Горечь одиночества, мечта о любви в стихотворениях М. Ю. Лермонтова “На севере диком…” и “Утес”
Оба этих стихотворения – о природе. Но на самом деле – они о людях, об их одиночестве, о том, как нужны им любовь и участие других людей.
В стихотворении “На севере диком…” нет человека, но создается впечатление, что его присутствием наполнена каждая строчка. Лермонтов пишет: “…стоит одиноко на голой вершине сосна”. Одинокий – это не имеющий близких, семьи, друзей.
Так можно сказать только о человеке, хотя речь идет о сосне. Состояние одиночества подчеркивает то, что она стоит на голой вершине. Поэт говорит о сосне
Она видит далекую пустыню, край, “где солнца восход”, и там, в том далеком краю, сосна встречает во сне родственную душу. Это прекрасная пальма. Она, как и сосна, одна и так же грустна. И если сосна стоит на голой вершине, то пальма -“на утесе горючем”.
Сосна – на севере диком, а пальма -“в пустыне далекой”. Это значит, что места эти забыты Богом. Одну жгут морозы, осыпают снега, к другой немилосердно солнце.
Надо
Так же одинок утес в стихотворении “Утес”. Лермонтов пишет о старом утесе, как о человеке, прожившем долгую жизнь: “Одиноко он стоит, задумался глубоко…” О чем мог думать утес-великан? О том, что судьба несправедлива к нему, определив ему место на ветру, в бесплодной пустыне, где нестерпимый зной сменяется ночными холодами.
Не каждое живое существо сможет выжить в пустыне, а вот утес стал своеобразным символом жизненной стойкости. Но ради чего он всю жизнь возвышался над безжизненными просторами песков, если сейчас “тихонько плачет… в пустыне”? Влажный след в морщине старого утеса оставила “тучка золотая”. Слово “золотая” подразумевает легкость, молодость, может, даже беспечность, а утес старый, неподвижный, и то, что тучка золотая “ночевала на груди утеса-великана”, – это как бы по сравнению с вечностью мгновенная радость для каменной скалы.
Утром тучка “умчалась рано, по лазури весело играя…” Но она скрасила одиночество утеса. И на его камнях остался влажный след от золотой тучки…






Related posts:
- Выразительные средства в стихотворениях Михаила Лермонтова “Тучи”, “Утес”, “На севере диком…” На первый взгляд может показаться, что обозначенные стихотворения относятся к так называемой пейзажной лирике и описывают лишь картины природы. В этом, несомненно, есть доля правды. Но лишь ее доля. Ни в коем случае нельзя забывать, что лирика – это всегда выражение мыслей и чувств автора, и речь в любом стихотворении всегда идет о человеке, о […]...
- “На севере диком…” (“Сосна”) анализ стихотворения Лермонтова Судьбу русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова счастливой не назовешь: в три года остался без матери и был взят на воспитание бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, которая лишила его возможности общаться с отцом. Зато именно благодаря усилиям Елизаветы Алексеевны, Михаил все детство провел в казармах, так как бабушка единолично решила, что для мальчика лучшим воспитанием должно стать […]...
- Краткое содержание: Утес (Лермонтов) Утес Золотая тучка ночевала на груди утеса-великана. Но рано утром она покинула своего покровителя и умчалась прочь. И дорогой для нее были небесная лазурь, в которой она весело летела и играла. Однако влажный след от тучи остался на груди утеса-великана. Он запечатлелся в морщине старого утеса. Утес-великан остался одиноко стоять на своем месте. Он не […]...
- Читаем стихотворение М. Ю. Лермонтова “На севере диком…” Это не первый урок в 6-м классе по творчеству М. Ю. Лермонтова. Учащиеся уже познакомились с такими стихотворениями, как “Парус”, “Тучи”, “Три пальмы”, “Листок”, “Утес”. На этом уроке нужно: помочь шестиклассникам почувствовать настроение лирического героя стихотворения М. Ю. Лермонтова “На севере диком стоит одиноко…”; выяснить, с помощью каких средств в стихотворении создано настроение одиночества; показать […]...
- Лермонтов, “На севере диком…”. Сопоставьте судьбы пальмы и сосны. В чем их общность и различие? К какому виду лирики вы отнесете это стихотворение – пейзажной или философской? Обоснуйте свои выводы. Целесообразно отнести это стихотворение к философской лирике, потому что ее основная тема – одиночество, типичная лермонтовская проблема, поднятая поэтом во многих его лирических произведениях. Какую роль выполняет в этом стихотворении пейзаж? Вспомните, что мы говорили о метафорах, анализируя стихотворение “Пленный […]...
- Мотив одиночества в лирике Лермонтова М. Ю Центральный мотив, прохордящий через все творчество Лермонтова – мотив одиночества. Например, “Парус”, “Утес” (1841): Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана. Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Ho остался влажный след в морщинеСтарого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. В стихотворении “Дубовый листок оторвался от ветки […]...
- Анализ стихотворения “На севере диком стоит одиноко…” Лермонтова “На севере диком стоит одиноко…” (1841). “На севере диком…” является вольным переводом стихотворения Г. Гейне немецкого поэта – “Сосна стоит одиноко”. Главная тема произведения Гейне – разлука двух влюбленных. Основная тема стихотворения Лермонтова – трагическая разобщенность людей, трагическое одиночество и невозможность его преодолеть. Трагизм ощущения сосны и пальмы передан с помощью художественно-изобразительных средств: “Одета, как […]...
- “Утес” анализ стихотворения Лермонтова Стихотворение “Утес” относится к последним произведениям М. Ю. Лермонтова: оно было написано им в 1841 году, за несколько недель до своей гибели. Впервые оно было опубликовано в 1843 году в журнале “Отечественные записки”. Стихотворение относится к Пейзажно-философской лирике : в прекрасную пейзажную зарисовку южной природы органично заложен философский смысл. Основная тема стихотворения – одиночество человека […]...
- Сочинение: Тема одиночества в лирике Лермонтова Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт, наследник литературной традиции А. С. Пушкина. Но их поэзия во многом не схожа. Если Пушкин в основном жизнерадостен, весел, ярок, то Лермонтов печален, грустен, пессимистичен. Его лирический герои чувствует себя ненужным, брошенным, потерянным. Тема одиночества – одна из основных в лирике […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова Утес Утес – это стихотворение написанное в 1841 году. Это стихотворение написал Михаил Юрьевич Лермонтов. В этом стихотворении мы можем встретить очень много литературного приема олицетворения. Например: “Золотая тучка”, “Старый утес”. Если заглянуть внутрь стихотворения мы можем узнать, что это стихотворение написано про одинокость. Я представил, что “старый утес” – это старик, которому не хватает внимания, […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова “На севере диком стоит одиноко Михаил Лермонтов никогда не занимался литературными переводами, хотя в совершенстве владел несколькими иностранными языками. Поэт считал, что у него достаточно собственный мыслей и поэтических образов, чтобы заимствовать их у иностранцев. Тем не менее, зимой 1941 года, незадолго до трагической гибели, он записал в собственный дневник несколько версий перевода стихотворения из “Лирического цикла” Генриха Гейне, которое […]...
- Сочинение по картине И. И. Шишкина “На севере диком” Нередко художники вдохновляются на создание своих лучших работ после прочтения стихов тех или иных авторов. На создание картины “На севере диком” повлияло стихотворение М. Ю. Лермонтова “Сосна”. На картине изображена одиноко стоящая сосна, окутанная северными снегами. Художник показал ее на краю обрыва, пропасти. Я читал это стихотворение Лермонтова. Основная мысль, которая его пронизывает – это […]...
- Сочинение по картине Шишкина На севере диком В мировой литературе часто можно встретить момент, когда мастера кисточек и полотна, воодушевленные прочитанными стихами, начинают писать свой очередной шедевр. Примеров может быть множество. Картина И. Шишкина “На севере диком” не является исключением. Великого художника сподвигло на это стих Лермотова под название “Сосна”. Разглядывая полотно можно увидеть одинокую сосну, присыпанную суровыми снегами. Стоит она на […]...
- Описание по картине Шишкина “На севере диком…” в форме экскурсии по картинной галерее Здравствуйте, ребята. Мы с вами находимся в картинной галерее, в зале художников-пейзажистов. Сейчас в этом зале представлена выставка картин знаменитого русского живописца Ивана Ивановича Шишкина. Известнейшими работами этого художника являются картины “Утро в сосновом лесу” и “Рожь”. На выставке мы с вами сможем увидеть и эти картины, и многие другие. Первым полотном, с которым мы […]...
- Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок. Лирический герой Лермонтова – это гордая одинокая личность, противопоставленная […]...
- Сочинение на тему: ЧУВСТВО ТОСКИ И ОДИНОЧЕСТВА В ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА Время, когда жил великий русский поэт М. Ю. Лермонтов, было сложным и противоречивым. Это было время великих исторических событий, время значительных перемен в жизни и взглядах русского общества. Поэт принадлежал к передовым людям того времени, поэтому первым откликнулся на все проблемы и трагедии современной ему жизни. Трагизм и противоречивость эпохи наложили существенный отпечаток на творчество […]...
- Литературный анализ поэзий по лирике Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов – самобытный, яркий, талантливый поэт, сумевший оставить заметный след в русской классической литературе. Его поэзия многогранна и прекрасна, в ней Михаил Юрьевич отразил свою мятежную, пылкую, вечно стремящуюся ввысь душу. Кто может, океан угрюмый, Твои разведать тайны? Кто Толпе моей расскажет думы? Я – или Бог – или никто! О чем бы […]...
- Картины природы в лирике М. Ю. Лермонтова 1. Природные объекты в лирике Лермонтова. 2. Умиротворение и приближение к богу, которым способствует красота природы. 3. Философские раздумья лирического героя 4. Ландшафт России в стихотворении “Родина”. Люди друг к другу Зависть питают; Я же, напротив, Только завидую звездам прекрасным, Только их место занять бы желал. М. Ю. Лермонтов Картины природы занимают значительное место в […]...
- Образы природы у М. Ю. Лермонтова (На примере нескольких стихотворений) 1. Одинокие природные образы. 2. Лучезарные и радостные пейзажи. 3. Целебная сила природы. В природе ничто не пропадает, кроме самой природы. А. Крыжановский Картины природы, возникающие под пером М. Ю. Лермонтова, обладают особым свойством, которое можно назвать душой. Весь этот органический и неорганический мир становится очень близкими не только самому поэту, но и нам. Кажется, […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Море и утес” Стихотворение “Море и утес” – образец политической лирики Тютчева. Оно написано как реакция на революционные события во Франции, произошедшие в 1848 году. Их главной задачей было установление гражданских прав и свобод. Итогом стало отречение короля Луи-Филиппа I и последующее избрание руководителем страны Луи-Наполеона Бонапарта. События во Франции – часть так называемой “весны народов”, серии европейских […]...
- “Нет, я не Байрон, я другой…” (по лирике М. Ю. Лермонтова) В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сияньи голубом… Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем? М. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов – самобытный, яркий, талантливый поэт, сумевший оставить заметный след в русской классической литературе. Его поэзия многогранна и прекрасна, в ней Михаил Юрьевич отразил свою мятежную, […]...
- Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Море и утес” В лирике Тютчева мы встречаем множество романтических стихотворений, где он воспевает безудержную игру природных стихий – “грохот летних бурь”, бунт морских волн, вой ночного ветра. В стихиях этих поэту открывался хаос мирозданья. Человек у Тютчева всегда был одинок и бессилен в этом хаосе природного мира. Думается, именно об этом говорит поэт в стихотворении “Море и […]...
- План сочинения: Тема гордого одиночества в лирике Лермонтова Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова I. Вступление Лермонтов – поэт-романтик, а для романтизма в высшей степени характерен герой, осознающий свое одиночество и вместе с тем – избранничество. Сравнивая себя с гением европейского романтизма Байроном, Лермонтов писал: “Как он, гонимый миром странник,..” II. Главная часть 1. Для того чтобы уяснить тему одиночества в творчестве […]...
- Идеал ранних стихов Лермонтова Ранние стихотворения Лермонтова – своеобразный лирический дневник, откровенный разговор с самим собой, чистосердечная исповедь молодого человека. Поэт оценивает важнейшие политические события своего времени, размышляет о назначении поэта и поэзии, напряженно думает о смысле жизни, о дружбе и любви. Внимательно читая его стихи, можно проследить, как рос его талант. У Лермонтова были великие предшественники и современники. […]...
- Мотивы одиночества, тоски по свободе в лирике М. Ю. Лермонтова 1. Факторы формирования личности в семье. 2. Общественно-политические настроения и их роль. 3. Ранняя лирика М. Ю. Лермонтова 1830-х годов. 4. Посмертные стихи М. Ю. Лермонтова 1840- 1841 годов. И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. М. Ю. Лермонтов Пожалуй, невозможно найти во всей русской поэзии “Золотого века” поэта более […]...
- Кавказ в стихотворениях М. Ю. Лермонтова Еще в детстве М. Ю. Лермонтов побывал на Кавказе, затем он там служил, будучи офицером. Лермонтов прекрасно знал Кавказ и горячо его любил. В лучших его стихах и поэмах, а также в романе “Герой нашего времени” предстает перед нами суровая красота Кавказа, которая с детства покорила Михаила Юрьевича. Этому замечательному краю посвящено и написанное в […]...
- Рецензия к рассказу Есть на Волге утес (Кассиль Л. А.) Рассказ написан в 1940 году, тогда же напечатан в журнале “Пионер” и вышел отдельной книгой в серии “Книга за книгой” Детиздата в 1941 году. Особую известность этот рассказ получил у радиослушателей, так как он несколько раз передавался по радио. В роли Леонтия Архипки-па пел народный артист СССР М. Д. Михайлов. Любопытную историю, связанную с этой […]...
- МЕЧТА О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, О ЛЮБВИ (по рассказу А. П. Чехова “Дом с мезонином”) МЕЧТА О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, О ЛЮБВИ (по рассказу А. П. Чехова “Дом с мезонином”) К рассказам А. П. Чехова как нельзя лучше подходят слова В. Г. Белинского, сказанные о малой прозе. Писатель словно “дробит жизнь по мелочи и вырывает листки из великой книги этой жизни. Соедините эти листки под один переплет, и какая обширная […]...
- Мотив одиночества в лирике Лермонтова План Истоки мотива одиночества Лирический герой и общество: осознание одиночества Мотивы одиночества в любовной лирике Мотив одиночества в пейзажной лирике Говоря о лирике Лермонтова, можно выделить ряд основных мотивов, как-то мотив любви, смерти, борьбы, Родины, вольности и т. д. Однако именно мотив одиночества в лирике Лермонтова становится центральным и именно на него приходится огромная доля […]...
- Мечта автора о сильной и бескорыстной любви (по повести А. И. Куприна “Гранатовый браслет”) Тема любви – основная в творчестве Куприна. По его мнению, именно любовь дает возможность раскрыться всем самым прекрасным сторонам человеческой души. Чувство возвышает людей над серой повседневностью и становится высшим выражением их природного равенства, над которым не властны ни сословные предрассудки, ни людские законы. В такой любви Куприн видит высшее счастье и главное предназначение человека, […]...
- Мотивы одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Одинок я – нет отрады; Стены голые кругом; Тускло светит луч лампады Умирающим огнем. М. Ю. Лермонтов Открывая томик Лермонтова, погружаешься в мир авторской жизни, его мыслей, переживаний. Его произведения пронизаны безысходной грустью; почему-то не можешь представить его улыбающимся, спокойным, счастливым. Лицо автора невольно представляется мрачным, лишенным мимики, с темными глазами, в которых застыли одиночество […]...
- “Одинок я – нет отрады” (мотив одиночества в лирике Лермонтова) “Солнцем нашей поэзии” называют Пушкина. В таком случае, Лермонтова по праву можно назвать нашим месяцем, или, вернее, падающей звездой. Ибо, как и у падающей звезды, жизнь его была коротка, но она навеки озарила литературный небосвод гениальными произведениями. Отзывы о Лермонтове у современников были самые разные, весьма противоречивые. Одни утверждали, что добрее, отзывчивее человека не было, […]...
- Уникальная философская концепция одиночества в поэзии М. Ю. Лермонтова Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире, на непонятость. Лермонтов в своем творчестве создает уникальную философскую концепцию одиночества. В ранний период тема одиночества раскрывается им в традиционно романтическом ключе. Но позже в стихотворении “Стансы” появляется неожиданная нота: Я к одиночеству привык, […]...
- Лирический герой Лермонтова в стихотворениях и поэзии (Лермонтов М. Ю.) Вся лирика М. Ю. Лермонтова имеет определенную особенность – это тайный мир лирического героя закрытый от потусторонних глаз. Герой старается меняться, “двигаться”, но такая деятельность практически ничто по сравнению с постоянным развитием героев иных поэтов XIX века. Конец творчества для Лермонтова определяется появлением обычного, незамысловатого, усталого человека, который ни по каким параметрам не походит на […]...
- Трагедия одиночества М. Ю. Лермонтова Добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться – вот каким он был и каким навсегда остался в отношениях с друзьями. Он не изменял им, не забывал их. И, обращаясь к умершему декабристу – поэту Александру Одоевскому, с которым встретился на Кавказе, писал: Мир сердцу твоему, мой милый Саша! Покрытое землей чужих полей, Пусть тихо спит оно, […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова “Она была прекрасна, как мечта Первый раз юный Лермонтов Влюбился в 9-летнем возрасте, поэтому к 18 годам он не только успел познать сладость душевных мук, но и научился выражать свои чувства в стихах. Подавляющее их большинство было посвящено Екатерине Сушковой, образ которой долгие годы преследовал Лермонтова, словно наваждение. Поэт понимал, что стал жертвой ветреной красавицы, которая любит коллекционировать поклонников и […]...
- “Скрытое”; имя в стихотворениях М. Ю. Лермонтова Казалось бы, тема имени не связана с космическими, небесными понятиями, но это только на первый взгляд. Исследование творчества М. Ю. Лермонтова показывает, что его “космизм” связан с эмблематичностью его текстов, реализующейся через эмблематику имени. Как правило, это многоплановая “картинность”, отсылающая к имяславческой философской тенденции – осмыслять мир и себя в связи с именами, причастными к […]...
- Трагедия одиночества по произведениям М. Ю. Лермонтова Мотив одиночества пронизывает всю лирику Лермонтова. Особенно отчетливо звучит он в романе “Герой нашего времени”. Образ Печорина – это одиночество и лирическое, и гражданское, и вселенское. Печорин, как очень незаурядный человек, был неудовлетворен своим довольно унылым существованием на фоне, как ему казалось, не менее унылого существования всего общества. Спокойная и размеренная жизнь, заданность житейских ситуаций […]...
- “Брожу один как отчужденный” (Мотив одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова) 1. Дневник души поэта. 2. Лицемерная маска общества. 3. Замкнутый порочный круг. Нигде не чувствуешь так свое одиночество как среди людей. Т. Ребрик У современников М. Ю. Лермонтова складывался весьма противоречивый портрет писателя. Однако у нас, по мнению И. Л. Андроникова, остался один из верных источников душевного мира писателя – его сборники стихотворений. Поэтому внимательный […]...
- Что такое ЛИРИКА ЛИРИКА – литературный род, в котором основным является выражение внутреннего мира человека, то есть его чувств, мыслей, переживаний, желаний и т.п. В лирике практически отсутствует сюжет, но есть конфликт и композиция, а художественные детали служат для раскрытия внутреннего мира лирического героя. Поэтому изображенный мир в лирике обладает большой степенью условности: так, в стихотворении Лермонтова “Утес” […]...