Главный протест против угнетения человека человеком



Урок с элементами театрализации

Публикуем одну из первых работ, пришедших на наш конкурс “Как я преподаю трудную тему”. Отрадно, что она посвящена Радищеву, разработок по которому в последнее время почти не появляется. Таким образом мы продолжаем разговор, начатый об этом “непрочитанном” писателе в № 16.

Книга А. Н. Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” сложна для ребят. Поэтому я стараюсь внести в урок (обычно сдвоенный) элемент театральной игры.

Кабинет готовлю к уроку следующим образом. Слева на съемном

стенде помещен портрет Радищева, иллюстрации к книге “Путешествие из Петербурга в Москву”. Перед стендом стол со свечами, над которым возвышаются весы: на одной их чаше – папка с надписью “Закон милосердия”, на другой – “Закон справедливости”.

На доске записана тема урока, несколько строк из оды “Вольность”, высказывания о писателе: “Сознательный и непреклонный враг тирании и эксплуатации” (В. И. Ленин), “Бунтовщик хуже Пугачева” (Екатерина ІІ).

Справа от доски, вверху, на бечевке, как бы отделяющей от класса “сцену”, вывешена карта “Российская империя во второй

половине XVIII века” с обозначениями маршрутов путешествия Екатерины ІІ в Новороссию и Крым (1787) и “Путешествия из Петербурга в Москву”.

Оставшееся пространство справа и под “портретом” закрывается присборенной портьерой. Парты расставлены в два ряда, образуя единственный проход посередине. Он станет местом сценических действий.

На краю парт стоят столбики – указатели населенных пунктов, которые называет Радищев в своей книге.

В начале урока звучит музыка (Концерт № 4 фа минор А. Вивальди). За стол садится “сын” Радищева Павел Александрович. Он берет перо, начинает “писать” биографию отца (заранее четырем-пяти учащимся дается задание написать биографию Радищева от имени его сына, теперь читается лучший вариант).

После этого учитель рассказывает историю создания “Путешествия…” и предлагает ребятам отправиться в путь вслед за автором. Теперь участники представления разыгрывают заранее подготовленные инсценировки глав “А. М. К.”, “Выезд”, “София”, “Любани”, “Чудово”, “Спасская Полесть”, “Зайцово”, “Хотилов”, “Медное”, “Тверь”, “Городня”, “Пешки” (не обязательно все – в зависимости от количества времени).

Затем “собираем” из этих “кусочков” сюжет, прослеживаем его развитие. Учащимся предлагается записать ключевые слова, определяющие идею каждой главы. В результате этой работы на доске и в тетрадях появляется такая последовательность.

“София” – хамство, обман, чинопочитание.

“Любани” – трудолюбивый крестьянин, не верящий в закон.

“Чудово” – бездушие чиновников.

“Спасская Полесть” – казнокрадство, использование служебного положения.

“Сон” – кто виноват? Царь знает, но не хочет видеть, ибо сам в крови.

“Зайцово” – крестьяне убили помещика, и убийство это выглядит как оправданное.

“Хотилов” – крестьян нужно освободить.

“Медное” – крестьяне продаются подобно вещи.

“Тверь” – ода “Вольность”. Самодержавие нужно свергнуть вооруженной борьбой народа.

“Городня” – рекрутские наборы, хотя иные крестьяне способнее помещиков.

“Пешки” – положение крестьян ужасно, долго так продолжаться не может.

После анализа глав учитель просит определить тему и идею произведения, сопоставить их с эпиграфом к книге. Для этого нужно определить отношение автора к крепостному праву, к самодержавию, пути достижения цели и представление о будущем обществе. При затруднении в последнем пункте можно предложить посмотреть оглавление книги и определить, в какой главе, судя по названию, может скрываться ответ на вопрос.

Учащиеся обнаруживают логическую линию: Новгород – феодальная республика – республика как форма правления.

Затем внимание учащихся обращается к высказываниям Ленина и Екатерины ІІ. С каким из них они согласились бы сами? Почему Екатерина ІІ назвала Радищева “бунтовщиком хуже Пугачева”?

В качестве Домашнего задания предлагаем заочное “Путешествие из Петербурга в Москву в 2006 году”.

1. Определить маршрут (с какой целью едете, на каком транспорте).

2. Отметить, какие объекты встречаются на пути (обратить внимание на архитектуру, на значимость зданий, сравнить новые и старые здания).

3. Подумать, с какими людьми можно столкнуться во время пути, чем они заняты, как выглядят, какие чувства вызывают.

4. Какие жизненные ситуации могут встретиться нынешнему путешественнику? Что они расскажут о современности?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Главный протест против угнетения человека человеком