Глинка Ф. Н. биография

Глинка, Федор Николаевич – поэт, публицист и археолог, брат Сергея Глинки (1786 – 1880), воспитывался в I кадетском корпусе, откуда в 1803 г. был выпущен в Апшеронский полк. Тут началась его боевая служба; он участвовал в походах 1805 – 06 годов против французов и описал эту войну в “Письмах русского офицера о Польше, австрийских владениях и Венгрии” (1808). В 1806 г. Глинка вышел в отставку и уехал в свою смоленскую деревню, где прожил до 1812 г., время от времени разъезжая по России; с этими поездками связана его книга “Письма к другу”, в которой

он изложил свои мысли и наблюдения, и повесть “Зиновий-Богдан Хмельницкий, или Освобожденная Малороссия”.

В 1812 г. Глинка поступил опять в Апшеронский полк и определился в адъютанты к М. А. Милорадовичу ; состоя при нем, Глинка участвовал во всех главнейших сражениях. В 1815 – 16 годы Глинка издал восемь частей “Писем русского офицера”, в которые вошли описания войн 1812 – 15 годов, а также прежние “Письма к другу” и описание похода 1805 – 1806 годов. “Письма русского офицера” создали Глинке большую известность. По окончании войны Глинка был некоторое время издателем “Военного Журнала”.

В 1819 г., в чине полковника, Глинка был определен по особым поручениям при своем прежнем начальнике Милорадовиче, петербургском генерал-губернаторе, и заведовал его канцелярией; здесь он “с ведения и по повелению государя императора употребляем был для производства исследований по предметам, заключающим в себе важность и тайну”.

Одним из таких дел было в 1820 г. дело молодого Пушкина, вскоре высланного из Петербурга; по отношению к нему Глинка проявил много доброты и участия; ссыльного Пушкина Глинка напутствовал сочувственными стихами, на которые благодарный Пушкин ответил ему посланием, где назвал Глинку “Аристидом” и “великодушным гражданином”, голос которого был отрадой опальному поэту. Глинка несколько лет председательствовал в петербургском вольном обществе любителей российской словесности; в 1824 г. написал романс “Тройка”, который до сих пор поется. Не менее популярно его переложение 136-го псалма “Плачь пленных иудеев”, с вошедшими в поговорку стихами: “рабы, влачащие оковы, высоких песен не поют”. Политическая гроза, разразившаяся в конце 1825 г., задела и Глинку.

В тайном обществе он не принимал участия, но об обществе знал и встречался со многими участниками его. Глинка был заключен в крепость. В 1826 г. Глинка был переведен в гражданскую службу и послан на службу в Петрозаводск, где до 1830 г. был советником губернского правления; следом его пребывания здесь была поэма “Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой”.

Затем Глинка в той же должности служил в тверском и орловском губернских правлениях; в 1835 г. вышел в отставку. В Тверской губернии он заинтересовался древностями тверской Карелии, о которых написал книгу (изд. в 1836 г.); Глинка первый обратил внимание на каменные древности северной России, первый указал на важные следы древнего исчезнувшего быта, сохранившиеся в каменных постройках и сооружениях. В Твери Глинка женился на А. П. Голенищевой-Кутузовой и жил по выходе в отставку сначала в Москве, с 1853 г. в Петербурге и с 1862 г. в Твери, где умер в глубокой старости.

Другие труды Глинки: “Подвиги графа Милорадовича в Отечественную войну”, “Краткое обозрение военной жизни и подвигов графа Милорадовича”, “Рассуждение о необходимости деятельной жизни, ученых упражнений и чтения книг”, “Подарок русскому солдату”, народная повесть “Лука да Марья”, “Добродетель и порок, поучительная аллегория”, “Воспоминание о пиитической жизни А. С. Пушкина”, “Несколько мыслей о пользе политических наук”. В поэзии Глинка интересовался преимущественно патриотическими (“Ура!”, 1854) и религиозными сюжетами, которые разрабатывал в строго православном духе. Уже в 1826 г. он издал свои “Опыты священной поэзии”; в 1859 г. появился “Иов, свободное подражание священной книги Иова”.

В 1861 г. Глинка напечатал в Берлине обширную поэму “Таинственная капля” (переиздана в Москве, 1871); “Духовные стихотворения” (М., 1869). – Ср. А. П. Милюков в “Историческом Вестнике” (1880, № 7); А. К. Жизневский “Ф. Н. Глинка” (Тверь, 1890; “Минувшие Годы”, 1908, № 10, стр. 93 – 95); статьи Н. Путяты и А. Котляровского в “Беседах в Обществе любителей российской словесности при Московском университете” (вып.

1, М., 1867); С. А. Венгеров “Источники словаря русских писателей” (т. I); “Словарь членов Общества любителей российской словесности при Московском университете”.

Федор Николаевич Глинка принадлежит к старшему поколению поэтов-декабристов. Завершив обучение в 1-м кадетском корпусе, он принимал участие в войнах с Наполеоном, сражался под Аустерлицем, участвовал в Бородинской битве 1812 года, в заграничных походах русской армии; окончил войну в чине полковника и был награжден золотым оружием за храбрость. Глинка боролся за освобождение родины и как воин, и как поэт.

Им были написаны “Военная песнь”, “Солдатская песнь”, “Песнь сторожевого воина пред Бородинскою битвою”, стихи о партизанах Давыдове, Сеславине, Фигнере. Впитавшие в себя традиции солдатского фольклора, эти безыскусные, искренне-взволнованные произведения сложились в своеобразную поэтическую летопись героической эпохи русской истории. Они воспевают решимость погибнуть, но не склонить голову перед захватчиком и тираном. В известном смысле эти стихи стали источником позднейшей гражданской лирики Глинки – участника тайных обществ, поэта-декабриста.

В том же ряду стоят и “Письма русского офицера”, благодаря которым Глинка стал знаменитым писателем.
Истинные сыны отечества, отстоявшие его свободу в грозные годы войн с Наполеоном, не могли равнодушно относиться к крепостной неволе, ужасам аракчеевских порядков в армии, подавлению всякой свободной мысли. В 1816 году Глинка вступил в одну из первых декабристских организаций – “Союз спасения”, программа которого предусматривала введение конституционной монархии и уничтожение крепостного права мирным путем, исключающим насильственное свержение правящей династии. Чувства, которыми был охвачен в те годы поэт, выразились в его “Опытах двух трагических явлений” и “Отрывках из Фарсалии”.

При этом свободолюбивый пафос нередко перекрывал умеренную программу. Так, истинное намерение одного из этих стихотворений было недвусмысленно раскрыто самим автором: “Один из верных сынов покоренного тираном отечества увещевал сограждан своих в тиши ночи к поднятию оружия против насильственной власти”.
Глинка был одним из вождей “Союза благоденствия”. Вольное общество любителей российской словесности, которое он возглавлял с 1819 по 1825 год, стало под его руководством важнейшим центром декабристской литературы. Когда в 1820 году Пушкин был выслан из Петербурга, одним из первых, кто выразил солидарность с опальным поэтом, был Глинка.

Произведения, созданные им в первой половине 1820-х годов, были объединены в сборнике “Опыты священной поэзии” (1826). Многие из них строились на аллегории, их подлинный смысл выражался иносказательно. Излюбленным жанром Глинки был, пользуясь пушкинским выражением, “элегический псалом” – стихотворение, в котором библейские образы и темы переосмысливались и насыщались революционным содержанием, призывали к божьему суду над земными властителями.

В декабристском ключе трактует Глинка тему поэта-избранника, призванного нести людям священные идеалы вольнолюбия и гражданственности.
После восстания на Сенатской площади Глинка был арестован и посажен в Петропавловскую крепость, а позднее выслан в Петрозаводск под надзор полиции. Здесь он создает одно из самых значительных своих произведений – поэму “Карелия”, высоко оцененную Пушкиным. Необычайной популярностью пользовалось у современников стихотворение “Песнь узника”. Она распространялась в списках, печаталась в заграничных изданиях.

Успех объяснялся не только поэтическим мастерством Глинки, естественностью и верностью найденного им тона, но и тем, что чувства, которые изливал герой песни, напоминали о судьбе томившихся в неволе декабристов. С раздумьями о недавних исторических потрясениях связан у Глинки и образ челна, попавшего в бурю, гибели пловцов и др.
С годами Глинка все реже выступал в печати, его творчество ограничивалось дружескими посланиями и религиозно-нравственными монологами. Но есть среди них и вещи, достойные нашей памяти и внимания. Так, стихотворение “Москва” было задумано как манифест славянофильства.

Однако, независимо от субъективных устремлений автора, в нем так непосредственно и ярко проявился патриотизм поэта, его гордость древней русской столицей, что “Москва” заслуженно причисляется к самым высоким творческим достижениям Глинки.
Когда в 1856 году оставшиеся в живых декабристы получили возможность вернуться из ссылки, Глинка отозвался на это событие “Стихами о бывшем Семеновском полку”, в которых прозвучали верность былым идеалам и гордость своим декабристским прошлым.
Глинка умер в 1880 году глубоким стариком. С благоговением хоронила Россия человека, жизнь которого была неразрывно связана с двумя важнейшими событиями XIX столетия – победой над Наполеоном и первым революционным выступлением против царизма.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Глинка Ф. Н. биография