Главный герой творчества Некрасова – крестьянство

Сочинение на тему роли крестьянства в произведениях Некрасова. С исчерпывающей полнотой и ясностью в картинах, поражающих своей правдивостью, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости крестьянства. Некрасовские стихи поражают глубиной проникновения в психологию крестьянина, удивительным знанием деревенского быта, любовью к народу и ненавистью к его угнетателям.

Еще в то время, когда русская литература не знала героев-крестьян, за несколько лет до появления повести Григоровича “Антон Горемыка” и рассказов Тургенева из “Записок охотника”, Некрасов в ряде стихотворений рассказал о полной страданий жизни крестьянства. Постоянное внимание поэта к жизни крестьянина отразилось даже в названиях некрасовских стихотворений: “В деревне”, “Забытая деревня”, “Деревенские новости”, “Крестьянские дети”, “В полном разгаре страда деревенская” и т. д. Крестьянству в основном посвящены и такие крупнейшие произведения Некрасова, как поэма “Мороз – Красный нос”, “Кому на Руси жить хорошо”, “Коробейники”, и такие лирические шедевры, как “Размышления – у парадного подъезда”, “Орина, мать солдатская”, “Калистрат” и множество других. “На уме у тебя мужики”,- говорил Некрасов о своей музе.

И когда в стихотворении “Балет” он дает сатирическое изображение светского и чиновного общества, восхищающегося сусальным, лживым исполнением на сцене “народных” песен и плясок, его угрюмая муза рисует настоящий народ: пустынный проселок, покрытый белым саваном снега, и мужицкий обоз, возвращающийся из города после сдачи рекрутов:

Даже песня никем не поется,- Бабы спрятали лица в платки, Только вздох иногда пронесется Или крик: “Ну! чего отстаешь? – Седоком одним меньше везешь!..” Снежно – холодно – мгла и туман… И по этой унылой равнине Шаг за шагом идет караван С седоками в промерзлой овчине, Как немые, молчат мужики.

Ø Быть сданным в солдаты в то время было все равно, что быть вычеркнутым из списка живых. Вот почему Ужас народа при слове “набор” Подобен был ужасу казни.

То, что так ужасало народ, не могло не. ужасать Некрасова – народного поэта. Вот почему, описывая гордую красоту Петербурга, роскошь его дворцов, он помнит про тех, кто создал все богатства города. Некрасов не видел “следов обновления”, перемен к лучшему в жизни народа, но от этого его страдальческая поэзия не становилась пессимистической. Некрасов верил в богатырские силы народа, в то, что народ проснется, “исполненный сил”, разорвет сковавшие его цепи и в борьбе с угнетателями завоюет себе счастливую жизнь.

Стихотворения Некрасова, героем которых был народ, становились крупнейшими политическими и литературными событиями: запрещаемые цензурой, они ходили по рукам в многочисленных списках, заучивались и распевались передовой молодежью, печатались в революционных органах. Так, когда цензура запретила “Размышления у парадного подъезда”, стихотворение это было напечатано в “Колоколе” и снабжено таким примечанием Герцена: “Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить”.

Поэзия Некрасова учила соединять слово с делом, воспитывала настоящих революционеров, вызывала восхищение таких великих современников Некрасова, как Чернышевский и Добролюбов. Поэзия Некрасова была поэзией революционной борьбы. Н. А. Некрасов не ограничивался изображением жизни обездоленных и неимущих, он шел дальше, показывая тех, кто присваивает себе плоды народного труда.

В “Железной дороге” – это купчина-подрядчик, “толстый, присадистый, красный, как медь”,, в “Современниках” – это “банкиры, дельцы биржевые”, “тузы-иноземцы”, деревенские кулаки, вельможи, “погрязшие в тине долгов”, фабриканты – все те, кого Некрасов метко назвал “героями спекуляции”. Некрасовский народ понимает, кому достаются плоды его труда. Недаром крестьянин Яким Нагой, который “до смерти работает”, говорит:Работаешь один, А чуть работа кончена, Гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин!

Некрасов верил в то, что русский народ освободится от этих “дольщиков” и “широкую, ясную грудью дорогу проложит себе”, верил в то, что освобожденный народ вместо песни-стона создаст такие песни, в которых не будет “слышно кипения человеческой крови и слез”. К угнетенному народу поэт обращался с вопросом:

Чем хуже был бы твой удел, Когда б ты менее терпел?

Некрасов в своих стихотворениях правдиво рассказывал о том, как живет и работает русский народ. Эта правда была опасной для всех тех, кто жил за счет народа. Поэтому стихи Некрасова беспощадно преследовались цензурой. Так, например, за печатание “Железной дороги” “Современник” получил второе предостережение: журналу угрожало закрытие.

Цензор отмечал, что стихотворение является “страшной клеветой” и возбуждает негодование “против высшего правительства”. Стихи Некрасова звали к борьбе. О том, какое влияние они оказывали на передовую молодежь, можно судить по словам Плеханова: “Я был тогда в последнем классе военной гимназии.

Мы сидели после обеда группой в несколько человек и читали Некрасова. Едва мы кончили “Железную дорогу”, раздался сигнал, звавший нас на фронтовое учение. Мы спрятали книгу и пошли в цейхгауз за ружьями, находясь под сильным впечатлением всего только что прочитанного нами.

Когда мы стали строиться, мой приятель С. подошел ко мне и, сжимая в руке ружейный ствол, прошептал: “Эх, взял бы я это ружье и пошел бы сражаться за русский народ”.

Такова неотразимая сила поэзии Некрасова.



Главный герой творчества Некрасова – крестьянство