется праздно гуляющими сначала детьми с гувернантками и гувернерами, а позже – щеголями и ветреными кокетками, пришедшими похвастаться своими шляпками, бакенбардами или жилетами, локонами, глазками или рукавами.
Это своеобразная “ярмарка тщеславия”, где ценятся не естественные человеческие чувства, красота, ум, а выставляются напоказ отдельные “Д°с’ топримечательности”. “Бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук, ба – баРДь1 бархатные, атласные, черные, как соболь или уголь… 14 которым посвящена лучшая половина жизни… Талии, ка-тгаже вам не снились никогда: тоненькие, узенькие…
А какие ^ встретите дамские рукава на Невском проспекте!.. Они не-Ъ олько похожи на два воздухоплавательных шара…” Здесь нет людей, а только их выдающиеся детали, нет вств, а их видимость, причем очень обманчивая, когда краса-ица, неземное создание, оказывается продажной девкой, а по-пленькая немочка – добропорядочной матерью семейства, хранимая мужем, умеющим постоять за честь жены. Восхищаясь, ужасаясь, описывая город – место крушения мечтаний и иллюзий, Николай Васильевич гениально заканчивает свою повесть.
Здесь уже нет и тени иронии, а летящее перо художника предостерегает молодых простаков от слишком непосредственного любования окружающим. “Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск… чтобы показать все не в настоящем виде”. Но Петербург – это не только парадные улицы и дворцы, много в нем и дворов-колодцев, подъездов с грязными и темными лестницами, крошечных квартирок, в которых обитают бедняки, не умеющие сделать собственную жизнь интереснее и содержательнее. В повести “Шинель” Гоголь показывает Петербург бедняков. “Скоро потянулись перед ним (Акакием Акакиевичем) те пустынные улицы, которые даже и днем не так веселы, а тем более вечером… фонари стали мелькать реже… сверкал только один снег по улицам да печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки…” Это уже другой Петербург.
Здесь царит бедность, запустение и как следствие этого – разбой. Гоголь не идеализирует парадную столицу. Город многолик. В нем живут не одни только преуспевающие чиновники, но и бесправные бедняки, существование которых никому не интересно, не волнует власти, заботящиеся только о собственном благополучии.
Такую традицию изображения города – бездушного созерцателя людских несчастий – продолжил в своем творчестве Федор Михайлович Достоевский, но у него нет и намека на иронию. Достоевский – писатель совершенно иного плана.