“Город полусумасшедших”. Петербург Достоевского

Цель урока – показать специфику Петербурга Достоевского, поэтому можно использовать прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам. Петербург давно перестал быть просто городом, а стал символом. Кто же является героем романа? (Бедняки, Петербург, вмещающий в себя все, враждебное бедным.

Отсюда проблема – защитить человека от этого мира.) Как же показан этот мир, символом которого является Петербург? Работа проводится в группах: 1-я группа.
Образ Петербурга в “Медном всаднике” Пушкина и в иллюстрациях к нему А. Бенуа.

Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город – источник творчества, но развенчивает “державный град” – символ власти, приносящий беды людям. А. Бенуа показывает гнетущий, мертвенный город, почти полностью закрытый фигурой Медного всадника, тоже являющегося символом, и несчастного Евгения. Петербург у Бенуа – это город, несущий смерть.

2-я группа.
Образ Петербурга в “Невском проспекте” Н. В.

Гоголя. Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. “Он лжет во всякое время, этот Невский проспект”.

Это город фантастических контрастов, вырастающий до некоего нереального символа – города-призрака. 3-я группа.
Образ Петербурга Достоевского глазами Ильи Глазунова. Работа с иллюстрациями. И.

Глазунов замыкает пространство города, его улицы не имеют выхода. Художник увидел город-тупик. 4-я группа.
Образ Петербурга в романе “Преступление и наказание”.

(Ч. 1, гл. 1, 2 – начало; ч. 2, гл. 2 – удар кнута; ч. 2, гл. 7 – смерть Мармеладова; ч.

5, гл. 5 – смерть Екатерины Ивановны; ч. 1, гл.

4 – опозоренная девочка; ч. 1, гл. 6 – мечта о счастливом городе и др.) Сопоставление фрагмента об утопленнице (ч. 2, гл. 6) и картины В.

Перова “Утопленница”. У Достоевского Петербург – это город контрастов: “униженных и оскорбленных” и “сильных мира сего”, это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности, это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик. Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе, о нем думает Раскольников. Но это мечта, а город – это ужас и безумие.

Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.



“Город полусумасшедших”. Петербург Достоевского