Главный герой в “Василии Теркине”
Произведение получило имя главного персонажа, и понятно, что как раз в нем очевиднее всего сказывается та свобода, которой дышит каждая строка. Еще в 1942 году Твардовский считал необходимым специально отметить это: “В сцене в палате размышления выздоравливающего Теркина о награде отличают его от тех героев, которые существуют в нашей печати, именно тем, что он совершенно свободно высказывается обо всем – ему незачем поступать иначе”. Принято говорить, что поэт изображает своего героя, как правило, в массе. Но сколько в книге глав, где
И это – не считая эпизодических сцен и тех развернутых ситуаций, где герой берет инициативу в свои руки. В таких обстоятельствах и обнаруживается непоказная уверенность бойца в себе.
Присутствия духа и свойственного ему юмора Теркин не теряет не только в смертельно опасных ситуациях, но и в психологически не менее, а, может быть и более напряженных сценах общения с вышестоящими чинами. “С улыбкой неробкой” и словами, которые ей под стать, обращается он после переправы к полковнику и так же спокойно
Образом Теркина Твардовский снимает неизбежное вроде бы в армии противоречие между независимостью и подчиненностью – это хорошо почувствовал и не преминул подчеркнуть в своих воспоминаниях о поэте прославленный генерал Горбатов.
Автор дорожит неофициальным пониманием происходящего, осознавая, что старшинство на войне – вещь весьма относительная. Об этом прямо говорится в строках, не вошедших, к сожалению, в окончательный текст:
Но над каждым генералом
Кто бы ни был он такой –
Есть другой – большой над малым –
А над тем еще другой, что старше,
Есть ступень – хотя б одна.
И над самым старшим – маршал
И над Маршалом Война…
В решающий для общества час никто не может поставить себя над Войной, а тем более над Жизнью, которая всегда “большой войны”. Вот почему, между прочим, нет в “Книге про бойца” ни имени того, главного, Маршала, ни славословий в его честь, которые оставались обязательными и в литературе 1941-1945 годов, которых в иных, менее значительных случаях не избегал и сам Твардовский. Вот почему в центре произведения – человек самый смертный и самый земной: “В нем – пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти”. По роду службы и духу своему Василий Теркин наиболее чуток к законам войны и жизни.
Ему все сподручно, везде удобно – особенно в кругу боевых товарищей. Он всегда нужен, всеми любим. В каждом деле он мастак, умелец, он может сыграть на гармони, починить часы, готов построить дом, сложить печь; но сейчас герой воюет и воюет так же дельно, спокойно и уверенно.
При той “всеобщности содержания”, которую вместил в себя знаменитый образ, его собственные качества не одному ему принадлежали. И наоборот: он выражает широкое развитие личностного начала, неизбежное в условиях такой войны. Василий Теркин – самостоятельный характер, выразивший полноту национального бытия, личность, стихийно возникшая в сообществе людей.