“Горе от ума” А. С. Грибоедова: проблематика, конфликт, характер, жанровое своеобразие

Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” была написана после Отечественной ой войны 1812 года, в период подъема духовной жизни России. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному.

Идейный смысл – в противопоставлении двух общ-ных сил, жизненных укладов, мировоззрений: старого, крепостнического, и нового. Конфликт комедии – конфликт между Чацким

и фамусовским обществом, между “веком нынешним и веком минувшим”.

Фамусов – чиновник, но к своей службе относится лишь как к источнику дохода. Его не интересуют смысл и результаты труда – только чины. Идеалом этого человека является Максим Петрович, который “пред всеми знал почет”, “на золоте едал”, “езжал-то вечно цугом”. Фамусов, как и все общество, восхищается его умением “сгибаться в перегиб”, “когда же надо подслужиться”, так как именно эта способность помогает в Москве “дойти до степеней известных”.

Фамусов и его общество (Хлестовы, Тугоуховские, Молчалины,

Скалозубы) представляют собой “век минувший”.

Чацкий, напротив, представитель “века нынешнего”. Это выразитель передовых идей своего времени. В его монологах прослеж-ся политическая программа: он разоблачает крепостничество и его порождения: бесчел-сть, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он дает беспощадн. хар-ку фамусовскому обществу, клеймит “прошедшего житья подлейшие черты”.

Монолог Чацкого “А судьи кто?..” рожден его протестом против “Отечества отцов”, так как не видит в них образца, которому следует подражать. Он осуждает их за консерватизм:

Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма…

За страсть к богатству и роскоши, добываемым “грабительством”, ограждая себя от ответственности круговой порукой и подкупом:

Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы?

Крепостников-помещиков он называет “знатными негодяями” за бесчеловечное отношение к крепостным. Один из них, “тот Нестор негодяев знатных” променял своих верных слуг, которые “и жизнь и честь его не раз спасали”, на три борзые собаки; другой негодяй “на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей”, которые затем были все “распроданы поодиночке”. В фамусовском обществе внешняя форма как показатель карьерных успехов важнее просвещения, бескорыстного служения делу, наукам и искусствам:

Мундир! один мундир! он в прежнем их быту Когда-то укрывал, расшитый и красивый, Их слабодушие, рассудка нищету…

В комедии Фамусов и Чацкий противопоставлены друг другу: с одной стороны, серые, ограниченные, заурядные, Фамусов и люди его круга, а с другой – талантливый, образованный, интеллектуальный Чацкий. Дерзкий ум Чацкого сразу настораживает привыкшее к спокойствию московское общество. Диалоги Фамусова и Чацкого – это борьба, и она начинается с первых же минут встречи Фамусова и Чацкого. Чацкий резко осуждает принятую в Москве систему воспитания дворянской молодежи:

В России под великим штрафом, Нам каждого признать велят Историком и географом. А Фамусов высказывает мысль:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина…

Отношение Фамусова и Чацкого к службе тоже противоположно. Чацкий основной целью видит служение делу. Он не приемлет “прислуживание старшим”, угождение начальству:

Служить бы рад, прислуживаться тошно. Для Фамусова же служба – дело легкое:

А у меня что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.

Противоречиями во взглядах м/у “веком нынешним” и “веком минувшим” пронизана вся комедия. И чем больше общ-ся Ч. с Ф. и его окружением, тем большая разделяет их пропасть. Ч. резко отзывается об этом обществе, которое, в свою очередь, называет его “вольтерьянцем”, “якобинцем”, “карбонарием”.

Чацкий вынужден отречься даже от любви к Софье, понимая, что она его не любит и не видит в нем идеала, оставаясь представительницей “века минувшего”. Каждое новое лицо в комедии пополняет фамусовское общество, а значит – становится в оппозицию Чацкому. Он пугает их своими рассуждениями и идеалами. Именно страх заставляет общество признать его сумасшедшим.

И это было лучшим средством борьбы с вольномыслием. Но перед тем как навсегда уйти, Чацкий в гневе говорит фамусовскому обществу:

Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет…

Кто же Ч. – победитель или побежденный? И. А. Гончаров в статье “Мильон терзаний” говорит:

“Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи…” Драма Чацкого в том, что он видит трагизм в судьбе общества, но повлиять ни на что не может.

А. С. Грибоедов поднял в своей комедии важные вопросы эпохи: вопрос о крепостном праве, о борьбе с крепостнической реакцией, о деятельности тайных политических обществ, о просвещении, о русской национальной культуре, о роли разума и прогрессивных идей в общественной жизни, о долге и достоинстве человека.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Горе от ума” А. С. Грибоедова: проблематика, конфликт, характер, жанровое своеобразие