Главный герой повести Н. В. Гоголя “Шинель”



В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что “совер­шающий несправедливость несчастнее неспра­ведливо страдающего”. Такое же впечатление производят обидчики мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина, героя повести Гоголя “Шинель”, из которой, по образному выражению Достоевского, вышла вся русская литература.
“Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!.. Они не понимают, не видят, не слушают меня…” Многие из великих писате­лей откликнулись на эту мольбу героя повести Гоголя, по-своему осмыслили и развили образ “маленького человека” в своем творчестве.
Этот образ, открытый еще Пушкиным, после появле­ния “Шинели” стал одним из центральных в лите­ратуре 40-х годов. Тема открыла дорогу изобра­жению “последователей” Акакия Акакиевича в творчестве Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Бунина, Чехова, Андрее­ва. Многие из них постарались увидеть

в “ма­леньком человеке” своего “маленького” героя, “своего брата” с присущими ему чувствами доб­роты, благодарности и благородства.
Что же такое “маленький человек”? В каком смысле “маленький”? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы.

Его место в обществе мало заметно или вовсе не зам­етно.
“Маленький” этот человек еще и потому, что его духовный мир, его желания и мечты также до крайности мелкие и убогие. Для него, напри­мер, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом кру­ге своих бытовых интересов.
Гоголь характеризует главного героя своей по­вести как человека бедного, заурядного, незначи­тельного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспреко­словного подчинения исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкьч не при­вык размышлять над содержанием и смыслом своей работы.

Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, пе­реживать ив конце концов приходит к выводу: “Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь”.
Духовная жизнь Башмачкина созвучна его вну­тренним чаяниям. Собирание денег на приобре­тение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожида­ния исполнения заветного желания. Кража шине­ли, приобретенной путем таких больших лише­ний и страданий, становится дня него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему.”Значи­тельное лицо” так накричало на него, что бедняга потерял сознание.

Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.
Несмотря на “уникальность” созданного Гого­лем образа Башмачкина, он не выглядит в созна­нии читателя одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же ма­леньких, униженных людей, разделяющих удел героя. В этом обобщении образа “маленького человека” – гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождаю­щее произвол и насилие. В этой среде люди жес­токи и равнодушны друг к другу.
Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии “маленького человека”, уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость общества к “маленькому че­ловеку” и впервые призвал его обратить внима­ние на этих незаметных, жалких и смешных, как кажется на первый взгляд, людей.
“Между нами не может быть никаких тесных от­ношений. Судя по пуговицам вашего вицмунди­ра, вы должны служить по другому ведомству.” Вот так по пуговицам мундира, по другим внеш­ним признакам определяется сразу и навсегда отношение к человеку. Так “затаптывается” чело­веческая личность.

Она теряет достоинство, ведь человек не только других оценивает по богатству и знатности, но и себя.
Гоголь призвал общество взглянуть на “ма­ленького человека” с пониманием и жалостью. “Матушка, спаси твоего бедного сына!” – напи­шет автор. И действительно, некоторые обидчи­ки Акакия Акакиевича вдруг понимали это и начи­нали испытывать муки совести. Один молодой служащий, решивший, как и все, подшутить над Башмачкиным, остановился, пораженный его словами:
“Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И молодой человек содрогнулся, увидев, “как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости…”
Взывая к справедливости, автор ставит вопрос о необходимости покарать бесчеловечие общест­ва. В качестве реванша и возмещения запонесен­ные при жизни унижения и оскорбления Акакий Акакиевич, вставший в эпилоге из могилы, являет­ся прохожим и отбирает у них шинели и шубы.
Он успокаивается только тогда, когда отнимает ши­нель у “значительного лица”, сыгравшего трагиче­скую роль в жизни маленького чиновника.
Смысл фантастического эпизода воскресения Акакия Акакиевича и его встречи со “значитель­ным лицом” заключается в том, что даже в жизни самого, казалось бы, ничтожного человека есть такие моменты, когда он может стать человеком в самом высоком понимании этого слова. Сры­вая шинель с сановника, Башмачкин становится в своих глазах и в глазах миллионов таких же, как он, униженных и оскорбленных людей героем, способным постоять за себя и ответить на бесче­ловечность и несправедливость окружающего мира. В такой форме выразилась месть “малень­кого человека” чиновничьему Петербургу. Талантливое изображение в поэзии, литерату­ре, так же, как и в других видах искусства, жизни “маленького человека” открывало для широкого круга читателей и зрителей ту незамысловатую, но близкую им истину, что жизни и “извивы” душ “обыкновенных людей” ничуть не менее интерес­ны, чем жизнь выдающихся личностей.

Проникая в эту жизнь, Гоголь и его последователи в свою очередь открывали для себя новые грани челове­ческого характера и духовного мира.
Демократи­зация в изображении действительности приво­дила к тому, что создаваемые им герои в крити­ческие минуты своей жизни могли стать вровень с самыми значительными личностями.
В своей повести Гоголь сконцентрировал ос­новное внимание на судьбе личности “маленько­го человека”, однако сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопере­живая Башмачкину, читатель невольно задумы­вается и о своем отношении ко всему окружаю­щему миру, и в первую очередь о чувстве досто­инства и уважения, которые должен воспитывать в себе каждый человек, независимо от своего социального и материального положения, а лишь с учетом личных качеств и достоинств.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Главный герой повести Н. В. Гоголя “Шинель”