Гоцци Карло
Дата рождения – 13 декабря – 1720 Дата смерти – 04 апреля – 1806 Carlo Gozzi Итальянский драматург 13 декабря 1720 – Карло Гоцци родился в Венеции в обедневшей дворянской семье. Получает домашнее образование, с юных лет увлекается литературой. 1740 – в 20 лет поступает на военную службу в Далмации, потом плавает на военном корабле, обучается в кавалерийской школе.
1744 – возвращается в Венецию. 1747 – вместе с братом, известным писателем Гаспаре Гоцци, участвует в деятельности шуточной Академии Гранеллески (Академии “зерносбирателей”
Гольдони, суть которой состояла в отказе от традиционной комедии дель арте с ее персонажами-масками и предпочтении реализма. Гоцци же с самого начала творческой
1761 – поставлена пьеса “Любовь к трем апельсинам” (L’amore delle tre melarance), написанная в привычной форме сценария комедии масок и явившаяся плодом эстетических воззрений Гоцци и развернувшейся полемики между ним и Гольдони. Пьеса имеет оглушительный успех. Ею Гоцци начинает ряд сказочных пьес, названных им “фьябами” и созданных в противопоставление драматургии Гольдони.
В основу их сюжетов Гоцци кладет детские сказки, фольклорные мотивы и использует принципы комедии дель арте (персонажи-маски – Панталоне, Труффальдино и др; диалектическая импровизация и т. д. Их Гоцци создает уже как литературные, писаные комедии, затем записывает и “Любовь к трем апельсинам”, придав пьесе подзаголовок “Разбор по воспоминанию”. Впоследствии “Любовь к трем апельсинам” легла в основу оперы С.
Прокофьева (1921). В этом же 1761 году Гоцци пишет сказку-фьябу “Ворон” (Il Corvo) и поэму-сатиру на венецианское общество “Причудница Марфиза” (La Marfisa bizarra), в которой ведет борьбу с рационалистической приземленностью Просвещения и продолжает нападки на Гольдони и П. Кьяри. 1762 – “китайская драматическая трагикомическая сказка” “Турандот” (TurandotШиллеровская обработка “Турандот” позднее легла в основу оперы Дж.
Пуччини.
В этом же году написаны фьябы “Женщина-змея” (La donna serpente) и “Король-олень” (Il re cervo). 1763 – фьяба “Зобеида”. 1764 – фьябы “Счастливые нищие” и “Синее чудовище”.
1765 – фьябы “Дзеим, царь джинов, или Верная раба” и “Зеленая птичка” (L’augellin belverde). Все свои 10 фьяб Гоцци пишет специально для труппы Антонио Сакки, известного актера-импровизатора. В них соединяются изящество, богатая фантазия, поэтичность, комический и пародийный элемент и торжествуют высокие чувства, восхваляются энергия и отвага человека в борьбе за благородные цели. Для них характерны резко контрастные сочетания – светлого и темного, доброго и злого, высокой патетики героических персонажей, изъясняющихся архаическими стихами, и площадной буффонады, носителями которой являются Труффальдино, Панталоне, Бригелла, Тарталья, говорящие на венецианском диалекте.
После того, как жанр фьябы исчерпал себя и перестал пользоваться успехом у венецианцев, Гоцци пишет комедии в духе испанской “комедии плаща и шпаги”. 1767 – пьеса “Мстительная женщина”. 1771 – комедия “Женщина, истинно любящая”.
1772 – комедия “Принцесса-философ”. В этом же году выходит первое собрание сочинений Карло Гоцци. В предпосланном ему эссе “Чистосердечное рассуждение и подлинная история происхождения моих десяти сказок для театра” автор излагает собственное эстетическое кредо и в очередной раз выступает против драматургии Гольдони, пьесы которого, по мнению Гоцци, грешат плебейским недостатком вкуса и излишней реалистичностью. 1776 – комедия “Любовное зелье”.
1780-1797 – работает над мемуарами, дав им название “Бесполезные воспоминания” (Memorie inutiliВ них воссоздана яркая картина венецианской жизни и схваток, участником которых был Гоцци. 1782 – Антонио Сакки распускает свою труппу, и Гоцци прекращает всякую работу для театра. 4 апреля 1806 – Гоцци умер.