Главные герои реалистических романов Уэллса
Уэллс обнаруживает антагонизм, непреодолимое разногласие между идеями и существующим в обществе порядком, или, как он определяет это в “Новом Маккиавелли”, “между идеями и произволом”. Мы привыкли воспринимать Уэллса как мастера фантастики. Но его творчество не ограничивается лишь этим аспектом.
В “Предисловии”, написанном в 1908 году к первому русскому изданию его произведений, писатель указал, что научно-фантастические романы были необходимыми для него как определенный этап, преодолев который, он смог обратиться к написанию
Однообразно проходит жизнь ученика мануфактурного магазина Артура Киппса (“Киппс”). Безрадостное детство, недостаток образования, прилавок магазина. “Туманное недовольство жизнью поднималось со дна
Киппс не вырвался. Настоящая жизнь прошла где-то в стороне, хотя, с обывательской точки зрения, Киппсу, в конце концов, посчастливилось: он приобрел собственный дом, вступил в брак, открыл книжный магазин. Проблемам женской эмансипации посвященные романы ” Анна Вероника” и “Жена сэра Айзека Гармена”.
В этих произведениях речь идет о правах и роли женщины в жизни общества и о любви. Отнюдь не принадлежа к приверженцам феминистского движения, которое было довольно активным в Англии на изломе XIX-XX столетий, и, изображая его участниц в откровенно сатирическом плане, Уэллс, впрочем, очень внимательно относился к проблеме общего положения женщин, к проблеме взаимоотношений между полами. Не идеализируя людей, писатель старался оказывать содействие установлению гармоничных и естественных отношений между ними.
В романе “Во время кометы” (1906) он писал: “Мы совсем не хотим уничтожить любовь, но мы стремимся освободить ее от всех наслоений, от гордыни и подозрительности, от корысти и духа соперничества, так, чтобы можно было думать о любви как о сильном, лучистом и непобедимом чувстве”. Среди английских романистов XX ст. Уэллс первым написал о взаимоотношениях мужчин и женщин настолько искренне и откровенно.
Появление романа “Анна Вероника”, героиня которого смело защищает свое право на образование и независимость, право самостоятельно определять свою судьбу и своего избранника, вызвала бушующую реакцию читателей и критиков. Позицию героини Уэллса в Англии начала столетия восприняли как дерзкую затею против установленных правил и моральных норм.
В библиотеках читательницам отказывались выдавать роман Уэллса, священники в воскресных проповедях называли сочинение аморальным. Тем не менее, свою роль эта книга сыграла, расширив круг свободомыслящих женщин не только в литературе, а и в жизни. Собственно, писатель именно этого и хотел, к этому и стремился. “Я хочу быть Человеком”, – говорит героиня Уэллса.
И ее желание разделяли немало современниц писателя. В конфликт со своим окружением вступает и Элла Гармен (“Жена сэра Айзека Гармена”). Историю ее преобразования из покорного, затурканного существа в женщину, которая осознала себя Человеком, Уэллс рассказывает, критикуя существующий брак и связанные с ним законы.
Большое значение для Уэллса имели национальные традиции английской реалистической литературы, прежде всего сатира Дж. Свифта, Ч. Диккенса и В. Теккерея. Талантом этих писателей он восхищался на протяжении всей своей жизни, учась у них мастерству романиста. “Какая голова этот Диккенс!.. Типы, характеры – все эти пузыри, полипы и прочие.
Никто с ним не сравнится. Как он все это вывернул перед читателем!.. Как Шекспир. Как настоящий англичанин.
Как Достоевский… или Бальзак”, – писал Уэллс, восхищаясь романом “Холодный дом”.
Уэллс близок Диккенсом своим вниманием к судьбе человека, к социальным проблемам. Как и Диккенс, он использует прием гротеска, подчеркивает эксцентричные черты в поведении и внешности героев. Еще делая первые шаги в литературе, Уэллс писал о социальной значимости искусства.
С этой точки зрения значительный интерес представляют его статьи о литературе, переписки с писателями Гиссингом, Джеймсом, Беннетом. Уэллс выступал против крайностей натурализма, эстетизма, делал ударение на своей преданности реалистической традиции.
Наиболее полно свое эстетичное кредо и свою концепцию романа Уэллс изложил в программной статье “Современный роман” (“Contemporary Novel”, 1911): “Я считаю роман в самом деле значительным и необходимым явлением в сложной системе неугомонных поисков, которая носит название современной цивилизации”. Задачи романа писатель понимал очень широко. Роман отображает жизнь общества в разнообразных формах ее проявления, оказывает содействие формированию морали и идейных убеждений современников, помогает в преобразовании общества. Уэллс наделяет роман не только критическими, а и конструктивными функциями, решительно отбрасывая представление о романе как о “развлекательном чтиве”.
Главную задачу романа он видел в том, чтобы помочь людям понять и изменить жизнь.
Своеобразность современного романа, по мнению Уэллса, состоит в отказе от упроченных канонов: “Я за полную свободу развития его формы и устремлений!”. Но одно условие он считает абсолютно необходимым: правдивое изображение жизни. Статья “Современный роман” – итог творческих поисков писателя на протяжении довоенного периода его деятельности.
В конце концов, он и в дальнейшем придерживался сформулированных в этой статье принципов. Неотъемлемой особенностью произведений Уэллса является публицистический элемент. Будучи противником бесстрастной ответственности, он и сам постоянно вмешивался в борьбу идей и мыслей, которая велась на страницах его романов.
В 1934 году он заметил: “Реальность взялась подражать моим книгам и готова заменить меня”. В творчестве Уэллса происходил процесс перерастания социально-фантастического романа в социально-политический и социально-бытового – в социально-психологический. В “Самовластии мистера Парема “писатель рассказывает о мысленном фашистском перевороте в Англии. В “Крокетисте” Уэллс осуждает политику невмешательства в войну в Испании.
Образ “крокетиста” – это образ обывателя, который стал приспешником фашизма. Его не беспокоят судьбы человечества и культуры. “Пусть мир идет к черту! Что бы там не произошло, но в половине первого я играю в крокет с тетенькой!”.
К этой теме писатель снова вернется в романе “Осторожность не бывает чрезмерной”. В произведениях Уэллса усиливается сатирический элемент, писатель плодотворно развивает традиции Дж. Свифта и Вольтера. Роман “Мистер Блетсуорси на острове Ремпол” Уэллс посвятил “бессмертной памяти Кандида”.
В книгах английского фантаста, как и у просветителей, воплотилась вера в силу человеческого ума, звучит гуманистический протест против не человечности цивилизации, которая удручает человека и препятствует реализации заложенных в нем естественных возможностей. В романе “Белпингтон из Блепа” писатель рассказывает историю человека, который сознательно стал сторонником фашизма. Белпингтон отказывается от своего человеческого достоинства, приспосабливается к обстоятельствам, оправдывает реакцию, становится защитником установленных ею порядков.
Уэллс прибегает к приемам углубленной психологической характеристики своего героя, передает наименьшие детали процесса становления его личности, начиная с детства и заканчивая моментом, когда Белпингтон провозглашает тост за начало войны.