Главы из курса лекций РГГУ. Английская литература XIX века. Английский романтизм

Главы из курса лекций РГГУ. Английская литература XIX века. Английский романтизм.

“О разграничении романтизмов” – именно так, романтизмов во множественном числе. В данной лекции романтизм будет пониматься не только как формальное литературное течение, но и как определенная философия, и именно через эту философию мы и попытаемся определить романтизм.

Романтизм &;”Фауст” Гете, произведение, выходящее за рамки любого литературного направления, но тем не менее мощно повлиявшее на европейский романтизм, задает поиск как высшую духовную ценность. (Отметим, кстати, что ориентация Гете на книгу Иова становится абсолютно ясной из “Пролога на небесах”, повторяющего начало Книги Иова. ) В отличие от Фауста Марло, который требует от Мефистофеля 24 лет беспрекословного подчинения, Фауст Гете объясняет Мефистофелю, что поиск, стремление есть суть жизни человека и ставит черту следующее условие: “Времени больше не будет”. Остановившееся мгновение “Философское исследование о сущности человеческой свободы”, где, повторяя Мильтона, положил проявление человеческой свободы воли в основу мироздания в том виде, в каком оно известно нам.

Личность, т. е. человек, отделенная от единства сил и от самого Бога, имеет перед собой одну цель: вернуть себе то, что было утрачено. Однако ревностно охраняя свою индивидуальность и уникальность, личность стремится не вернуться в состояние единства сил, но поднять себя, в своем отъединенном состоянии, до богоподобного уровня центра мироздания. Личность стремится к обожению: “Своеволие может стремиться к тому, чтобы в качестве частной воли [Partikularwille] быть тем, что оно есть лишь в тождестве с универсальной волей. “…” И менно названное возвышение своеволия и есть зло”.

Шеллинг считает зло порождением воли человека и человеческого стремления к обожению, так как личность хочет сама по себе стать тем, чем она может быть только в Боге. “Общая возможность зла состоит “…” в том, что человек вместо того, чтобы сделать свою самость базисом, органом, способен стремится возвысить ее до господствующей всемогущей воли”. Нижеследующий отрывок из Шеллинга кратко формулирует дилемму, составляющую центральную проблему человеческих стремлений: Начало греха состоит в том, что человек переходит из подлинного бытия к небытию, от истины к лжи, из света в тьму, чтобы самому стать творящей основой и посредством содержащейся в нем мощи центра господствовать над всеми вещами. Ибо даже у того, кто удалился из центра, все еще остается чувство, что он был всеми вещами, был в Боге и с Богом; поэтому он вновь стремится к этому, но для себя, а не там, где он мог быть таковым, а именно, в Боге.

Отсюда возникает голод себялюбия, которое в той мере, в какой оно отрекается от целого и от единства, становится все более скудным и жалким, но именно поэтому все более алчным, голодным, ядовитым…

” Этот отрывок прекрасно подытоживает исходную точку, процесс и окончание романтического поиска. Если романтический поиск не заканчивается примирением с мирозданием, он превращается в саморазрушение. Романтический конфликт построен на стремлении свободной человеческой воли превратиться в абсолют, в божество, во всемирную, универсальную волю, диктующую порядок мироздания.

Этот ключевой романтический конфликт зародился задолго до официального оформления романтизма как литературного течения, в романтизме обрел свою самую эффектную и влиятельную форму и пережил романтизм как узко понимаемое литературное направление. Романтический конфликт человека со всем миром и богоборческие претензии человека повлияют на все развитие литературы в XIX и XX веках.



Главы из курса лекций РГГУ. Английская литература XIX века. Английский романтизм