Гоголь художник широкого охвата жизненных явлений
С 1835 по 1842 г. он создает цикл петербургских повестей в которых показаны трагические контрасты города, захваченного духом наживы, меркантильности (“Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Записки сумасшедшего”). В этих условиях гибнут таланты, не сумевшие перенести столкновения с действительностью (Пискарев), рушатся мечты о скромной, но чистой любви (Поприщин), опозоренной оказывается сама человеческая красота (образ незнакомки в “Невском проспекте”). Торжествуют пошлость (поручик Пирогов), предпринимательство, протекционизм,
Итогом горестных наблюдений Гоголя над жизнью делового Петербурга стала повесть “Шинель” (1842). С исключительной проникновенностью и сочувствием изобразил Гоголь переживания титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина. Украденная у него новая шинель символизировала, в сущности, украденное счастье “маленького человека”.
Сатира и гуманизм подняты в повести на огромную высоту, обозначив новый рубеж в развитии критического реализма не только русской, но и мировой литературы. Недаром Достоевскому приписывают слова: “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”,
Значительных успехов добился Гоголь в драматургии, которой придавал большое значение благодаря ее широкому воспитательному воздействию как искусства театра. Театр, по мнению писателя, “это такая кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок” (8, 186). Была еще одна причина, определившая желание писателя попробовать свои силы в драматургии.
Гоголь – художник широкого охвата жизненных явлений. В обыкновенном с виду он сумел раскрыть закономерности жизни всей русской нации, всего общества. Драматургические произведения, в частности комедии, давали в этом отношении писателю большой простор. Характер в драме или комедии может выступать как отражение наиболее типических человеческих свойств, равно обнаруживающих себя и в столице, и в отдаленных уголках России.
А Гоголю очень хотелось показать “всю Русь”, “собрать в одну кучу все дурное в России и… разом посмеяться над всем” (8, 440). Именно с таким намерением он приступил к созданию комедии “Ревизор”. Написанная в 1835 г., она явилась вызовом не только бюрократической системе правления, но и пустым, бессодержательным комедиям 30-х годов.
Первые опыты Гоголя в жанре комедии (“Владимир 3-й степени”, “Утро делового человека”, “Женихи”) относятся к 1833-1834 гг. На чем была основана решимость Гоголя “духом” написать комедию? Обращаясь к Пушкину, Гоголь внутренне был готов к большой, принципиально новаторской работе.
У него уже сформировался свой взгляд на комедию, который он впоследствии выскажет в публицистических работах и письмах. Коротко гоголевские суждения о сущности комедийного искусства сводятся к следующему. Назначение комедии писатель видел не в том, чтобы развлекать людей, а в том, чтобы исправлять их нравы, воспитывать. Идейно бессодержательные, пустые комедии и водевили он отрицал, в особенности восставал против формальных приемов комического, рассчитанных на внешний эффект.
Гоголь выступал за серьезные нравственно-обличительные цели комедии: надо смеяться не над “кривым носом”, а над “кривою душой”. Он призывал не придумывать бутафорные, не имеющие отношения к реальной действительности ситуации, а брать конфликты из жизни. “Дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков! на сцену их, на смех всем!” – писал он, обращаясь к комедийным авторам. В связи е изменением объекта и цели сатиры (“живой урок”) Гоголь ставит вопрос об изменении внутренней структуры комедийного действия.
Комедия должна строиться не на узколюбовной, а на общественно значимой интриге. “Теперь сильней завязывает драму (т. е. конфликт.) стремление достать выгодное место, блеснуть и затмить во что бы то ни стало другого… Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь?”
Сюжет комедии, с первого взгляда, действительно напоминает анекдот. Петербургского молодого чиновника приняли в одном провинциальном городе за ревизора, и он, весело проведя время, обобрав чиновников, безнаказанно уезжает. Эта нелепая с точки зрения здравого смысла ситуация была весьма характерна для бюрократического режима николаевской России. В условиях, когда служили лицам, а не делу, когда почти каждый, находясь на службе, норовил обмануть другого,- все возможно, в том числе и то, что происходит в “Ревизоре”.
Следовательно, анекдотичен случай, описанный Гоголем, но действительность, порождающая подобные явления, реальна и не ограничена пределами одного провинциального городка. В ней угадывается вся сословно-бюрократическая Россия. В этом состояла “соль” комедии, политическая острота обобщений.
Естественно, такая пьеса не могла вызвать восторг у защитников самодержавия.